II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся. Определение темы урока | - Какой район мы изучаем? (Восточная Сибирь). Показать на карте. - Давайте вспомним особенности его географического положения. Выберите варианты ответов, в которых правильно указаны особенности ГП Восточной Сибири: 1.Восточно-Сибирский район граничит с Западно-Сибирским районом и Дальневосточным районом; 2. Располагается в центре Азиатской части. 3. 1000 км. отделяют его как от западных, так и от восточных границ страны. 4. Располагается в центре Европейской части. 5. Восточно-Сибирский район граничит с Центральным, Северо – Кавказским и Дальневосточным районами. 6. Имеет большую протяженность с севера на юг. Слева - каменный пояс Урала, Справа Тихий шумит океан. Ты - хрустальная бездна Байкала И туманы в ущельях Саян. Ты - бескрайние тундры просторы, Где полгода мороз и пурга, Золотые Алтайские горы И зелёная сказка - тайга. Не проехать от края до края И ни вдаль не объять, и ни вширь! Ты речная моя и лесная, Бесконечно родная Сибирь! О каком экономическом районе сегодня пойдет речь? | Диалог с учителем Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; -Восточная Сибирь | Ф | Личностные УУД Формирование мотивационной основы учебной деятельности Познавательные УУД Формирование целостной картины мира Коммуникативные УУД Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; | |
I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий Поиск информации. Физкультмин. |
- Почему изучение любого района мы начинаем с изучения Г.П. и в частности Ф.Г.П. (Ф.Г.П. влияет на все компоненты природы). Записываем число и тему урока. 1. - Откройте физическую карту Восточной Сибири (стр.48). Что можете сказать о рельефе в целом? (разнообразен) - Рельеф Восточной Сибири разнообразен. Здесь есть и равнины и горы. Равнины различны по высоте: низменности (Северо-Сибирская), плоскогорья (Среднесибирское). Горы тоже отличаются по высоте: средние на востоке (Енисейский кряж, Ленно – Ангарское плато), высокие на юге (горы Алтай, Саяны, Становое нагорье). - Какие горы являются самыми высокими? Самая высокая точка - …………. - Откройте физическую карту России. Давайте посмотрим профиль рельефа Восточной Сибирь с севера на юг по меридиану 950 в.д. Назовите формы рельефа и определите средние высоты. (горы Бырранга (1000-1400 м.), Северо-Сибирская низменность (400 м.), плато Путорана (1500м. -2000 м.), Среднесибирское плоскогорье (1000 м.), Восточный Саян (2000 м. – 2500м.). - Почему рельеф этой физико-географической области столь разнообразен? Откройте карту «Тектоника и минеральные ресурсы» и определите, что лежит в основании названных форм рельефа?
Первыми рвались на восток самые активные люди, которых называли промышленниками. Их главным промыслом и была рухлядь, так в старину называли пушнину. Пушнина была предметом роскоши, за нее щедро платили как европейские монархи, так и азиатские правители . Как в Азии, так и в Европе к тому времени своей пушнины уже давно не было. Кроме того, пушнина (в отличие, например, от древесины или соли) была очень удобным товаром для индивидуальных предпринимателей того времени – весила мало, места занимала немного, хранилась долго, стоила дорого, расходов требовала мало. Рухлядь скупалась у местного населения за тряпки, ножи-топоры и водку, поэтому прибыль могла быть в тысячи процентов. Одной из самых острых проблем России издавна был недостаток благородных металлов для изготовления монет, в обращении были в основном медные монеты. В России сохранился такой факт. В 1748г. М.В. Ломоносову была выплачена государственная премия в размере 2000 рублей. Бумажных денег в России тогда еще не было, а золотых и серебряных монет не хватало. Пришлось светилу российской науки на десятке подвод вести 3,5 тонны медных монет. Что мы должны сегодня узнать на уроке ? (формулируется цель) Задание: Записать субъекты РФ, входящие в В-С эк. Район. Внесите в свои тетради данные о площади и протяженности района (работа с учебником: П=4,1 млн. км2, с-ю=3000км., з-в=1800км.) Задание: Оцените ЭГП Восточной Сибири. Положительное: 1. Омывается СЛО на севере , северный морской путь. 2. Соседство с Дальним Востоком и Западной Сибирью, Монголией, Китаем 3. Богатство природных ресурсов Отрицательное: 1.Удаленность от центра России, европейских стран 2.Низкая степень освоенности и заселенности 3. Слабая транспортная освоенность Задание: Проанализируйте природные условия и ресурсы Восточной Сибири ( с точки зрения важности района и России) Запасы природных ресурсов Восточной Сибири Виды ресурсов | Запасы | Центры | Топливно-энергетические: 1.Каменный и бурый уголь 2.Нефть 3.Газ Минеральные ресурсы: 1.Железные руды 2. Руды цветных металлов Никель, Кобальт, платиноиды, Медь Золото, Серебро, Свинец, Цинк Олово, Молибден Полиметалические руды 3.Строительные материалы Древесина: Гидроэнергетические: | 3,7 трл. т. 1 место по России (80% от общероссийских (30% балансовые) 8,5% Большие запасы мирового значения Значительные запасы 40% (27 млр м3) 44% (700 млрд кВт/ч) | Канско-Ачинский буроугольный бассейн, Иркутский каменноугольный бассейн, Гусиноозерское месторождение бурого угля в Бурятии, т.д Перспективные районы: Тунгусский каменноугольный бассейн, Таймырский каменноугольный бассейн Марковское месторождение в Иркутской обл. Ковыктинское месторождение В Иркутской обл. Ангаро-Илимский район, Красноярский край (9бассейнов) Норильское, Октябрьское, Талнахское на Севере Восточной Сибири, Кузнецкий Алатау, Удоканское месторождение в Читинской обл. Читинская обл. Читинская обл. Тыва Бурятия, Забайкалье Зона тайги Братская ГЭС, Красноярская ГЭС, Иркутская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС, Мамаканская ГЭС |
| Объединяются в группы. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Поиск информации в атласах, учебниках, дополнительных источниках информации. Работают с информацией, представленной учителем. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Обосновывают выбор написания. Представитель каждой группы отчитывается о работе группы -
1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х возможно лишь на юге, в степных районах) 1гр: Агроклиматические, почвы, природные зоны. Сделать вывод о возможности развития с/х (неблагоприятные условия, резко-континентальный климат умеренного пояса, мерзлотно-таежные почвы, с/х возможно лишь на юге, в степных районах)
| и И Ф и | Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Личностные УУД Формировать умение способности к саморазвитию Коммуникативные Регулятивные УУД проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ПознавательныеУУД Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из просмотренного вид Познавательные УУД Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД владение монологической и диалогической формами речи . Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Работа в группах Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. |