СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Выразительные возможности бессоюзных сложных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал помогает формировать  умение выявлять выразительные возможности бессоюзных сложных предложений по сравнению с синонимичными синтаксическими конструкциями. Совершенствовать умение  определять смысловые отношения между частями БСП.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Выразительные возможности бессоюзных сложных предложений"»

Предмет: Русский язык

Учитель: Иванова Т.В.

Класс: 9-й класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: личностно-ориентированное обучение.

Технологическая карта урока

Тема

Выразительные возможности бессоюзных сложных предложений                       

 

Цели

 

Формировать  умение выявлять выразительные возможности бессоюзных сложных предложений по сравнению с синонимичными синтаксическими конструкциями. Совершенствовать умение  определять смысловые отношения между частями БСП.

Формировать:

– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

– умение совместно договариваться о правилах поведения в во время выполнения задания и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);

– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).

 




Планируемые образовательные результаты

Личностные:

  • смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Предметные:

  • целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Метапредметные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

  • построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;

  • смысловое чтение;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • анализ;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • установление причинно-следственных связей;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


Трудовые действия учителя

Формирование универсальных учебных действий.


Основные понятия

Сложное предложение, сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь, синонимичные конструкции.

 

Межпредметные связи

Русский язык, литература.

 

Ресурсы:

основные

 

дополнительные

 

– Бунеев Р.Н. Русский язык. 9 класс. – М.: Баласс, 2013

– Презентация к уроку.

– Маршрутный лист учащегося.

– Алгоритм самооценки.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группе.

 

 

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

 

Деятельность

учителя

 

Деятельность

учеников

 

Планируемые результаты

предметные

личностные,

метапредметные

  1. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Здравствуйте, проверьте готовность к уроку.

Обратите внимание, какую трогательную фотографию я приготовила для вас. «Ремень приподнятый упал, Шлепок застыл на полувзмахе: Хозяин всё простил, смеясь, Увидев шкодников мордахи»,- такой народный юмор поднимает нам настроение и помогает добрее смотреть на мир.

Приветствие.

Организация внимания.



А какое вы можете придумать предложение к этому фото? 

 Подбирают предложения, наиболее ярко характеризующие изображённых животных

 

 

 

 

 


 

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний

(5 мин.).

Цель:

– организовать актуализацию умений выбирать знак препинания в БСП.


А вот ещё предложение. Прочтите его и предположите: какие варианты постановки знаков препинания возможны в нём?

 Организует деятельность, направленную на повышение интереса обучающихся к теме урока.



Какой из них наиболее уместен? Почему в этом предложении возможна постановка разных знаков препинания?

 Выбирая знак препинания, Выбирая знак препинания, затрудняются объяснить постановку двоеточия и тире в предложенном для анализа предложении.

 

  Правильно соотносить смысл предложения и выбор знака в БСП..

 

Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативное УУД).

 

III. Введение в тему урока (определяем основную проблему урока)

(5 мин.).

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием проблемного подводящего диалога.

 

Выбирая знак между частями предложения, мы учитываем интонацию и смысл предложения, а значит, это связано с богатыми выразительными возможностями бессоюзных сложных Предположите, какие задачи необходимо решить на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Организует выбор учащимися наиболее эффективных способов работы с источником теоретических сведений.

 - Какие задачи нам предстоит решить, чтобы достичь поставленной цели?


Вспоминают, какие бывают смысловые отношения между частями БСП, определяют, с какими ССП и СПП синонимичны БСП, стараются предположить, почему БСП занимают такое важное место среди других синтаксических конструкций.

 - Нахождение в таблице материала, помогающего осмыслить условия выбора знака в БСП.


Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;высказывать свою версию(регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.(познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (коммун

IV. Открытие нового знания (7 мин.).

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего проблемного диалога.

 В БСП каждый знак по-своему отражает разные отношения между частями предложения, и, выбирая знак, мы учитываем интонацию – именно это служит особой образности и выразительности БСП по сравнению с синонимичными конструкциями: нужно уметь догадаться, как именно произносить данное предложение.


Организует выбор учащимися наиболее эффективных способов решения учебной проблемы.

Какой знак препинания вы поставите между частями бессоюзного сложного предложения в оставшихся на слайде примерах? Обоснуйте свой выбор.

Организует оценивание классом ответа ученика по предложенным в алгоритме критериям.

Расставляют в предложениях двоеточия и тире, объясняя свой выбор путём подбора синонимичных ССП и СПП.

