Предмет, класс | Литература, 6 класс |
Учитель | Замотаева Айгуль Раисовна |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя; показать автобиографический характер рассказа «Конь с розовой гривой», своеобразие его композиции и языка; способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе. |
Задачи урока | Образовательная: создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя; показать автобиографический характер рассказа «Конь с розовой гривой», своеобразие его композиции и языка. Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе. Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение русской литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции. |
Тип, вид урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемы результаты (предметные) | Учащийся научится владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; |
Личностные результаты | Умение осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать навопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своихчувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. |
Формы и методы обучения | Фронтальная (викторина, обсуждение), групповая (выразительное чтение по ролям, практическая работа). |
Понятия и термины | Автобиографичность, эпизод, фабула. |
Образовательные ресурсы | 1. Астафьев, В. П. Последний поклон / В. П. Астафьев. – Режим доступа : http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/poklon.txt 2. Полухина, В. П. Произведения о Великой Отечественной войне / В. П. Полухина // Литература. 6 класс. Методические советы. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_6kl_Metod/6.html |
Оборудование | портрет В. П. Астафьева; выставка книг «Книги Астафьева – неразлучные спутники жизни»; плакат – эпиграф к уроку «Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра» (Александр Лугановский). |
Этап урока, цель | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Наблюдение, устные ответы |
II. Актуализация учебной деятельности и пробное учебное действие. | Фронтальная беседа. | Проверка домашнего задания. Организовывает актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. | Проверяют и объясняют домашнее задание. Ведут диалог с учителем. | Устные ответы |
III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. | Фронтальная беседа. | Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») Сформулируйте тему урока. Для чего нужно знать выдающихся писателей, а именно В. Астафьева Поставьте цель, которую мы должны постигнуть на уроке. | Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение учебной задачи. Выступает ученик с докладом о творчестве писателя. | Устные ответы |
IV. Работа по теме урока. Построение проекта выхода из затруднения | Работа с учебником | Читает статью о писателе. Словарная работа. Что такое быт. | Слушают учителя, Читают статью. Составляют опорную запись в тетради. | Письменная работа |
V. Физ.минутка | | Проводит релаксационные упражнения: А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. На носки поднимись, а потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь! (1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.) | Выполняют упражнения. | Наблюдение |
VI. Первичное закрепление. Реализация построенного проекта. | Фронтальная беседа. | Чтение рассказа «Конь с розовой гривой». Что из прочитанного вам показалось особенно интересным? | Выразительно читают рассказ. Отвечают на вопросы. Выражают свое отношение к сказанному. | Устные ответы |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой . | Работа со словарём | Дает задание найти в словаре значение слов : Увал____- Туесок______ Бадога_____ | Работают со словарем. Читают свои работы. Слушают других. Задают вопросы. | Письменная работа |
VIII. .Закрепление изученного. Работа с учебником. | Фронтальная беседа. | Вопросы : -Как жилось после войны? -Почему так разно жили люди? -От кого зависела жизнь? | Беседа по вопросам учебника. Отвечают на вопросы. | Устные ответы |
IX. Рефлексия | | Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какой этап урока больше всего запомнился? Д.З. 1.Подумать над вопросом: какие уроки жизни преподал нам автор рассказа В. П. Астафьев? 2. Прочитать сборник рассказов В. П. Астафьева «Последний поклон» (на будущее). | Высказывания учащихся. Отвечают на вопросы. Оценивают свое состояние. Записывают дом.задание. | Устные ответы |