1. | Вводный | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Максимовна и сегодня мы с вами очень интересно проведем время. Предлагаю настроиться на работу и пожелать друг ругу что-нибудь хорошее, а для этого давайте поиграем в «Круг радужных объятий». Представьте, что каждый из нас излучает свет и энергию. Наши добрые пожелания и радость похожи на радугу, которая соединяет нас друг с другом. Мы по цепочке будем обнимать своего соседа слева и желать ему что-нибудь хорошее. Всем понятны правила? - Замечательно, тогда давайте начнем. - Молодцы, присаживайте на свои места, а для того, чтобы продолжить наше занятие отгадайте загадку: Что за чудо-коромысло После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! Разноцветны ворота Что зовутся... (Радуга). - Совершенно верно, это радуга. Сегодня мы с вами создадим свою радугу. Вы будете художниками, и каждая ваша работа станет ярким пятнышком нашей общей радужно композиции! - Но, как же называется наше занятие? А занятие называется «Радужная симфония», знаете ли вы, что такое симфония? - Слово «симфония» известно с древних времён. В Древней Греции так называли пение в унисон и приятное сочетание звуков. В Древнем Риме этим словом обозначали инструментальные ансамбли. А в нашем случае симфония – это сочетание картин, написанных в определенных цветах радуги, в общей радужной композиции. - Давайте попробуем с вами сформулировать цель нашего занятия, что мы с вами должны будем вспомнить. Для этого поставьте слова, представленные на экране в нужном порядке. (Цель занятия: вспомнить о технике рисования «Пальцевая живопись» и создать радужную композицию). - Отлично, а для того, чтобы достичь цели, нам с вами необходимо составить план занятия. Обратите внимание, на экране пункт плана, но они стоят не в правильной последовательности. Посмотрите внимательно и подумайте по какому принципу можно расположить эти пункты плана? - Верно по цветам радуги. И какой план у нас с вами получится? (План занятия: вспомнить о том, что «Пальцевая живопись»; создать общую композиция в цветах радуги «Радужная симфония»; оценить свою деятельность на занятии). Все четко проговаривается учителем, на слайдах презентации информация изображена очень крупно, чтобы ребенок с нарушениями зрения мог видеть. | Приветствуют друг друга и преподавателя, внимательно слушают и настраиваются на занятие. Слушают правила игры. - Да/нет. Встают в круг и поочередно обнимают соседей слева, желают друг другу хорошего настроения, удачи и интересных идей. (Ребенок с нарушением зрения воспринимает обстановку на слух, уверенно вступает в игровой процесс, получает информацию от педагога и соседних детей, проявляет заинтересованность и отклик, совместно с другими детьми участвует в игре) - Радуга. (Ребенок с ОВЗ тоже отгадывает, для него не должно возникнуть препятствий) - Симфония для детей — это музыкальное произведение, которое предназначено для исполнения оркестром и обычно состоит из нескольких частей. (Ребенок с нарушением зрения слышит объяснение педагога, участвуя в беседе и проявляя любопытство) - Цель занятия: вспомнить о технике рисования «Пальцевая живопись» и создать радужную композицию. - По цветам радуги. - План занятия: 1) вспомнить о том, что «Пальцевая живопись»; 2) создать общую композиция в цветах радуги «Радужная симфония»; 3) оценить свою деятельность на занятии. | Словесные: приветствие, слово учителя, беседа, прием «Загадка», информационное сообщение (объяснение значения слова «симфония»). Наглядные: демонстрация сопровождающей презентации – крупный шрифт, контрастный, минимум картинок и лишних символов. Специальные приемы для детей с нарушением зрения: информация подается устно и ясно. Используется эмоционально-насыщенная подача материала. Пропаганда доброго отношения и готовности к поддержке друг друга. Игра «Круг радужных объятий» (установление эмоционального контакта). | Ф | - |
2. | Основной | - Ребята, все мы с вами знаем, что такое радуга, ка же она появляется? - Все верно, все ли слышали такую поговорку: «Каждый охотник желает знать, где сидит Фазан»? Что она значит? Вернее, что значит первая буква каждого слова? - Да, это цвета радуги. Итак, сейчас я предложу каждому из вас вытянуть карточку с названием цвета радуги. Тот, кто вытащил одинаковый цвет, образует пару/группу. - Отлично, теперь у вас есть напарник. Ваша задача — вместе придумать и нарисовать картинку в своем цвете, которая должна стать частью большой композиции. Прежде чем приступить к созданию вашей картинки, повторим важные правила. Какие правила работы в парах/группах вы знаете? Помогайте друг другу, советуйтесь и делитесь идеями. Бережно относитесь к материалам и будьте аккуратны. Не забывайте соблюдать тишину, чтобы услышать советы одноклассника. - Ваша задача — создать одну маленькую часть будущей огромной картины. Она может быть связана с природой, животными или сказочным сюжетом. Главное условие — всё должно соответствовать вашему цвету. Например, ребята с красным цветом могут нарисовать цветы, оранжевые — закат солнца, жёлтые — солнце, зелёные — лес, голубые — небо, синие — море, фиолетовые — грозовую тучу. - А работать мы будем с вами в технике «Пальцевая живопись», которую изучили на предыдущем занятии. Помните ли вы, что это за техника? - Да, это техника, при которой краску наносят не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью, пальцами или ладошкой. («Пальцевая живопись» — техника рисования, которую используют, в том числе, для работы со слабовидящими детьми. Суть метода: изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свёрнутой в трубочку), а краску можно наносить пальцами или ладошкой. Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные ощущения, оказывает арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние) - Можете приступать к выполнению задания – созданию картин. (Во время работы звучит классическая музыка – симфония №1 Сергея Сергеевича Прокофьева.) Спустя 10 - 15 минут от начала работы – Давайте немного отвлечемся от работы и выполним физкультминутку. Представьте, что мы с вами вышли на прогулку по радуге: дети стоят ровно, широко расставив ноги, делают глубокий вдох и представляют, что идут по радуге, высоко поднимая колени и плавно разводя руки в стороны. И вдруг пошел Цветочный дождь: из положения стоя, слегка согнув колени, дети делают лёгкие хлопки руками сверху вниз, представляя, что идёт тёплый цветочный дождик. А после дождика Солнышко нам улыбнулось: в положении сидя, дети закрывают глаза, глубоко дышат, концентрируют внимание на дыхании, медленно считая до пяти. Открыв глаза, они смотрят вдаль, напрягая и расслабляя веки. Исключены резкие движения, резкие наклоны и интенсивные физические нагрузки. Все упражнения выполняются плавно, равномерно, без спешки. Нет необходимости держать равновесие, следить за точностью попадания, что минимизирует риск дискомфорта для слабовидящих детей. Данная физкультминутка подойдёт как детям с нормальным зрением, так и детям с нарушением зрения, снимая нагрузку и формируя позитивное настроение. - Молодцы, мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте продолжим создавать наш шедевр. | - Радуга — это природное явление - разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Чаще всего её можно увидеть летом после дождя. - Да/нет. Первая буква каждого слова означает цвета радуги. Дети вытягивают карточки с цветами радуги, образуют пары или группы. (Ребенок с нарушениями зрения активно включен в обсуждение, также вытягивает карточку и образует пару с одним из одноклассников) - Не ссориться, работать сообща, уважительно относиться к напарникам, не мешать другим ребятам. Слушают задание. - Это техника, при которой краску наносят не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью, пальцами или ладошкой. Рабочий процесс: дети планируют, выбирают сюжет и приступают к созданию картин, работая в технике «Пальцевой живописи». (Ребенок с нарушением зрения