 Освоение способов объяснения выбора знака препинания в БСП с помощью подбора синонимичных ССП и СПП.














Проговаривать последовательность действий при образовании форм сравнения. (регулятивные УУД).

Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (коммуникативные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный и лингвистический опыт (познавательные УУД).

V. Применение нового знания (12 мин.).

Цели:

– организовать применение нового знания;

–организовать выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.

Обобщим наблюдения. Предположите, почему в нашем языке, наряду с привычными уже ССП и СПП, успешно функционируют в речи и БСП? Почему мы должны научиться уместно включать их в свою речь и на письме правильно выбирать нужный знак препинания?

Организует выбор учащимися наиболее эффективных способов решения учебной проблемы.

  1. Можем ли мы правильно определять смысловые отношения между частями БСП? Для этого напишем кодированный диктант.

Какие синонимичные синтаксические конструкции могут помочь нам объяснить выбор знака в БСП?

2. Разница в интонации предложения связана с содержанием: изменяем в предложении знак – меняется смысл предложения.

Закончите предложение так, чтобы между частями БСП необходимо было поставить указанный знак.

3. Учебный эксперимент. Подготовьте коллективный ответ: какому знаку препинания в бессоюзном сложном предложении отдаёт предпочтение автор в тексте? Почему именно этому знаку?

 







-Ученик оценивает свой ответ, опираясь на алгоритм в маршрутном листе.

















- Работают в парах, обсуждая и оценивая правильность выполнения творческого задания.











- Работают в группах, наблюдая за выразительными возможностями БСП в текстах мастеров слова.




Нахождение БСП в тексте и определение их выразительных возможностей в описании природы, в характеристике героя и в описании состояния человека.

Определять и формулировать цель работы, искать пупи решения учебной задачи и корректировать правильность её выполнения (регулятивные УУД).

В диалоге учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).


VI. Проверка усвоения материала. ( 5 мин)

 Проверим, научились ли мы чувствовать выразительные возможности БСП, выбирая знак препинания в зависимости от смысловой наполненности частей БСП.


Обеспечивает контроль успешности усвоения материала на уроке.



Расставьте знаки в БСП, графически объяснив свой выбор. 

  – Применяют новые знания.

 

 

 


 Выбирать нужный знак, проверяя правильность путём подбора синонимичных ССП и СПП с учётом смысла предложения. 


Проговаривать последовательность действий на уроке(регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.).

Цели:

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.

  Рефлексия.

 

 

– Какой вопрос задали в начале урока?

- Чему научились на уроке.

 

 

Подводят итог урока, определяя

 

 

 

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).



Комментарии.

Самостоятельная работа.

СР№1. Кодированный диктант: напротив номера предложения напишите номер схемы, объясняющей выбор знака в БСП. (Самопроверка).

( и )

1. [ 1 ] , [ 2 ].

(перечисление)

( а, но )

5. [ 1 ] - [ 2 ].

(противопоставление)

( и )

[ 1 ] ; [ 2 ].

(перечисление)

(когда)

6. [ 1 ] - [ 2 ].

(время)

(потому что)

2. [ 1 ] : [ 2 ].

(причина)

(если)

7. [ 1 ] - [ 2 ].

(условие)

(что)

3. [ 1 ] : [ 2 ].

(дополнение)

(как)

8. [ 1 ] - [ 2 ].

(сравнение)

4. (а именно)

[ 1 ] : [ 2 ].

(уточнение)

(так что)

9. [ 1 ] - [ 2 ].

(следствие)


(и)

10. [ 1 ] - [ 2 ].

(быстрая смена событий)



1. Сыр выпал с ним была плутовка такова. (И. А. Крылов)

2. Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь.(А. С. Пушкин)

3. Осень и зиму он не любил они приносили ему много страданий.

4. Его в дверь гонят он в окно пролез.

5. Лес рубят щепки летят.



СР№2. Закончите предложение так, чтобы между частями БСП необходимо было поставить указанный знак. (Взаимопроверка).


Раздался удар грома

,


:


-


СР№3. Расставьте знаки в БСП, графически объяснив свой выбор. (Проверка учителя).

1. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. С. Пушкин)

2. Ни одной птицы не было слышно они не поют в часы зноя.

3. Служить бы рад прислуживаться тошно. (А. С. Грибоедов)

4. Посыпались камни тут же по ущелью покатилось эхо.

5. Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

6. Спать долго жить с долгом.

7. Слово молвит соловей поёт.

8. Неделю лил дождь в поход мы не пошли.