СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «В.И.Белов «Малька провинилась»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «В.И.Белов «Малька провинилась»»»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Бехтгольд Полина Александровна

Место проведения: БОУ г. Омска «СОШ №2»

Дата: 02.02.2023 Класс: 3 «Б»

Предмет литературное чтение

Тема урока «В.И.Белов «Малька провинилась»»

Цель: формирование представления о В.И. Белове и о его творчестве. Формирование представления о рассказе «Малька провинилась» и умения его анализировать.

Задачи

Планируемые результаты

Дидактические:

Сформировать представление о В.И.Белове и о его произведении «Малька провинилась».

Предметные:

Знают основные моменты биографии В.И.Белова; умеют читать произведение «Малька провинилась» выразительно и анализировать его.

Развивающие:

Развивать умение анализировать текстовую информацию через анализ произведения «Малька провинилась».


Метапредметные:

П: работа с информацией: анализирует рассказ «Малька провинилась» в соответствии с учебной задачей;

К: общение: воспринимает и формулирует суждения при анализе рассказа «Малька провинилась»;

Р: планирует действия по решению учебной задачи для получения результата по теме «В.И. Белов «Малька провинилась»».

Воспитательные:

Формировать умение выражать чувства сопереживания, уважения, доброжелательности.

Личностные:

Проявляет чувства сопереживания, уважения и доброжелательности.

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

Узнаем биографию В. И. Белова; познакомимся с произведением «Малька провинилась».

Будем учиться выразительно читать и анализировать текст.

Тип урока: открытие нового знания.

Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная.

Средства и формы контроля: устный опрос.

Оборудование для обучающихся: учебник, наглядный материал.

Оборудование для учителя: учебник.

Основные термины, понятия, определения, правила: 2 февраля

Классная работа

Оформление классной доски.





Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг.момент.

Привлечение внимания школьников, эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку (пенал, учебник…). Присаживайтесь.


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.


-На доске вы можете увидеть цитату «Читайте – и вам откроется целый мир».
-Как вы её понимаете?

-А почему важно читать книги?


-Тогда давайте же и сегодня узнаем что-то новое!

Прил. 1



-Каждая книга нас чему-то учит.

-Когда мы читаем, мы узнаем что-то новое, становимся умнее.

Построение проекта выхода из затруднения.


-Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

-Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова на доске.





Прил. 2




-Узнать о жизни Василия Ивановича Белова; познакомиться с произведением «Малька провинилась»; учиться выразительно читать и анализировать текст.

Реализация построенного проекта.


-Как называется раздел, который вы изучаете?

-Что означает слово «любовь»? Какая она бывает?



-Значит какой мы можем сделать вывод?

-А как вы думаете, способны ли животные любить так, как люди?

-Вы правы. Животные способны чувствовать, также как и люди.  Почти все писатели обращались к этой теме. Прежде всего, они старались через "братьев наших  меньших" показать человека. В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся. Образы животных – это граница взаимоотношений природы и человека.

Животные – самая уязвимая, нежная часть всего мира. Своей чувствительностью животные превосходят все другие формы жизни, кроме человека. Но они не могут защитить себя от человеческой грубости.

-И сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких писателей, который также отдельное место в своем творчестве, уделяет именно теме о животных, о взаимоотношениях животных с человеком. Посмотрите на портрет.

-Послушайте краткую биографию Василия Белова. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.

В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

  После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.

  Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.

























Прил. 3

-Люби живое.

-Любовь – это забота, поддержка… Любовь бывает родителей к детям, детей к родителям, любовь к домашним питомцам…

-Любовь бывает разная.

-Да.





















-В каком году родился Василий Белов?

-Зачем Белов пошел работать в колхоз будучи юным?

-Какую специальность получил Василий после окончания школы?

-О чем книги Белова?


-Преступим к знакомству с произведением «Малька провинилась». В тексте есть слова, которые вам могут быть непонятны, давайте узнаем их значение:

Шельма – ловкий, хитрый.

Блудня – ушедшая из дома, вернувшаяся после долгих скитаний.

Батявка – бездельница.

Кутонок – щенок собаки.

Шаромыжник – любит поживиться за чужой счет.

Честит – ругает.

-Сейчас мы приступаем к прочтению данного произведения. Первый раз я вам прочитаю его, а вы внимательно слушайте, можете закрыть глазки, чтобы лучше представить себе картину происходящего.

Читаю произведение.

-Понравилось произведение?

-О чем данное произведение?


-Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?










Прил. 4

-Василий белов родился в 1932 году.

-Помогал матери поднимать четверых младших детей.

-Василий получил специальность плотника.

-Книги Белова о русской деревне, о родной природе, о простых людях.











Слушают произведение.




-Да/нет.

-О преданности, о любви Мальки к своим щенкам.

-Возникает чувство грусти, когда щенят отняли у Мальки, чувство нежности, любви.

Физминутка.


-Немного отдохнем, встаньте. Поиграем в игру.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.


Повторяют слова и движения за учителем.

Первичное закрепление с проговариванием.


-Итак, а теперь откройте учебник на странице 68. И приступим к повторному прочтению произведения по смысловым частям и его разбору. Начнем читать по цепочке, я буду вас останавливать и продолжит читать следующий.

-Как вы думаете, где будет 1 часть?


-Верно, прочтем её.


Учебник



Читают рассказ по цепочке.



-Со слов «Как-то зимой…» и до «Ладно, пускай живут…»

-Читают первую смысловую часть.



-Итак, о чем говорится в этой части?


-За что хозяйка ругала Мальку?


-Какие чувства у вас вызвала эта часть?

-Как вы думаете, где будет 2 часть?


-Читаем.

-О чем говорится в этой части?


-Куда же все-таки Лидия дела щенков?


-Предположите, какие чувства Малька испытывала в этот момент?

-Найдите 3 часть рассказа.

-О чем говорится в этой части?


-Куда и зачем бегала Малька в соседнюю деревню?


-Какие препятствия встречались Мальке?






-Какой Мальку увидел автор? Найдите отрывок в тексте.


-Как мы можем охарактеризовать Мальку?

-Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.



-В первой части говорится о том, как Лидия ругала Мальку.

-Хозяйка ругала Мальку за то, что Малька принесла в дом щенят.

-Жалость к Мальке.

-Со слов «Потом я слышал…» и до «была довольна…».


-Во второй части говорится о том, как хозяйка избавилась от щенят.

-Одного щенка забрал тракторист, а второго отнесла за реку в соседнюю деревню.

-Малька грустила, тосковала…


-Со слов «Деревня, где я…» до конца.

-О том, как автор встретил Мальку, которая бежала в соседнюю деревню.

-Малька бегала в соседнюю деревню кормить щенка.

-Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

-Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.

-Малька любящая, заботливая, добрая…

Включение в систему знаний и повторения.


-Итак, ребята, о чем же этот рассказ? Какую важную тему поднимает автор?



-Чему нас учит этот рассказ?

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете «равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги», или собака, стремящаяся покормить свое дитятко, несмотря на трудности и преграды.


-Рассказ «Малька провинилась» о большой любви Мальки к своим щенкам. Автор поднимает тему любви матерей к своим детям.

-Данный рассказ учит нас не быть равнодушными, помогать не только людям, но и животным.

Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах.

Подведение итогов урока, рефлексия.


-Наш урок подходит к концу, подведем итоги. С творчеством какого автора мы сегодня познакомились?

-Какие цели мы ставили перед собой?




-Мы достигли этих целей?

-Сейчас вам нужно оценить свою работу на уроке при помощи листов самооценки. Поставьте «+» рядом с той целью, которую достигли именно вы. Поднимите руку те, кто поставил 3 знака +. Ниже выберите ваше настроение и закрасьте соответствующим цветом.

-В качестве домашнего задания я предлагаю вам ещё раз перечитать рассказ «Малька провинилась» и подготовить пересказ.

-Спасибо за урок! До свидания!








Прил. 5


-Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Василия Ивановича Белова.

-Узнать о жизни Василия Ивановича Белова; познакомиться с произведением «Малька провинилась»; учиться выразительно читать и анализировать текст.

-Да.

Оценивают свою работу на уроке.




Поднимают руки в соответствии с выбранным смайликом.



-Спасибо! До свидания!

Домашнее задание


-В качестве домашнего задания я предлагаю вам ещё раз перечитать рассказ «Малька провинилась» и подготовить пересказ.

-Спасибо за урок! До свидания!





Прил. 1

«Читайте – и вам откроется целый мир».




Прил. 2

Узнать о жизни…

Познакомиться с произведением…

Учиться…



Прил. 3













Василий Иванович Белов

(1932-2012)













Шельма – ловкая, хитрая.

Блудня – ушедшая из дома, вернувшаяся после долгих скитаний.

Батявка – бездельница.

Кутенок – щенок собаки.

Шаромыжник – любит поживиться за чужой счет.

Честит – ругает.









Прил. 5

Лист самооценки

Узнал о жизни Василия Ивановича Белова ____

Познакомился с произведением «Малька провинилась» ____

Учился выразительно читать и анализировать текст ____

(Зеленый) (Желтый) (Красный)

















































Самоанализ урока Бехтгольд Полины Александровны (ФИО студента, проводившего урок)

Предмет, класс, дата литературное чтение, 3 «Б», 02.02.2023

Тема урока «В.И.Белов «Малька провинилась»»

Цель урока формирование представления о В.И. Белове и о его творчестве. Формирование представления о рассказе «Малька провинилась» и умения его анализировать.

Тип урока открытие нового знания

Охарактеризуй содержание урока (виды и формы заданий, их направленность на решение учебных задач; осуществление внутрипредметных и межпредметных связей, связи с жизнью, практической деятельностью)

На этапе мотивации учащиеся работали с пословицей (подумали над её смыслом и определили важность чтения). На этапе постановки темы и целей урока учащиеся составили задачи/план урока с помощью незаконченных фраз. На этапе реализации построенного проекта учащиеся поразмышляли над значением слова «любовь», предположили, могут ли животные любит так, как люди; прослушали краткую биографию автора и без каких-либо затруднений ответили на вопросы учителя по услышанной биографии; познакомились с новыми для себя словами, которые встречаются в рассказе «Малька провинилась» и прослушали прочтение рассказа учителем; выразили свои эмоции после прослушанного рассказа. На этапе первичного закрепления ученики читали рассказ по смысловым частям и анализировали каждую из них, выражая свои чувства и кратко описывали происходящее в произведении. На этапе включения в систему знаний и повторения ученики определили тему материнской любви в рассказе В.И.Белова и поразмышляли над тем, какой поучительный смысл несет произведение. На этапе подведения итогов урока, рефлексии ученики вспомнили тему, задачи урока, определили степень их реализации, оценили свою деятельность на уроке с помощью листов самооценки, поставили себе отметку и оценили свое настроение.

Охарактеризуй этап постановки цели и задач урока.

Тему урока учащиеся узнали от учителя, задачи урока сформулировали самостоятельно с помощью незаконченных фраз.

Охарактеризуй приёмы мотивации обучающихся, использованные на уроке.

В качестве мотивации использовалась пословица о важности чтения, данный прием малоэффективен, так как пословица не мотивирует учеников.

Охарактеризуй эффективность выбора методов и приёмов на разных этапах урока.

На этапе реализации построенного проекта учащимся было предложено прослушать краткую биографию В.И.Белова и после ответить на вопросы учителя по прослушанной биографии. Данный приме был эффективен, так как учащиеся без проблем ответили на вопросы учителя, что показывает, что ученики внимательно слушали рассказ учителя. На этапе первичного закрепления ученики читали рассказ «Малька провинилась» по смысловым частям, данный прием был эффективен, так как после прочтения каждой смысловой части сразу осуществлялся анализ, таким образом у детей складывалась полноценная картина о произведении.

Охарактеризуй средства обучения и эффективность их использования.

На уроке основным средством обучения являлся учебник и слово учителя. Данные средства были эффективны, так как учебник содержит в себе нужную информацию по теме урока, а учитель дополняет эту информацию и расширяет знания учащихся.

Охарактеризуй формы обучения и эффективность их использования.

На уроке использовалась фронтальная форма работы, она была эффективна, так как у учителя есть возможность контролировать ответы детей и сразу исправлять их ошибки.

Охарактеризуй виды оценивания деятельности обучающихся на уроке и эффективность их использования.

На уроке использовалось словесное оценивание, данный вид оценивания эффективен, так как ученик может сразу получить оценку своему устному ответу и определить его правильность. Присутствовало отметочное оценивание, учащиеся оценили свою деятельность, а учитель согласился или исправил отметку ученику. Данный вид оценивания эффективен.

Охарактеризуй результативность урока. Соотнеси цель и задачи урока с полученными результатами.

Цель урока была достигнута, задачи урока соответствуют полученным результатам.

Напиши рекомендации для улучшения качества организации и проведения урока.

Подбирать больше творческих заданий; планировать несколько форм обучения.


Отметка за анализ урока «________________» ______________________________________________________

(подпись преподавателя практики и расшифровка подписи)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!