СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Водная среда обитания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по биологии  является уроком  № 2 в системе уроков по разделу «Организмы и среда обитания». Расскрывает особенности среды и прспособления к ней организмов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Водная среда обитания"»

Технологическая карта урока биологии

по теме: «Водная среда обитания»



Дата: 20.02.2025г.

Класс: 5б

Тема: «Водная среда обитания»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Деятельностная цель: освоение учебной информации о водной среде обитания.

Содержательная цель: формирование системы новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

Образовательная: продолжить формирование понятия о среде обитания и ее видах, познакомиться с водой как средой обитания живых организмов, с абиотическими факторами характерными для нее; изучить основные приспособления организмов к водной среде обитания.

Развивающая: развивать умение выделить главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять и характеризоваь существенные признаки биологических объектов, развивать у обучающихся умение наблюдать и делать выводы на основе наблюдений, умение работать с разными источниками информации, работать в паре.

Воспитательная: продолжить формирование экологической грамотности, воспитывать бережное отношение к водныи ресурсам Земли, воспитывать у обучающихся культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Основные понятия, термины: водная среда обитания, гидросфера, плотность, планктон, нектон, бентос, обтекаемая форма тела, теплоемкость.

Формы и методы обучения: фронтальное и индивидуальное обучение, проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические методы, стимулирования и мотивации интереса к учению.

Технологии обучения: личностно-ориентированного, объяснительно-иллюстративного, проблемного обучения.

Средства обучения: учебник Биология 5 класс, авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, З.Г.Гапонюк, Г.Г.Швецов, Изд.Просвещение, 2023г., рабочий лист, презентация, видеофрагмент «Водная среда обитания».

Оборудование: ноутбук, проектор.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий водной среды обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к водной среде жизни, описывать их; приводить примеры обитателей водной среды жизни.

Метапредметные: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками, личная ответственность за сохранение природы.

Формируемые УУД: регулятивные- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

Познавательные: анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать факты и явления, строить логическое рассуждение, преобразовывать информацию из одного вида в другой.




Организационная структура урока

Этапы урока

Цель

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Выявить уровень подготовки обучающихся к уроку. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветствие класса. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка своей готовности к уроку.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.


2. Актуализация

знаний


Актуализировать необходимые знания для усвоения нового материала.

Организует проверку знаний обучающихся. Мозговой штурм.

Организует беседу, выполнение разноуровневых заданий, работу у доски.


Давайте вспомним, что мы называем средой обитания?

Какие среды обитания различают?

Что такое экологические факторы?

Какие группы экологических факторов выделяют?


Разноуровневые задания: некоторые учащиеся получают карточки с заданиями.(приложение 1)

Работа у доски: учитель предлагает трём учащимся выйти к доске, задача - предложенные примеры экологических факторов распределить на три группы (приложение 2)

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют разноуровневые задания, предполагают, анализируют и сравнивают ответы.



Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.


Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя







3.Мотивация к изучению новой темы

Поддержать интерес обучающихся к изучению новой темы

Мотивирует учащихся на изучение новой темы.

Просмотр видеофрагмента «Водная среда обитания» и прочтение стихотворения.

В ней живут и рыбы, и киты,

Моллюски, иглокожие и раки,

Простейших много, есть ещё моржи

И царство это словно в полумраке.

А глубже окунись – увидишь только ночь,

Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света,

Светящиеся органы помочь

Смогли передвигаться рыбам этим.

Богата жизнь в ней – она этим горда!

Вы знаете ее –это …….



Высказывают предположения, аргументируют их.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Целеполагание, планирование.



Создает проблемную ситуацию, которую разрешает вместе с детьми в ходе беседы.

1. Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд (слайд 1). Назовите живые организмы, изображённые на данном слайде. Скажите, почему живые организмы такие разные?

(Учащиеся предполагают: так как обитают в разных средах жизни)

Учитель: Что вы можете сказать об этих животных? (слайд 2) Что объединяет этих животных? На слайде изображены различные обитатели водной среды: акула, рыбы, кит, тюлень, кальмар и др.

Учащиеся: все они (предложенные организмы) обитатели водоёмов, т.е. водной среды обитания. (слайд 3)

1.Изучить….(особенности, обитания, среды, водной)

2.Выяснить приспособления…(обитания, организмов, среде, к данной)

Учитель: посмотрим, как вы справились (слайд 4 с правильными ответами)


Решение проблемной ситуации. Высказывают предположения, аргументируют их. Озвучивают самостоятельно тему урока, формулируют цель урока (записывают в рабочем листе)

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

5. Усвоение новых знаний и способов действий


Включение обучающихся в целенаправленную деятельность

Объясняет новый материал.

