Урок «Введение в алгебру» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно сегодня работать с вами! Надеюсь на сотрудничество, построенное на взаимном уважении! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | – Какие ассоциации у вас вызывает слово «алгебра»? – Что вам уже известно об этом понятии? – Что означает понятие «алгебраические выражения»? Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Можете ли вы пояснить, что собой представляют алгебраические выражения? Формулирует учебную задачу: – Исследовать понятие «алгебраические выражения». | Принимают участие в обсуждении вопросов. Выделяют для себя знания, которые им уже известны, и обращают внимание на недостаточность своих познаний по рассматриваемому вопросу. Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть понятий «алгебра» и «алгебраические выражения»; – научиться вычислять значение алгебраических выражений | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Насколько для меня интересно достичь решения задач, поставленных на данном уроке? – Что меня отвлекает от учебного процесса? Как решить эту проблему? – Чего я ожидаю от сегодняшнего урока? – Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Что такое алгебра? Когда она появилась? Организует анализ определений понятий «числовые выражения», «значение числового выражения» и «выражение с переменной» Организует обсуждение проблемного вопроса. – Как буквенное выражение можно преобразовать в числовое? Вводит понятие значение переменной. Проблемный вопрос. – Можно ли утверждать, что всякая запись, состоящая из чисел, букв, знаков арифметических действий и скобок, является буквенным выражением? Объясняет учащимся, что числовые выражения и выражения с переменными называют алгебраическими выражениями. Предлагает преобразовать данную информацию в графический вид. Предлагает учащимся проанализировать две группы алгебраических выражений и выяснить отличия. Объясняет учащимся, что выражения первой группы называют целыми выражениями. Выражения второй группы целыми не являются. | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Проводят исследования. Работают с разными источниками информации. Найденная информация | Вопросы учителю | Алгебра – это один из разделов математики | Какие…? | Слово «алгебра» происходит от арабского слова «аль-джебр» | Почему…? | В IX в. ученый Мухаммед ибн Муса аль Хорезми написал трактат о способах решения уравнений | Что…? | Анализируют определения. Заполняют таблицу. Определения | Ключевые слова | Я не понимаю… | Числовым выражением называют запись, составленную из чисел, знаков арифметических действий и скобок | Запись, числа, знаки арифметических действий, скобки | Каким образом…? | Число, которое получится в результате выполнения действий в числовом выражении, называют значением выражения | Число, действия, числовое выражение | Почему …? | Выражение с переменной – это выражение, которое состоит из чисел и букв, соединенных знаками арифметических действий и скобками | Выражение, числа, буквы, знаки арифметических действий | Где…? | Проводят исследование. Выясняют, что необходимо буквы и заменить соответствующими числами. Например: 2(5 + 6). Работают в группах. Проводят исследования. Выясняют, что бывает бессмысленный набор символов, который не является буквенным выражением. Например: 8) + (х – Делают записи в тетради. Проводят исследования. Выясняют, что выражения первой группы не содержат деления на выражения с переменными. | Проведение исследования Умение анализировать информацию Проведение исследования Преобразование информации в графический вид |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самопроверку знаний учащихся. Помогает учащимся разобраться в вопросах, с которыми они не справились | Отвечают на вопросы и определяют, насколько необходимо дополнительно изучить новый материал урока. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Это легко. Я готов дать ответ | Надо подумать | Сложно ответить на вопрос | Какие выражения называют алгебраическими? | | | | Что собой представляют числовые выражения? | | | | Что такое «значение числового выражения»? | | | | Что значит «выражение с переменными»? | | | | Какие алгебраические выражения называют целыми? | | | | | Актуализация полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 1) Найдите значение числового выражения: 1) 0,72 + 3,018 3) 5) 2. (№ 2) Чему равно значение выражения: 1) 5) 3) 7) 3. (№ 3) Вычислите значение выражения. 4. (№ 8) Найдите значение выражения: | Решение. 1. 1) 3,738; 3) 0,54; 5) 7200 : 9 = 800. 2. 1) 5) 3) 7) 3. 1) 1,3; 8) 12) 0,3; 14) 4. | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Что я научился делать на уроке? – Что из изученного на уроке я понял не до конца? – Достиг ли я поставленной личной цели на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |