Технологическая карта внеурочного занятия по физике с использованием цифровой лаборатории «RELEON”
Класс: 7-8
Возрастная категория:13-14 лет
Тема занятия: «Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении с помощью цифровой лаборатории «RELEON», используя датчик температуры.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся при выполнении работ с физическим оборудованием.
Задачи:
- закрепить знания о следующих физических явлениях и величинах: теплообмен, внутренняя энергия, температура, измерения;
- формировать интеллектуальные компетенции: сравнение, анализ, составление алгоритма, план действий, обобщение;
Тип занятия: урок применения предметных знаний.
Технология: обучение в сотрудничестве.
Методы: эксперимент, анализ, сравнение и обобщение полученной информации.
Оборудование: цифровая лаборатория «RELEON», калориметр, спиртовка, две мерные ёмкости, весы.
Планируемые результаты
Предметные:
- способствовать формированию умений исследования количества теплоты при нагревании и охлаждении;
- объяснить происходящие физические процессы;
Метапредметные
Регулятивные:
- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый контроль;
- оценивать результаты деятельности;
- оценивать уровень владения учебным действием;
- формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
- формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений;
- формировать умения строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- проводить анализ и сравнение данных;
- использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах;
- формировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе.
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание решать проблему, используя приобретённые знания;
- осознание собственных достижений при усвоении учебной цели;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формирование УУД |
Этап 1 Организационный момент | Приветствие, психологический настрой: «Обмен настроением». | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест. Описывают своё настроение и объясняют свой выбор (ожидающее, спокойное, приподнятое). Распределение по группам: обучающиеся заранее делятся на 3 группы. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Этап 2 Мотивация к учебной деятельности и определение цели занятия. | Ведет диалог, побуждает высказывать предположения. 1. Что называют количеством теплоты? 2. От чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела? Запишите формулу. 3. Какая физическая величина определяет род вещества? 4. Чему равна удельная теплоёмкость воды? 5. Что означает данное число? - Кабинет физики оснащен цифровой лабораторией, в которой имеются различные датчики. - Имея базовые знания по данной теме и необходимое оборудование, что мы сможем с вами сделать на данном занятии? | Высказывают предположение. Демонстрируют знания пройденного материала. Выдвигают свою точку зрения, строят предположения. Формулируют тему и цель занятия. Определяют спектр задач, которые необходимо решить для достижения цели. | Познавательные: овладение основной и второстепенной информацией. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее Регулятивные: умение формулировать тему, цель и учебную задачу урока. |
Этап 3 Выполнение практического задания | Организует работу в группах. Обеспечивает контроль за выполнением задания. | Работают в группах. Проводят опыты, руководствуясь маршрутными листами (приложение 1) | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликт; проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: проводить анализ и сравнение данных. |
Этап 4 Рефлексия. Представление результатов работы | Давайте проанализируем работу групп. Над чем работали? Чему научились? Что получилось? Что не получилось? | Саморефлексия работы в группе. | Личностные: способность к оценке товарища на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
Приложение 1
Техника безопасности:
Приступая к работе, внимательно ознакомьтесь с заданием и оборудованием. Слушайте и выполняйте все требования учителя. Не пользуйтесь приборами без его разрешения. Нельзя зажигать спиртовку от другой спиртовки.
Порядок проведения работы:
1. Собрать установку, как показано на рисунке 2.1.
2. Подключить датчик температуры к USB разъёмам мобильного планшета или компьютера.
3. Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».
4. Наполнить мерную ёмкость холодной водой.
5. Измерить массу и температуру холодной воды. Вылить её во внутренний стакан калориметра. Результаты записать в таблицу 2.1.
6. Наполнить вторую мерную ёмкость водой. При помощи спиртовки подогреть её до 60 ℃.
7. Измерить массу горячей воды и результаты записать в таблицу 2.1.
8. Влить горячую воду в калориметр, смешав её с холодной водой.
9. Измерить температуру смеси холодной и горячей воды. Результаты записать в таблицу 2.1.
10. Рассчитать количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой при её нагревании до этой же температуры по формуле (2.1). Результаты вычислений занесите в таблицу 2.1.
11. Повторить пункты 4-12 различной массой воды.