СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта В.М. гаршин "Сказка о Розе и Жабе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок продолжения работы над сказкой В.М. Гаршина. Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта В.М. гаршин "Сказка о Розе и Жабе".»

Технологическая карта изучения темы

В.М. Гаршин "Сказка о Розе и Жабе».

Урок литературного чтения в 4 «б» классе по традиционной начальной школе «Школа России».

Учитель начальных классов Касьян Т.В.

МБОУ ВСШ с. Ванавара, Эвенкийский район, Красноярский край

Тема


В.М. Гаршин "Сказка о Розе и Жабе"

- 4 «б» класс,2021г.

Тип урока


2 урок – продолжение работы над произведением.

Цель темы


помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Задачи

продолжить работу над произведением;

учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

воспитывать доброе отношение к окружающим людям, природе;

Умения

Предметные:

Уметь правильно и точно формулировать ответы на поставленные вопросы.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез.

Выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные:

Учиться работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Планируемый результат

Уметь правильно и точно использовать в речи ответы на поставленные вопросы.

Основные понятия

"Добро" и "Зло".

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник «Литературное чтение», 4 кл., 2 ч.

- презентация к уроку, раздаточный материал (карточки и предметные картинки)

- физкультурные физкультминутки

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.




Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

И пусть хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.


Дети улыбаются друг другу

Личностные:

- проявляют положительное отношение к учебе.

Актуализация знаний.

(на экране изображение РОЗЫ и ЖАБЫ)

- Сегодня, ребята, мы с вами продолжим знакомство с произведением Всеволода Михайловича Гаршина.

- С какой сказкой Гаршина вы познакомились в процессе домашнего чтения?


- «Сказка о жабе и розе»

Познавательные:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

Регулятивные:

учить формулировать учебную задачу.


- Давайте проверим, насколько вы внимательно прочитали произведение дома и определим задачи нашего урока.

-Сколько действующих лиц в сказке?

-Как связаны между собой мальчик и девочка?

- А роза и жаба?

- Как вы считаете, прочитав эту сказку, автор относится к Розе? Положительно или отрицательно?

- А к Жабе?

-Что же нам предстоит сегодня на уроке?


Прочитаем карточку №1.

Мир Жабы злобен; нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье, она сотворена любить Вот эти два противоречья-без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня – добро и зло разоблачить.

- Тема нашего урока «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина: «Роза и Жаба».


Отвечают на вопросы учителя.









На столах карточки с текстом, дети читают, делают вывод.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе.








Регулятивные: планировать необходимые действия.



Проверка д/з.

Домашним заданием было самостоятельное

знакомство со сказкой.

-Какие впечатления вы получили от прочитанного?

- Найдите в тексте описание красоты розы.

- О чем это говорит?

- Какие чувства она испытывает?

- Роза разве может плакать?

-Какой литературный прием использует автор?






- Если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям?





- Очень жалко мальчика



- Роза счастлива.

- Плакать не от горя, а от счастья жить.

- Олицетворение -наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характерами человека.


- Любовь, заботу, тепло, счастье, добро.




Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности.



Физминутка.



Работа по теме урока.


















Работа в парах.








Рефлексия.




















Домашнее задание.











- Если речь идет о розе, хлопаем в ладоши, если о жабе – топаем ногами.

Злая, прекрасная, жадная, жирная, счастливая, ленивая, старая, изящная, завистливая, добрая, ароматная.


Подготовленная ученица читает стихотворение.

(на голове коронка с изображением розы).


Я распустилась в чудесном саду,

Славную песню я миру пою.

Пусть только добро в мире живет,

Пусть все вокруг любовью цветет.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила.

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моем.

Как счастлива я, как мне хорошо!

Ведь в сердце моем любовь и тепло!

Исполнила долг я свой до конца:

Ребенку цветок я свой отдала.


- Какому ребенку отдала свой цветок Роза?

- Какие слова и выражения ассоциируются с персонажем нашей сказки "роза"?

- А как автор описывает нам образ жабы?

Найдите в тексте.

- О чем мечтает жаба? Найдите в тексте.

- Что в это время происходит с розой? Какое было ее состояние?


-Составим кластер: какая жаба? Какие слова и выражения ассоциируются с персонажем сказки "жаба"?

- А "роза"?


- Итак, мы видим два мира "добро" и "зло", два противоречия. В чем состояло счастье для розы?

- А для жабы?






- Легко ли человеку жить с такими качествами? Как к нему будут относиться окружающие?

- О каких противоречиях мы говорили в начале урока?

- Как вы думаете: разоблачили мы их?

- Что в жизни больше помнится: добро или зло?


- Какую бы вы выбрали картинку, лежащую у вас на столе – РОЗУ или ЖАБУ?

- Заканчивая урок, мне хочется, чтобы каждый из вас, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку РОЗЫ, которая бы отражала ваше представление о мире добра. Учитесь у мира только хорошему.


– А теперь давайте оценим вашу работу на уроке. Выберите продолжение на вопрос.

На уроке я работал –

Своей работой на уроке я –

На уроке я узнал, что –

За урок я –

Моё настроение стало –


– Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.

В жизни по-разному можно жить в горе можно, и в радости вовремя есть, вовремя пить вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать, и, не помышляя о чуде рукой обнажённой солнце достать и подарить его людям.


– Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

– Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ.

А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?

– Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».





Стоя выполняют движения.

























Дети находят ответы в тексте.






Дети заполняют в парах кластер.





- Чтобы жить.

- Чтобы сломать розу, уничтожить ее красоту, для нее главное-поесть и отдохнуть после еды, испытывает злость, зависть, не видит красоту.




- О добре и зле.


- Добро.


Дети выбирают заранее подготовленные предметные картинки "розы" и "жабы".






















-В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.

-Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.


-Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.


Записывают домашнее задание в дневник.





















Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию.







Коммуникативные:: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач







Познавательные осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.











Р:егулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.










Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, выводы.