Технологическая карта урока литературы
Тема урока: Жизненный и творческий путь Сергея .Есенина.
Класс: 11класс
УМК: Литература.11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / В.В.Агеносов и др., Москва, «Дрофа», 2020
Цели для ученика | Цели для учителя |
Обучающие: 1) познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству; 2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств. Развивающие: 1) развивать умение обобщать, делать выводы; 2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения; 3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитывающие: 1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; 2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. | Образовательные: 1) познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе. Развивающие: 1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения; 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя; 3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями; 4) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией). Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев; 2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего. |
Тип урока Урок изучения нового материала | Форма урока урок-практикум |
Опорные понятия, термины Поэзия Имажинизм Лирический герой Певец деревни | Новые понятия, термины Имажинизм |
Формы контроля: Индивидуальная домашняя работа (по определению терминов и понятий, биография поэта) Выразительное чтение отрывков из произведений поэта. Презентация «Биографии поэта». | Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть, проанализировать его. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД |
Мотивация | Приветствие учителя. Сообщение темы урока. | Запись в тетрадь. | | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Целеполага-ние | Постановка задач на урок. Определение личных задач и целей учащихся на урок. | Активное участие в уроке, работа с подготовленным домашним материалом по теме, освоение новых знаний. | Беседа. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Коммуниктивные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Познавательные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Актуализация знаний | Беседа по пройденному материалу (Литературный процесс 20-х гг). | Ответы на вопросы учителя. (Приложение 1) | Беседа. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Изучение нового материала | Распределение заданий Создание проблемной ситуации Корректировка выполнения задания | Презентация «Биографии поэта». | Групповая работа, работа в тетрадях. использование ИКТ. Прием познавательной активности через творческое задание. | Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Закрепление нового материала | Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника. | Участие в анализе произведений. (Приложение 2) | Беседа, работа в группах. | Регулятивные: - -планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: Речевое взаимодействие со сверстниками, ,с учителем. |
Рефлексия | Организует рефлексию. | Работа с тестом. (Приложение 3) | Беседа. | Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Оценочный этап. Домашнее задание. | Оценки за урок. Домашнее задание. | Запись домашнего задания. (Приложение 4) | | Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоению. |
Приложение 1.
Проверка домашнего задания в виде ответов «верно-неверно» по статье «Революция и литература».
Верно ли, что этап с 1900 года по 20-е называется переходным этапом?
Верно ли, что этот этап от дворянской литературы до классической?
Верно ли, что революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы?
Верно ли, что все поэты и писатели приняли власть большевиков?
Верно ли , что первый съезд советских писателей состоялся в 1934 году?
Верно ли, что литература прошла три периода?
Верно ли, что период «Художник и власть» 1930-1950 гг был вторым периодом?
Верно ли, что вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года?
Верно ли, что в 1929 году введен метод социалистического реализма?
Верно ли, что курс на диктатуру пролетариата, тоталитаризм, сталинское самовластие, «большой террор» нанесли сокрушительный удар по русским писателям и поэтам?
Приложение 2.
План анализа стихотворения
1) Тема стихотворения:
-пейзаж;
-общественно-политическая;
-любовная/интимная;
-философская.
2) Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
3) Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
4) Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая.
5) Тропы.
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
6) Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
6) Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
7) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
8) Образ лирического героя, авторское "Я".
9) Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
10) Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д
Приложение 3
Выполнить тестовое задание.
1.Укажите годы жизни С.А. Есенина
а) 1895-1925 гг.
б) 1890-1921 гг.
в) 1893-1930 гг.
г) 1868-1936 гг.
2. С.А. Есенин был родом из
а) Таганрога
б) села Константиново Рязанской губернии
в) села Багдади
г) Москвы
3. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?
а) деревенский поэт
б) Рязанский Лель
в) Московский хулиган
г) последний поэт деревни
4. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в 1916 году?
а) «Явь»
б) «Персидские мотивы»
в) «Москва кабацкая»
г) «Радуница»
5. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина
а) тема любви
б) тема Родины, России
в) тема красоты и гармонии природы
г) тема революции
6. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А. Есенина
а) герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и пороками
б) герой ощущает враждебность окружающего мира
в) герой находится в гармонии с окружающим миром
г) герой протестует, бунтует против сложившегося порядка
7. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации встречается в стихах С.А. Есенина
а) «железный конь»
б) жеребёнок, бегущий за поездом
в) железный Миргород
г) агитки Бедного Демьяна
8. Определите художественный приём в выделенной строке
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
а) гипербола
б) олицетворение
в) метафора
г) аллегория
9. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?
а) Айседора Дункан
б) Анна Изряднова
в) Зинаида Райх
г) Галина Бениславская
10. Назовите стихотворение С.А. Есенина, которое является его своеобразным завещанием и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице «Англитер»
а) «Цветы мне говорят: прощай…»
б) «Русь советская»
в)»До свиданья, друг мой, до свиданья»
г) «Отговорила роща золотая…»
Приложение 4
Анализ стихотворений С.Есенина.
1 группа
«Отговорила роща золотая»
2 группа
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»
3 группа
«В этом мире я только прохожий!.