СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Зарубежная Европа"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с достопримечательностями стран Зарубежной Европы, способствует формированию поисковых и практических навыков грамотного финансового поведения посредством подготовки к зарубежному путешествию.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Зарубежная Европа"»

Убугунова О.Б., учитель географии

МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ

им.Героя РФ В.В.Сукуева»



Технологическая карта урока по географии 11 класса


Образовательная организация

МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ им.Героя РФ В.В.Сукуева»

Целевая аудитория

11 класс

Тема

«Путешествие по Зарубежной Европе»

Цель

Знакомство с достопримечательностями стран Зарубежной Европы, формирование поисковых и практических навыков грамотного финансового поведения посредством подготовки к зарубежному путешествию.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • формирование представлений о культуре, исторических и курортных достопримечательностях стран Зарубежной Европы; знакомство с особенностями планирования туристических маршрутов и путешествий, валютами стран Европы и странами-участниками Шенгенского договора;

  • знакомство с особенностями планирования финансового бюджета для заграничного путешествия;

  • формирование представления о сметах расходов и их заполнении.

Личностные: развитие способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение художественного (архитектурного) наследия народов мира, формирование способности осознавать необходимость учёта и планирования своих расходов; осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности.

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; формирование практических навыков грамотного финансового поведения: умения давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания; умения выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.

Познавательные: развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; развитие навыков определения необходимых ключевых поисковых слов и формирования корректных поисковых запросов; осуществления взаимодействия с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формирование множественной выборки из различных источников информации для объективизации результатов поиска; умений соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности; формирование осознания собственных потребностей в повышении финансовой грамотности, определения дефицита соответствующих знаний, а также умений нахождение доступных возможностей и путей их пополнения, добывание знаний из разных источников, окружающей действительности, владение приёмами обработки данных, необходимых для самообразовательной деятельности в области финансовой грамотности; формирование навыков поиска финансовой информации.

Коммуникативные: формирование умения организовывать совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основные понятия

Страны Шенгенского соглашения, туристическая виза, загранпаспорт, смета расходов.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Методы проблемного (исследовательского) и практического обучения, беседа, консультация.

Форма работы: групповая.

Технология проектного обучения.


Средства обучения

Компьютер с мультимедийным оборудованием. Компьютеры с выходом в Интернет, калькуляторы, атласы для 11 класса или политические карты Европы (на каждую группу), карточки «Авиабилеты в страну», печатные купюры с нужными валютами, листы «Смета расходов», дидактические карточки «Стоимость загранпаспорта, визы, страховки», памятки по защите проекта на каждую группу, листы самоанализа и карточки-визитки с изображением достопримечательностей на каждого ученика, стенд или магнитная доска с полями («Было просто», «Было трудно», «Было интересно»).

При отсутствии компьютеров с выходом в Интернет: карточки «Прайс-лист транспорта стран», «Прайс-лист стоимости достопримечательностей», «Меню ресторанов/кафе» (по нужным странам Европы).

Организационные условия

Мобильный класс (ноутбук на каждую группу) или проведение урока в компьютерном классе (при отсутствии компьютеров поиск информации в сети Интернет можно заменить подготовленным раздаточным материалом).

Предварительная работа

К моменту проведения урока ученики были ознакомлены с материалами статей сайта «Финансовая культура»:

  • Обмен валюты: где и как менять деньги: https://fincult.info/article/obmen-valyuty-gde-i-kak-menyat-dengi/

  • Как не остаться без денег за границей: https://fincult.info/article/kak-ne-ostatsya-bez-deneg-za-granitsey/

  • 10 финансовых приложений для путешествий: https://fincult.info/article/10-finansovykh-prilozheniy-dlya-puteshestviy/

  • С какой картой лучше ехать за границу: https://fincult.info/article/s-kakoy-kartoy-luchshe-ekhat-za-granitsu/

  • Валютные обменники: ка не нарваться на мошенников: https://fincult.info/article/valyutnye-obmenniki-kak-ne-narvatsya-na-moshennikov/

Учитель также знакомил обучающихся с различными приложениями для сотовых телефонов (конвертор валют, приложения для поиска и бронирования отелей и гостевых домов). По желанию ученики могут установить данные приложения на свои телефоны и использовать их при выполнении проектов (это сократит время на поиск информации).

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1) Царева Л.А. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по географии 10 – 11 классов/ Л.А. Царева, Т.Л. Степанова. - М.: Вентана-Граф, 2018.

2) Царева Л.А. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по географии

Для ученика:

1) Атласы «Экономическая и социальная география мира» 10 – 11 классы.

2) Интернет-ресурсы:

  • Виртуальные путешествия вокруг света «Airpano»: https://www.airpano.ru/

  • Гугл планета Земля: https://www.google.ru/intl/ru/earth/

  • Поиск и бронирование отелей и гостевых домов: Отели | Бронирование отелей в последний момент и не только | Booking.com

  • Конвертор валют: Конвертер валют онлайн - калькулятор обмена и перевода валют (vbr.ru)

  • Поиск авиабилетов: Дешёвые авиабилеты на Яндекс.Путешествиях (yandex.ru)


План занятия

Этапы

урока

(время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Образовательный результат

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(2 минуты)

Политическая карта Зарубежной Европы

Приветствие.

Постановка проблемы: У нас есть 160 тысяч рублей на каждого ученика для поездки в Европу. Как подготовиться к поездке? Можем ли мы без услуг туристических фирм самостоятельно организовать поездку?

Пытаются решить проблему: перечисляют необходимые задачи для организации путешествия (оформление визы, покупка авиабилетов, поиск информации о достопримечательностях стран и прочее).

Ученики настраиваются на урок, вовлечены в решение поставленной проблемы.

Печатные муляжи денежных купюр некоторых стран Европы (евро, норвежская крона, фунт стерлингов и др.)

Наводящие вопросы:

- Сколько стоит загранпаспорт и виза? Какая виза нужна для стран Европы?

- Хватит ли 160 тысяч рублей для хорошего отдыха? Сколько дней можно прожить в Европе на эти деньги и какую культурную программу можно будет организовать?

Выдвигают предположения: нужно поискать в Интернете стоимость поездки и посещения достопримечательностей, проживания в хостелах и много другое.

Делают вывод: нужно проделать очень большую работу, необходимо знать курс валюты страны.

Определяют недостаток соответствующих знаний и пути их пополнения.

2. Постановка темы и цели

(1 минута)

Демонстрация слайда презентации: «Тема урока».

Выводит на интерактивную доску тему урока, подводит к цели урока.

Формулируют цель урока: спланировать путешествие в Европу с учетом имеющихся финансов (160 тысяч рублей).

Определяют цель урока и формируют внутреннюю мотивацию на ее достижение.

3. Создание групп и выбор стран

(2 минуты)

Печатные авиабилеты по количеству групп, печатные купюры различных валют (Приложение 1).

Учитель организует группы, просит распределить роли и проводит случайное распределение стран между ними путём вытягивания «авиабилета в страну» или самостоятельным выбором страны (на усмотрение учителя). С билетом группа получает купюру-валюту выбранной страны.

Ученики рассаживаются по группам и выбирают руководителя группы, который вытягивает билет.

Узнают (или выбирают самостоятельно) в какую страну им предстоит подготавливать поездку.

Ученики определяют свою роль в группе и настраиваются на работу.

Демонстрация слайда презентации: «Страны Шенгенского соглашения».

Учитель обращает внимание на то, что многие страны Европы входят в зону Шенгенского соглашения, знакомит с картой стран-участников Шенгенского соглашения и целью создания данного договора.

Ученики определяют, входит ли их страна в зону Шенгенского договора и нужна ли соответствующая виза.

Знакомятся со странами Шенгенского соглашения, целью создания данного договора.

4. Инструктаж по проектной работе

(2 минуты)

Демонстрирует с помощью интерактивной доски ярлыки на рабочем столе по нужным сайтам.

Учитель рассказывает о предстоящей работе над проектом:

  • заполнению «сметы расходов на путешествие» (Приложение 2);

  • выбору загранпаспорта нового или старого образца, оформлению визы и медицинской страховки с помощью информационных карточек (Приложение 3);

  • использованию ярлыков на рабочем столе по нужным сайтам: для поиска стоимости перелёта, бронирования отелей и пр.;

  • использованию сайта Виртуальные путешествия вокруг света «Airpano» для исследования городов и достопримечательностей, поиска нужной информации (Гугл планета Земля).

Ученики знакомятся с дидактическим материалом и ярлыками-ссылками, задают уточняющие вопросы.

Ученики определяют для себя задачи для достижения цели, распределяют их между собой, настраиваются на проектную работу.

5. Работа в группе

(10 минут)

Листы «Смета расходов на путешествие», информационные карточки «Загранпаспорт», «Виза и медицинская страховка».

Учитель консультирует учеников при возникновении вопросов, контролирует процесс поиска информации, перевода курсов валют и работой над проектом.

Ученики работают над проектом:

  • ищут информацию в сети Интернет, на предложенных учителем сайтах, в информационных карточках;

  • заполняют «смету расходов»;

  • переводят курсы валют на рубли;

  • выбирают достопримечательности и ищут их стоимость;

  • составляют примерное меню на все дни проживания с учетом желаем блюд местной кухни.

Знакомятся с этапами подготовки к заграничному путешествию, способами поиска финансовой информации, особенностями туристической визы.

Учатся планировать бюджет: составлять смету расходов и переводить курсы валют, в том числе с использованием специальных приложений.