Выявление особенностей водной среды обитания.

Учитель: Каковы же особенности водной среды обитания? (слайд 5)

Вначале учитель называет признак, предлагает учащимся самим охарактеризовать данный признак (например, плотность - …, давление, - … и т.д.), учащиеся под контролем учителя, заполняют таблицу:

Особенности водной среды

1. Плотность

высокая

2. Давление

высокое

(увеличивается с глубиной)

3. Температура

колебания небольшие

4. Кислород

мало

5. Свет

мало

(уменьшается с глубиной)

6.Солевой состав

Пресная, соленая

Выявление приспособлений к водной среде обитания.

Как же животные обитают в таких условиях? Каковы приспособления к обитанию в воде?

Обратите внимание на форму тела животных (представлены акула, кит, тюлень, некоторые виды рыб) (слайд 6). Учащиеся предлагают варианты. Учитель вводит понятие - обтекаемая форма тела.

Учитель: Каково значение такой формы тела? (облегчает передвижение в воде)

Ребята, вы наверняка, когда - либо трогали, свежую рыбу. Какова она на ощупь? (тело покрыто слизью). Какое это имеет значение? (уменьшает трение о воду).

С помощью чего животные передвигаются, плавают?

Учащиеся под контролем учителя называют органы движения - плавники, ласты.

Как дышат водные животные? Учащиеся под контролем учителя называют органы дыхания - жабры (рыбы). Учитель акцентирует внимание учащихся, что водные млекопитающие, такие как киты, дельфины, тюлени, моржи, дышат атмосферным воздухом с помощью лёгких.

Как моржи, киты, приспособлены к обитанию в холодных водах? (подкожный слой жира)

Одновременно с обсуждением материала, заполняется таблица (в рабочем листе):

Приспособления к водной среде

1

обтекаемая форма тела

2

тело покрыто слизью

3

плавники, ласты

4

органы дыхания - жабры

(легкие - у млекопитающих)

5

подкожный слой жира

Физкультминутка (пауза релаксации)

(Музыкальное сопровождение)

Ох, как долго мы писали,
Глазоньки у нас устали. (Моргаем глазами)
Посмотрите-ка в окно, (Смотрим влево – вправо)
Ух, как солнце высоко! (Смотрим вверх)
Глазки мы сейчас закроем, (Закрываем глаза ладошками)
В классе радугу построим!
И по радуге пройдем, (Смотрим по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом мы вниз сойдём, (Смотрим вниз)
Жмурься сильно, не держись! (сильно зажмуриться, открыть глаза, затем поморгать)


Введение терминов планктон, нектон, бентос.

Учитель: Обратите внимание на слайд (слайд 7). Что общего у этих животных?

Учащиеся предлагают ответы под контролем учителя:

- небольшие размеры,

- большая площадь поверхности (за счёт разнообразных выростов)

Планктон - совокупность организмов, не способных преодолевать силу трения, «парящие» в толще воды. Планктон - основа всех пищевых цепей океана.

Следующий слайд (или изображения животных на таблицах, рисунках: акула, дельфин, рыбы) (слайд 8) - чем похожи эти организмы? Как передвигаются?

Нектон - имеют обтекаемую форму тела, хорошо развиты мышцы, плавники.

Следующий слайд (или изображения животных на таблицах, рисунках: черви, кораллы, моллюски) (слайд 9)

Что объединяет этих животных? (обитают на дне)

Бентос - организмы, обитающие на дне водоёмов.



Работают в парах с текстом учебника: читают текст, анализируют его, составляют таблицу. Отвечают на вопросы учителя.Обощают, делают выводы.





Выполняют задание





































Решение проблемной ситуации. Строят высказывания, выдвигают свои гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи



Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, выделяют главное.








Выполняют физические упражнения



















Записывают в рабочий лист новые термины

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


6.Первичная проверка и коррекция знаний

Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы и провести их коррекцию.

Выполним задания.

Задание 1. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Дельфин обитает в __________ среде. Водная среда обитания характеризуется __________ плотностью; давление повышается с увеличением __________ . Колебания температур __________ . Для водной среды характерен недостаток ______ и ________ .

Ответы: среда обитания, водной, глубины, небольшие, света и кислорода.


Задание 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) коралл, белая акула, дождевой червь, морж;

Б) плавники, обтекаемая форма тела, ласты, роющие конечности;

В) черви, кораллы, дельфин, прудовик;

Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.

Проверка в парах.



Выполняют работу по предложенному заданию, отвечают на вопросы. Осуществляют обобщение и систематизацию знаний. Осуществляют взаимопроверку.


Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.


7. Закрепление знаний.

Осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Решение заданий на формирование естественно-научной грамотности.

