Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: плебеи почти два века отстаивали свое право управлять государством. Объясните, была ли возможна подобная ситуация в Египте или Месопотамии. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. В результате двухсотлетней борьбы плебеи стали полноправными гражданами Рима. Консулов и других должностных лиц теперь выбирали как из патрициев, так и из плебеев. Вместе с патрициями плебеи принимали законы. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение в 326 г. до н.э. долгового рабства. Римское общество эпохи республики состояло из патрициев, плебеев и рабов. Эти слои населения различались наличием или отсутствием собственности и прав. С конца 4 в. до н.э. было запрещено превращать римских граждан в рабов за долги. В борьбе за свои интересы плебеи опирались на народных трибунов. Следующим важным достижением плебеев было появление первых письменных законов в Риме. Запись состоялась в 449 г. до н.э., законы были записаны на 12 бронзовых досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме – главной площади Рима. Это так называемые «Законы двенадцати таблиц». Законы покончили с произволом патрициев, которые судили «по обычаю». В них вводились денежные штрафы и другие наказания за убийства, кражи, супружеские измены и оскорбления и т.д. Устанавливалось, кто и какой собственностью может владеть. Однако борьба за политические права и землю не завершилась. Смысловое чтение текста пункт параграфа 1-2 Вопросы: -назовите, какие должностные лица управляли Римом? - каков был порядок выборов консулов? - объясните, кто в Риме считался гражданином? - какова роль сената в управлении республикой? - объясните, почему римские консулы всегда были «послушны» сенату? Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель: смысловое чтение текста пункт параграфа 3 Вопросы: - выделите признаки легиона; - укажите преимущества легиона в походе или в боевых условиях. - определите, какова была роль войска в укреплении могущества Рима. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Тест | Соотнесите дату и событие 753 г. до н.э. 509 г. до н.э. 390 г. до н.э. 280 г. до н.э. 326 г. до н.э. А) установление республики Б) основание Рима В) отмена долгового рабства Г) нашествие галлов Д) Пирр высадился в Италии (ответ: 1-б 2-а 3 – г 4-д 5-в) | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Называть должностные лица, которые управляли Римом Называть порядок выборов консулов Объяснять кто в Риме считался гражданином. Указывать разницу между греческим и римским гражданством Определять роль войска в укреплении могущества Рима | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | Домашнее задание параграф 46 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |