СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс. Урок разработан с учетом требований ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Возникновение земледелия и скотоводства" 5 класс»

Технологическая карта

Тема урока

Возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока


Образовательные ресурсы

Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364

План урока

  1. мотыжное земледелие

  2. приручение животных

  3. глиняная посуда и одежда из ткани

  4. родовые общины и племя.

  5. духи, идолы и жертвы

Цель урока

Создание условий для формирования представлений об условиях, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства.

Формы и методы обучения

Методы: репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Мотыжное земледелие, ткачество, род, сородичи, старейшина, вождь, племя, тотем, культ, духи, идолы, жертва.

Планируемые образовательные результаты

Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.

Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Формы контроля

Организационный момент

3

Подготовка класса к работе

Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: перечислите условия, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства.

Записывают тему урока, заполняют тетради

Фронтальная

Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

организуют  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работают индивидуально;

формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;

Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала

20

Ответы на вопросы

Работа в группах.

Учитель. Освоение природы древнейшим человеком сопровождалось появлением всё новых и новых приспособлений для труда, быта. Со временем собирательство и охота сменились земледелием и скотоводством.

Задание 1.

- перечислите трудности в работе земледельца.

- какие орудия труда применялись при разных видах земледельческих работ?

- перечислите, какие растения выращивали древние земледельцы.

Задания в группах.

Группа 1. прочитайте пункт параграфа 2. Приручение животных. И ответить на вопросы:

- предположите, как детеныши зверей могли оказаться в поселении древнего человека.

- что изменилось в жизни человека с появлением домашних животных.

- поясните, как древнейший человек становился все более независимым от природных условий местности.

Группа 2. прочитайте пункт параграфа 3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Ответьте на вопросы

- объясните, почему и как появилась глиняная посуда в быту древнего человека.

- перечислите, что было необходимо древнему горшечнику для изготовления глиняного горшка (на основе текста учебника)

- докажите, что глиняная посуда улучшила качество жизни первобытного человека.

Группа 3. прочитайте пункт параграфа 3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Ответьте на вопросы:

- предположите, почему человек изобрел ткачество

- поясните какие открытия предшествовали появлению ткачества

- перечислите последствия изобретения ткачества.

Физминутка

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию.

Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя.

Осуществляют анализ фактов.

Устный опрос

Записи в тетради



Коллективом родственников, родовой общиной управляли старейшины. Они были хранителями знаний и опыта предыдущих поколений, устоявшихся традиций, обеспечивающих порядок жизни в общине. Старейшины пользовались большим почетом в роду за их мудрость в практический опыт. Часто старейшинами становились самые ловкие и успешные охотники. Таким образом, трудности побудили первобытных людей к совместной жизни в одном коллективе, к сотрудничеству.

Праобщина человека сплачивалась за счет представления о едином предке. Своего предка из мира окружающей живой природы. Так, у неандертальца сложился культ животных. Первобытные люди считали, что идол (тотем) – это их предок, от которого они произошли. Постепенно сложился обряд поклонения идолу (тотему), или его культ. Идол защищал и оберегал от всех невзгод. Чтобы задобрить родоначальника праобщины – тотем, древнейшие люди приносили ему жертвы.

Задание.

- почему изгнание из племени считалось самым жестоким наказанием.

Учитель. Археологические находки свидетельствуют, что древнейшие люди поклонялись мамонтам, носорогам, бизонам, лошадям, быкам, кабанам, медведям, оленям, лосям, барсукам, рыбам, птицам и другим животным. Например, находки археологов во Франции отражают культ медведя. Все в праобщине стремились быть похожими на своего покровителя в силе, выносливости, приспособленности к природе. Такие представления указывают на то, что древнейший человек ощущал себя частью природы, как живой так и неживой.

Задание

- расскажите о роли идолов в жизни рода, племени.

Записывают определения в тетрадь

Фронтальная, индивидуальная

Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Записи в тетради

Первичное осмысление и закрепление

6

Работа с понятиями

Поясняет задание на слайдах

Слайды

Задание 1.

Первое животное, которое приручил человек – это

А) овца

Б) коза

В) собака

Г) корова

Задание 2

Раньше других растений земледельцы стали выращивать

А) рожь

Б)гречиху

В) ячмень и пшеницу

Г) кукурузу

Отвечают устно на вопрос

Индивидуальная

Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.

Устные ответ

Итоги урока, рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке знаний

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?

  • Что мы записали в тетради?

  • Что мы увидели в презентации?

  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Перечислять условия, которые способствовали развитию земледелия или скотоводства

Перечислять трудности в работе земледельца

Объяснять причины возникновения ремесла

Рассказывать о роли идолов в жизни рода, племени

Давать определения понятиям: род, сородичи, старейшина, племя, идол, тотем, культ

Находить на исторической карте районы первичного земледелия (работать с контурной картой)

Устный опрос

Домашнее задание

1

§ 4. рабочая тетрадь упражнение № 16

Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки

Записывают в дневник

Фронтальная

Рефлексируют уровень сложности задания

Записи в дневнике






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!