Технологическая карта урока "Вычитание натуральных чисел" в 5-м классе в соответствии с ФГОС
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный этап. | подготовить учащихся к работе на уроке |
Актуализация знаний. | актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся |
Первичное усвоение новых знаний. | дать учащимся конкретное представление о свойствах вычитания, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению |
Первичная проверка понимания. | установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности, устранить обнаруженные пробелы |
Первичное закрепление. | закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | контроль знаний |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | подведение итогов работы, оценка собственных действий на уроке |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: учиться работать по предложенному плану. коммуникативные УУД: умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. личностные УУД: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнее состояние рабочих мест, наличие учебных пособий, тетради и т.д., организация внимания учащихся) | проверка наличия учебника, тетради, сигнальных кружков, математического словарика настрой на работу на уроке |
2. Актуализация знаний. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. познавательные УУД: формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Предметные результаты: верно использовать в речи математические термины; устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов; грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания; выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условиям задачи. | Организация устной работы: фронтальный опрос: назовите компоненты (результат) при сложении и вычитании что показывает уменьшаемое? вычитание? разность? прочтите выражения: 103+в; 104-с; х+у; а-45 почему вычитание называют действием, обратным сложению? как проверить правильность выполненного вычитания сложением? вычитанием? соотнесите результаты вычитания: 62-23 287-64 683-233 1000-25 | 975 450 39 223 | Организация письменной работы: выполните действия письменно: 2370812+(6837521-5999000) самопроверка – ответы на доске фронтальная проверка с помощью сигнальных кружков Организация индивидуальной работы (ученик вызывается к доске): выполните сложение наиболее простым способом: учебник – собеседник: Шеврин Л.Н, Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2001г.: стр.149, №39.6 Блиц-турнир (в тетрадь записываются только ответы: обсуждаются критерии оценивания: “5” за 6 правильных ответов, “4” за 5 правильных ответов, “3” за 4 правильных ответа, “2” за менее 4 правильных ответов Задания блиц-турнира: 1. Было с, убавилось в. Сколько осталось? 2. Было с, убавилось сколько-то, осталось а. Сколько убавилось? 3.В одном с, в другом на в меньше. Сколько в другом? 4.В двух вместе с, в одном а. Сколько в другом? 5. В одном с, в другом в в раз меньше. Сколько в другом? 6. В одном с, в другом а (с больше а). На сколько в первом больше, чем во втором? самопроверка – ответы на доске – оценивание на основании выбранных критериев фронтальная проверка с помощью сигнальных кружков какая задача лишняя? почему? | отвечают на вопросы учителя вычисляют в устной и письменной формах участвуют в самопроверке и фронтальной проверке с помощью сигнальных кружков |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. познавательные УУД: использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. личностные УУД: ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; оценивание усваиваемого содержания. Предметные результаты: записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв; использовать их для рационализации письменных и устных вычислений. | Организации проверки индивидуального задания: какой способ оказался наиболее простым? запиши переместительное свойство сложения сформулируй переместительное свойство сложения предлагается учащимся задать дополнительные вопросы самооценка оценивание одноклассников Постановка цели урока: Тема урока: “Свойства вычитания” Цель: применение свойств вычитания для упрощения выражений Применение теоретических положений при решении задач: задача №1 Длина траншеи 147 м. За первый час вырыли 36 м, за второй час – 42 м. Сколько осталось вырыть? решите задачу двумя способами поставьте вместо чисел буквы а, в и с, запишите полученное равенство свойство вычитания суммы из числа: а-(в+с) = (а-в) -с прочтение, формулировка (использование учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 30-е изд., испр. - М. Мнемозина, 2012г.) задача №2 В первой коробке 30 конфет, во второй – 20 конфет. Девочка съела из первой коробки 6 конфет. Сколько конфет осталось в двух коробках вместе? решите задачу двумя способами поставьте вместо чисел буквы а, в и с, запишите полученное равенство свойство вычитания числа из суммы: (а+в) -с = (а-с) +в прочтение, формулировка (использование учебника) самостоятельно запишите свойства 0 при сложении и вычитании на каждое свойство приведите пример | задают учащемуся у доски дополнительные вопросы участвуют в оценивании записывают тему урока определяют цель урока решение предложенных учителем задач вывод свойств вычитания: суммы из числа; числа из суммы прочтение, формулировка свойств с использованием учебника самостоятельно записывают свойства 0 при сложении и вычитании на каждое свойство приводят пример |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму. познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: использовать свойства вычитания для рационализации письменных и устных вычислений. | Вычислите наиболее простым способом: 1. (245+38) – 145 2. 284 – (84+37) 3. 137 – (37+18) 4. (65+358) – 158 5. 648 – (48+85) 6. 752 – (52+37) | решение примеров 1-3 осуществляется учащимися у доски (выходят по одному ученику) решение примеров 4-6 осуществляется учащимися самостоятельно в тетрадях |
5. Первичная проверка понимания. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. коммуникативные УУД: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. | Самопроверка примеров 4-6– ответы на доске Фронтальная проверка с помощью сигнальных кружков | участвуют в самопроверке и фронтальной проверке с помощью сигнальных кружков |
6. Первичное закрепление. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем. познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. личностные УУД: определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве. Предметные результаты: использовать свойства вычитания для рационализации письменных и устных вычислений. | Выполнение задания учебника: №262 Какие свойства применялись? | выполняют задание учебника (один ученик у доски на отметку) задают учащемуся у доски дополнительные вопросы участвуют в оценивании отвечают на вопрос учителя |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. познавательные УУД: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. | Игра “Истинно – ложно” (использование сигнальных кружков): 1. 54+20=74 20 – вычитаемое 74 – значение суммы 2. 45-15=30 45 – уменьшаемое разность показывает на сколько вычитаемое больше уменьшаемого 3. Свойство вычитания суммы из числа: а-(в+с) = (а-в) –с 4. Свойство вычитания числа из суммы: (а+в) -с = (а-с) –в 5.а+0 = 0 6.Тип задачи “больше в раз” - это задача на сложение 7. Р прямоугольника = 2(а+в) Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | участвуют в игре “Истинно – ложно” (использование сигнальных кружков) участвуют в обсуждении коррекции допущенных ошибок |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Предметные результаты: выполнять сложение и вычитание натуральных чисел; записывать свойства сложения и вычитания натуральных чисел с помощью букв; использовать их для рационализации письменных и устных вычислений. | Домашнее задание: прочитать пункт 9 учебника решить задачу №266 выполнить письменные вычисления №288 (д,е) вычислите, выбирая удобный порядок действий Дополнительное задание: | записывают домашнее задание |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Метапредметные результаты: регулятивные УУД: оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. познавательные УУД: формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. личностные УУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. | Предлагается продолжить фразу, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал... 2. Было интересно... 3. Было трудно... 4. Я выполнял задания... 5. Я понял, что... 6. Теперь я могу... 7. Я почувствовал, что... 8. Я приобрел... 9. Я научился... 10. У меня получилось... 11. Я смог... 12. Я попробую... 13. Меня удивило 14. Мне захотелось... | осуществляют самооценку собственной учебной деятельно |