Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: перечислите условия, которые способствовали развитию земледелия и скотоводства. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы Работа в группах. | Учитель. Освоение природы древнейшим человеком сопровождалось появлением всё новых и новых приспособлений для труда, быта. Со временем собирательство и охота сменились земледелием и скотоводством. Задание 1. - перечислите трудности в работе земледельца. - какие орудия труда применялись при разных видах земледельческих работ? - перечислите, какие растения выращивали древние земледельцы. Задания в группах. Группа 1. прочитайте пункт параграфа 2. Приручение животных. И ответить на вопросы: - предположите, как детеныши зверей могли оказаться в поселении древнего человека. - что изменилось в жизни человека с появлением домашних животных. - поясните, как древнейший человек становился все более независимым от природных условий местности. Группа 2. прочитайте пункт параграфа 3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Ответьте на вопросы - объясните, почему и как появилась глиняная посуда в быту древнего человека. - перечислите, что было необходимо древнему горшечнику для изготовления глиняного горшка (на основе текста учебника) - докажите, что глиняная посуда улучшила качество жизни первобытного человека. Группа 3. прочитайте пункт параграфа 3. Глиняная посуда и одежда из ткани. Ответьте на вопросы: - предположите, почему человек изобрел ткачество - поясните какие открытия предшествовали появлению ткачества - перечислите последствия изобретения ткачества. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Коллективом родственников, родовой общиной управляли старейшины. Они были хранителями знаний и опыта предыдущих поколений, устоявшихся традиций, обеспечивающих порядок жизни в общине. Старейшины пользовались большим почетом в роду за их мудрость в практический опыт. Часто старейшинами становились самые ловкие и успешные охотники. Таким образом, трудности побудили первобытных людей к совместной жизни в одном коллективе, к сотрудничеству. Праобщина человека сплачивалась за счет представления о едином предке. Своего предка из мира окружающей живой природы. Так, у неандертальца сложился культ животных. Первобытные люди считали, что идол (тотем) – это их предок, от которого они произошли. Постепенно сложился обряд поклонения идолу (тотему), или его культ. Идол защищал и оберегал от всех невзгод. Чтобы задобрить родоначальника праобщины – тотем, древнейшие люди приносили ему жертвы. Задание. - почему изгнание из племени считалось самым жестоким наказанием. Учитель. Археологические находки свидетельствуют, что древнейшие люди поклонялись мамонтам, носорогам, бизонам, лошадям, быкам, кабанам, медведям, оленям, лосям, барсукам, рыбам, птицам и другим животным. Например, находки археологов во Франции отражают культ медведя. Все в праобщине стремились быть похожими на своего покровителя в силе, выносливости, приспособленности к природе. Такие представления указывают на то, что древнейший человек ощущал себя частью природы, как живой так и неживой. Задание - расскажите о роли идолов в жизни рода, племени. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа с понятиями | Поясняет задание на слайдах Слайды Задание 1. Первое животное, которое приручил человек – это А) овца Б) коза В) собака Г) корова Задание 2 Раньше других растений земледельцы стали выращивать А) рожь Б)гречиху В) ячмень и пшеницу Г) кукурузу | Отвечают устно на вопрос | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Перечислять условия, которые способствовали развитию земледелия или скотоводства Перечислять трудности в работе земледельца Объяснять причины возникновения ремесла Рассказывать о роли идолов в жизни рода, племени Давать определения понятиям: род, сородичи, старейшина, племя, идол, тотем, культ Находить на исторической карте районы первичного земледелия (работать с контурной картой) | Устный опрос |