активно участвует в подготовке, использует тактильно удобную технику нанесения краски пальцами или ладонью, действует рука об руку с помощником.) Активно принимают участие в физкультурных упражнениях, чувствуют легкость и расслабление. (Ребенок с нарушением зрения воспринимает упражнение на слух, придерживаясь инструкций педагога и действуя согласованно с остальными детьми.) Продолжают работать над созданием картин. | Словесные методы: актуализация имеющихся знаний. Повторение правил безопасного обращения с материалами. Практический метод: рисование в технике «Пальцевая живопись». Физкультминутка без резких движений. Специальные приемы для детей с нарушением зрения: Ясные и доступные инструкции. Техника рисования пальцами, позволяющая тактильно прочувствовать процесс создания изображения. Безопасные и удобные упражнения для релаксации и поддержания концентрации. | Ф, Г/П | Карточки с цветами радуги. Краски, кисти, бумага. Колонки с классической музыкой. Материалы для пальцевой живописи. |
3. | Заключительный | - Что же получилось? Ах, какая красота! Посмотрите внимательно, как прекрасно смотрятся наши солнечные лучи рядом с зелеными деревьями, голубым небом и глубоким синим морем. А теперь давайте попробуем собрать нашу Радужную симфонию целиком! - Как здорово получилось! Каждый принес частицу своей души в наше общее творение. Какой опыт вы получили сегодня? Чему новому научились? - Давайте вернемся к плану занятия. Все ли его пункты мы с вами выполнили? - А теперь я предлагаю оценить нашу с вами деятельность, и я хочу пригласить вас поиграть в особую игру, которая называется «Радужный дневник чувств». Ведь именно чувства и эмоции окрашивают нашу жизнь в разные цвета, подобно радуге. На столе лежат карточки с названиями чувств, (все они снабжены специальными знаками, которые можно почувствовать руками. Это сделано специально, чтобы каждый из вас мог принять участие в игре). Сейчас каждый из вас выберет карточку, которая наиболее точно отражает то, что вы почувствовали сегодня на занятии. Например, если вы довольны тем, что получилось на занятии, возьмите карточку с именем «Восторг». Или, если вы чуть-чуть устали, выберите карточку с названием «Усталость». Ничего страшного, если у кого-то возникли трудности или неудачи — мы все учимся, и любое чувство достойно внимания. Затем мы попеременно покажем свои карточки и расскажем, почему мы выбрали именно эту эмоцию. Важно честно сказать, что вы думаете и чувствуете, ведь ваши эмоции — это важная часть нашей жизни. Начнём? Первой выберу карточку я. Знаете, что я чувствую?.. Я выбрала карточку «Восторг», потому что видела, как искренне вы старались, помогали друг другу и радовались результатам. Ваше творчество и энергия стали самыми красивыми цветами нашей радуги. А теперь ваша очередь… - Сегодня мы с вами создали прекрасную радужную картину, показали пример дружбы и доброты. Искусство объединяет нас, делает сильнее и дарит счастье. До новых встреч, мои юные художники! | Собирают картины в общую композицию, внимательно слушают педагога, наслаждаются видом общей картины. - Вспомнили о технике рисования, о том, что такое радуга, научились работать все вместе и создавать красивые композиции. - Нет, мы не оценили свою деятельность. Рефлексия: Дети размышляют о своем опыте и впечатлениях, выбирают подходящую карточку и сообщают причину своего выбора. (Ребенок с нарушением зрения воспринимает описание карточки на ощупь, легко находит нужную, объясняет свое решение взрослым простым языком, активно участвует в рефлексии.) Благодарят преподавателя за занятие. | Словесные методы: анализ выполненных работ. Рефлексия с выбором подходящей карточки «Радужный дневник чувств». Индивидуальные и коллективные высказывания.Обобщение и систематизация опыта. Специальные приемы для детей с нарушением зрения: специальные знаки на карточках, позволяющие выбирать карточки на ощупь. Свобода самовыражения в открытой атмосфере. | Ф | Карточки с названиями чувств. |