Урок «Вычитание векторов» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам геометрии! – Я сегодня постараюсь вам помочь продолжить познавать геометрию! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своем «багаже» знаний о векторах: – Что вы уже знаете и умеете? Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнить вычитание векторов? Формулирует учебную задачу: – Исследовать вычитание векторов | Выступают перед классом или в группах. – Мы изучали… – Я разобрался с… – Я могу объяснить… – Я выполнял… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть действия вычитания векторов; – научиться выполнять вычитание векторов | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Что меня заинтересовало в теме урока? – Почему учиться никогда не поздно? – Каких результатов моей работы на уроке ожидают мои родители? – Какова моя цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как выполнить вычитание векторов? Организует изучение понятия «разность векторов». Организует исследование иллюстраций. Организует анализ теоремы. Помогает сделать вывод: Для любых векторов существует единственный вектор такой, что . Организует анализ понятия «противоположные векторы». Отвечает на вопросы учащихся. Объясняет: – Вектор, противоположный вектору обозначают так: – . Вектору противоположным является вектор . Для любых точек А и В выполняется равенство Из правила треугольника следует, что: Организует анализ теоремы. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Анализируют информацию. Заполняют таблицу: Информация | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Разностью векторов называют такой вектор , сумма которого с вектором равна вектору | Каким образом…? Как получили…? | Зачем…? Почему…? | Обсуждают иллюстрации. Осуществляют поиск дополнительной информации. Приходят к выводу, что для любых трех точек О, А и В выполняется равенство которое выражает правило нахождения разности двух векторов, отложенных от одной точки. Анализируют теорему. Заполняют таблицу. Теорема | Комментарий ученика к доказательству теоремы | Если координаты векторов соответственно равны то координаты вектора равны ; | Каким образом…? | Анализируют определение. Задают вопросы учителю. Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Два ненулевых вектора называют противоположными, если их модули равны и векторы противоположно направлены | Модули равны, векторы противоположно направлены | Почему…? | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. Анализируют теорему. Заполняют таблицу. Теорема | Я хочу узнать, почему… | Для любых векторов выполняется равенство | | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Какой вектор называют разностью двух векторов? | | | Какое равенство выражает правило нахождения разности двух векторов, отложенных от одной точки? | | | Чему равны координаты вектора, равного разности двух данных векторов? | | | Какие векторы называют противоположными? | | | Как обозначают вектор, противоположный вектору | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | |
VII. Решение заданий | Задания. 1. (№ 480) Дан треугольник АВС. Выразите вектор через векторы и 2. (№ 481) Дан параллелограмм ABCD. Выразите векторы через векторы | Решение. 1. 2. | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Каковы мои достижения на уроке? – С какими трудностями я столкнулся при изучении вычитания векторов? – Что у меня получилось лучше всего? – Какой информацией мне хочется поделиться с друзьями? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживают цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |