СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "В мастерской художника (М.М. Пришвина)"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта "В мастерской художника (М.М. Пришвина)"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "В мастерской художника (М.М. Пришвина)"»

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Замотаева Айгуль Раисовна

Педагогическая цель

Постижение философии жизни, заключённой в произведении .

Задачи урока

Образовательная: воссоздание целостного впечатления о прочитанном, выявление особенностей творческой манеры автора, осмысление значения художественных деталей в сказке-были.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, умения выделять важное в художественном тексте, отмечать наиболее значимые для понимания художественного произведения детали, развитие навыков выразительного чтения.

Воспитательная: воспитание внимательного отношения к художественному слову.


Тип, вид урока

урок развития речи

Планируемы результаты

(предметные)

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Написание творческих работ. Понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные результаты

Формирование представлений об участии как гуманистической ценности. Вклад писателя в дело охраны природы. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Формы и методы обучения

Индивидуальная, групповая

Понятия и термины

сказка-быль

Образовательные ресурсы

  1. .Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2014.

  2. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.


Оборудование

Учебник, иллюстрации к произведению; маршрутная карта







Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1

2

3

4

5

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку.



Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.



Наблюдение, устные ответы

II. Этап мотивации к учебной деятельности

Фронтальная беседа.

Создание эмоционального настроя, атмосферы заинтересованности.

Направление деятельности учащихся.

Слово учителя.

Недавно мы познакомились с произведением М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Понравилось ли оно вам?

Что в нем необычного?

Делятся впечатлениями от прочитанного произведения.

Самостоятельное определение целей урока:

Примерно:

Какая мудрость скрыта в произведении?

Чему учит нас автор?


Устные ответы

III. Этап актуализации. Осмысление











1.Конкурс на лучший цитатный план сказки были «Кладовая Солнца».






























Фронтальная беседа.





































работа с учебником


Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе будем выявлять особенности творческой манеры писателя и осмысливать значения художественных деталей в сказке были. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.



А сейчас давайте с вами проведём конкурс на лучший цитатный план сказки-были, который вы составили дома.

«Кладовая солнца» написана не только для детей, но и для взрослых. в ней автор обращается и « к тому ребёнку, который живёт в каждом из нас до могилы».

В рассказе «Друг человека» автор вводит читателей в лабораторию писателя, в процессе его творчества, будто бы произведение создаётся перед ними и при их участии.

В произведении, обращённом к детям, Пришвин раскрывает перед нами большую работу автора при отборе слов, которые должны передать читателю драматический момент спасения мальчика.

Все облегчённо вздыхают, когда герой рассказа Митраша произносит своё слово, нежное и сильное, способное заставить собаку Травку подойти и спасти его, хотя это могло стоить ей жизни.

А сейчас давайте выразительно прочитаем фрагмент рассказа «Друг человека» от слов «…Я…почувствовал, что «образ друга» ….» до слов «И не к этому ли ведёт всё наше преобразование природы?».

- Как родился сюжет «Кладовой солнца»

Слушают учителя.















Дополняют, корректируют план



Слушают учителя.

























Выразительно читают фрагмент рассказа.





Отвечают на вопросы.

Устные ответы












Письменная работа
























Устные ответы

Физ.минутка


Проводит релаксационные упражнения:

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

(1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.)


Выполняют упражнения.

Наблюдение

2. Конкурс на лучшего знатока художественной детали сказки-были.

Фронтальная беседа

А сейчас проведём конкурс на лучшего знатока художественной детали сказки-были. Поделитесь на две команды и получите маршрутную карту с заданиями. (время заполнения каждой карты 15 мин.)

Учащиеся делятся на команды и получают маршрутную карту с заданиями.



Маршрутная карта 1

Остановка 1. Звонкая борина

-Продолжите цитату: «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стояли как…..»

Остановка 2. Слепая елань

-Нарисуйте ёлочки-старушки, растущие в этих местах. Сделайте подписи под рисунками.

«Ёлочки-старушки же как деревья в бору все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждёт тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвёртая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни ёлочка, то непременно на что-то похожа».

Остановка 3. Ягодные места

-Назовите ягоду, растущую так:

1. «Та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком…»

2. «Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими…»

Маршрутная карта 2

Остановка 1. Звонкая борина.

-Продолжите цитату:

«Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный …..»

Остановка 2. Слепая елань.

-Переведите реплики сторожевого ворона и ворона-самки.

- Дрон-тон!-крикнул сторожевой ворон…

-Дрон-тон! – ответила издали на гнезде ворон-самка.

Остановка 3. Большой чёрный пень.

- Нарисуйте живых существ, выползших на пень, сделайте подписи под рисунками.

«Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие чёрные мухи прилетели ночевать. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве».

Письменная работа

IV. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.



Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке

— Было ли интересно на уроке?

— Что показалось непонятным, трудным?

— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?

Подведение итогов. Выставление отметок.




Домашнее задание:

1.Индивидуальное задание:

-Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции.

2.Групповое задание: подготовить выставку, посвящённую жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работа В. Сергеева и т.д.)


Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ!

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности


Оценивают свою работу на уроке








Записывают домашнее задание.


Устные ответы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!