Знакомятся с достопримечательно-стями стран Европы, их культурой.

6. Физкультминутка

(2 минуты)

Учитель проводит разгрузочную физкультминутку для глаз и несколько физических упражнений.


Ученики выполняют физкультминутку.

Снятие утомления глаз и общей усталости.

7. Работа в группе

(8 минут)

Листы «Смета расходов на путешествие».

Учитель консультирует учеников при возникновении вопросов, контролирует процесс поиска информации, перевода курсов валют и работой над проектом.

Ученики работают над проектом:

  • ищут информацию в сети Интернет, на предложенных учителем сайтах;

  • заполняют «смету расходов»;

  • подсчитают общую сумму затрат, определяют количество дней проживания в стране, на которое хватит денег.

Знакомятся с этапами подготовки к заграничному путешествию, способами поиска финансовой информации.

Учатся планировать бюджет: составлять смету расходов.

8. Выступления групп

(10 минут)

Демонстрации слайдов групп

Учитель принимает проектные работы, комментирует слабые и сильные стороны выступления и проекта.

Ученики выступающих групп кратко анализируют, что необходимо доработать или изменить, дают оценку своей работе.

Ученики практикуются в выступлении, проводят самооценку своей работы.

9. Домашнее задание

(1 минута)

Учитель дает домашнее задание: найти информацию о нескольких достопримечательностях своих культурных программ (подготовить в напечатанном виде или в виде презентации).

Ученики ведут запись домашнего задания.

Ученики обдумывают выбор достопримечательностей по домашнему заданию.

10. Рефлексия

(2 минуты)

Листы самооценки и карточки-визитки на каждого ученика (стикеры или с магнитами). Доска с тремя полями.

Учитель предлагает каждому ученику подойти к доске и наклеить карточку-визитку на одно из 3-х полей: «Было легко», «Было сложно», «Было интересно».

Ученики заполняют листы самооценки работы над проектом, затем поочередно выходят и закрепляют карточки-визитки на доску.

Ученики оценивают своё отношение к данному виду проектной работы.



Приложение 1

«Авиабилет в страну» (можно редактировать названия столиц выбранных стран)



«Авиабилет» для самостоятельного выбора страны группой



Приложение 2

Участники группы: _______________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Смета расходов на путешествие в страну ________________________________

Виды затрат

Комментарии

Стоимость (рубли)

Количество

Общая сумма

(рубли)

Оформление загранпаспорта





Оформление визы





Оформление медицинской страховки





Авиабилеты в страну и обратно





Бронирование отеля






Питание






Передвижение внутри страны (местный транспорт)






Культурная программа

































Карманные расходы (непредвиденные)





Итого:






Приложение 3


Информационная карточка «Загранпаспорт»

(информация с сайта «Портал государственных услуг Российской Федерации»)










Приложение 4



Памятка по представлению и защите проекта


1. Определите, кто из участников группы будет представлять ваш проект

Вы можете выбрать одного представителя, можете выбрать несколько представителей проекта, а можете каждую часть проекта представлять разными участниками.

2. Представление начинается со слов:

Тема нашего проекта: ………………………

Целью нашего проекта было: ………………..


3. Нужно рассказать, что вы делали в ходе выполнения проекта, сопровождая свой рассказ презентацией:

Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:

1) ……………………………………………………………………………………….


2) ……………………………………………………………………………………….


3) ……………………………………………………………………………………….


4. Сделать вывод: достигли ли вы поставленной цели?

«Мы достигли поставленной цели – ……………………………………………………….».












Приложение 5

Лист самооценки по работе над проектом


Имя ____________________________________

Да

Нет

Мне было дано задание в общем проекте



Работал по поиску информации для проекта



Смог выполнить свое задание сам



Помогал другим участникам группы



Выходил к доске представлять проект



Понравилось работать над проектом в группе



Итого:











Используемая литература:


1. Царева Л.А. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по географии 10 – 11 классов/ Л.А. Царева, Т.Л. Степанова. - М.: Вентана-Граф, 2018.

2. Царева Л.А. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по географии 7 класс/ Л.А. Царева, Т.Л. Степанова. - М.: Вентана-Граф, 2017.

3. Обмен валюты: где и как менять деньги: https://fincult.info/article/obmen-valyuty-gde-i-kak-menyat-dengi/

4. Как не остаться без денег за границей: https://fincult.info/article/kak-ne-ostatsya-bez-deneg-za-granitsey/

5. 10 финансовых приложений для путешествий: https://fincult.info/article/10-finansovykh-prilozheniy-dlya-puteshestviy/

6. С какой картой лучше ехать за границу: https://fincult.info/article/s-kakoy-kartoy-luchshe-ekhat-za-granitsu/

7. Валютные обменники: ка не нарваться на мошенников: https://fincult.info/article/valyutnye-obmenniki-kak-ne-narvatsya-na-moshennikov/