Задание «Аквариум» (приложение 3)


Анализируют, систематизируют и интерпретируют биологическую информацию различных видов и формпредставления, применяют естественнонаучные знания для объяснени биологического процесса или явления, делают соответсвующие выводы.

8.Рефлексия

Осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной или самостоятельной деятельности.

Ребята, вам предложены предложения. Выберите любое понравившееся из них и продолжите предложение:

1. Сегодня на уроке я узнал (а) …

2. Мне было интересно …

3. На уроке мне было труднее всего …

4. У меня сегодня получилось …

5. Я смог (смогла) …


Осущесвление самоанализа своей деятельности на уроке, восприятие оценки своей работы учителем, одноклассниками.

Личностные :

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


9.Домашнее задание

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования

Поясняет домашнее задание.

Стр.102-106, учить биологические термины. По выбору: творческое задание - используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета напишите мини-сочинение о животном или растении водной среды обитания.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки.



Задают уточняющие вопросы, записывают в дневник домашнее задание.

Познавательные УУД:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Приложение 1


Карточка 1


Определите правильность утверждений:

1. Экологические факторы всегда действуют на организмы благоприятно.

2. Животные способствуют расселению растений на новые территории.

3. Вырубка лесов относится к факторам неживой природы.

4. Осадки, ветер, рельеф - это примеры факторов неживой природы.

5. Выхлопные газы - это пример антропогенного воздействия.


Карточка 2

Установите соответствие:

А) фактор живой природы

1) загрязнение рек приводит к уменьшению численности

различных видов рыб и водных растений

Б) фактор неживой природы

2) многие животные пустыни активны в вечерние часы, днём они неактивны

В) деятельность человека

3) многие цветковые растения опыляются насекомыми


Карточка 3

Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки номера примеров: абиотические, биотические, антропогенные.

Примеры факторов: 1 - бактерии, 2 - насекомые, 3 - ядохимикаты, 4 - снег, 5- песчаная почва,

6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищники, 9 - выхлопные газы, 10 - блохи.

Абиотические факторы

(неживой природы)

Биотические факторы

(живой природы)

Антропогенные факторы

(деятельность человека)





Карточка 4


Дайте определение среде обитания. Какие среды обитания выделяют?


Приложение 2


Работа у доски (3 ученика)

Определить тип экологических факторов. Записать в колонки: абиотические (1 ученику), биотические (2 ученику), антропогенные (3 ученику).

Примеры факторов: 1- вирусы, 2- комары, 3- туман, 4- дождь, 5- глинистая почва, 6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищные птицы, 9 - выхлопные газы, 10 - паразитические черви. Проверка задания с учениками, которые не выполняли задания.


Ответы:

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

3, 4, 5

1, 2, 8, 10

6, 7, 9




Приложение 3


Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

Аквариум

Никита решил завести аквариумных рыбок. Но прежде чем пойти с родителями в

зоомагазин, он стал изучать, что должно быть в аквариуме, чтобы рыбки чувствовали себя

хорошо. Он обратился за советом к своему товарищу, у которого уже несколько лет дома

был аквариум.

Товарищ Никиты рассказал, что в аквариуме для жизни рыбок должны быть: грунт,

подводные предметы, растения, некоторые животные (например, креветки, моллюски).

Также надо подумать, каких размеров будет аквариум. А ещё надо знать особенности

жизнедеятельности аквариумных рыбок.

В качестве грунта в аквариуме используется крупный речной песок с размером песчинок

1,5–3 мм или галька с размером камешков не больше 8 мм. Тщательно промытый

проточной водой песок укладывают в аквариум. И даже после этого в песке останутся

органические остатки, а в них бактерии и одноклеточные животные (простейшие). После

того как в аквариуме грунт залили водой, она в первые дни помутнеет, а потом опять

станет прозрачной.

1.Как Вы считаете, почему вода сначала помутнеет, а потом опять станет

прозрачной?

Выберите один ответ.

А. В толщу воды поднимается песок, а потом он оседает на дно.

Б. В воде размножаются одноклеточные зелёные водоросли, а затем они сгнивают.

В. В воде выделяются пузырьки кислорода, а затем они испаряются с поверхности воды.

Г. В воде быстро размножаются бактерии, которые затем поедаются одноклеточными

животными.

2 В аквариуме обитают различные представители растительного и животного мира, а

также мира бактерий.

Постройте пищевую цепь из перечисленных объектов: одноклеточные животные

(простейшие), мальки рыбок, бактерии, органические остатки.

Впишите названия организмов в нужные окошки.


     







3 Объясните, для чего в аквариуме нужны растения? Запишите свой ответ.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________