СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия для обучающихся 2 класса в рамках темы «искусство и творчество: радужная симфония» с учетом особенностей инклюзивного образования (при участии ребенка с нарушениями зрения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия для обучающихся 2 класса в рамках темы «искусство и творчество: радужная симфония» с учетом особенностей инклюзивного образования (при участии ребенка с нарушениями зрения)»

Министерство образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»












ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-2 КЛАССА В РАМКАХ ТЕМЫ «ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО: РАДУЖНАЯ СИМФОНИЯ» С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРИ УЧАСТИИ ОДНОГО РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ – РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ)






Исполнитель:

Гончарова А.М.,

студентка 3А группы.

Руководитель:

Кузнецова Н.Е.,

преподаватель.








Камышлов, 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ


Ф.И.О. студента: Гончарова Анна Максимовна.

Класс: 1, 2.

Категория ребенка с ОВЗ: ребенок с нарушениями зрения (слабовидящий).

Тема занятия: «Искусство и творчество: радужная симфония».

Цель занятия: формирование представлений о технике рисования «Пальцевая живопись» через создание общей радужной композиции, развитие мелкой моторики, воспитание уважения к различным видам творчества (изобразительное искусство, музыка), чуткости и сопереживания к окружающим, предотвращение перегрузки организма, обеспечение смены видов деятельности, содействие снятию зрительного и нервно-психологического напряжения.


Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

- формировать представления о технике рисования «Пальцевая живопись»;

- формировать умение создавать картины с использованием одного цвета в технике рисования «Пальцевая живопись».

Предметные:

- имеют представления о технике рисования «Пальцевая живопись»;

- демонстрируют умение создавать картины с использованием одного цвета в технике рисования «Пальцевая живопись».

Коррекционно-развивающие:

- содействовать развитию мелкой моторики, улучшению зрительного восприятия у слабовидящего ребенка;

- развивать умение планировать свою деятельность и анализировать полученный результат;

- развивать навыки взаимодействия обучающихся в коллективе.

Метапредметные:

Познавательные:

- развивают мелкую моторику;

- во время работы над созданием картины у ребенка с нарушением зрения улучшается зрительное восприятие.

Регулятивные:

- демонстрируют умение планировать свою деятельность и анализировать полученный результат.

Коммуникативные:

- проявляют навыки взаимодействия в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к различным видам творчества (изобразительное искусство, музыка), чуткость и сопереживание к окружающим.

Личностные:

- проявляют уважительное отношение к различным видам творчества (изобразительное искусство, музыка), чуткость и сопереживание к окружающим.

Здоровьесберегающие:

- предотвращать перегрузку организма, обеспечивать смену видов деятельности, снимать зрительное и нервно-психологическое напряжение.

-


Технологии: здоровьесберегающая технология, Арт-терапия, технология сотрудничества, игровая технология.

Оборудование:

  • Цветные карточки с названиями цветов радуги.

  • Красочные картины и постеры радуги.

  • Материалы для рисования: краски, кисти, поролон, бумага, подставки для палитры.

  • Музыкальное сопровождение (классическая музыка).

  • Специальные средства для слабовидящих детей (тактильные обозначения на карточках, крупная печать).

  • Интерактивная доска (сопровождающая презентация)


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся с учетом детей с ОВЗ

Методы и приемы работы с учетом детей с ОВЗ

Формы организации деятельности

Дидактические средства

1.

Вводный

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Максимовна и сегодня мы с вами очень интересно проведем время.

Предлагаю настроиться на работу и пожелать друг ругу что-нибудь хорошее, а для этого давайте поиграем в «Круг радужных объятий». Представьте, что каждый из нас излучает свет и энергию. Наши добрые пожелания и радость похожи на радугу, которая соединяет нас друг с другом. Мы по цепочке будем обнимать своего соседа слева и желать ему что-нибудь хорошее. Всем понятны правила?


- Замечательно, тогда давайте начнем.



















- Молодцы, присаживайте на свои места, а для того, чтобы продолжить наше занятие отгадайте загадку:

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветны ворота

Что зовутся... (Радуга).





- Совершенно верно, это радуга. Сегодня мы с вами создадим свою радугу. Вы будете художниками, и каждая ваша работа станет ярким пятнышком нашей общей радужно композиции!


- Но, как же называется наше занятие? А занятие называется «Радужная симфония», знаете ли вы, что такое симфония?







- Слово «симфония» известно с древних времён. В Древней Греции так называли пение в унисон и приятное сочетание звуков. В Древнем Риме этим словом обозначали инструментальные ансамбли.

А в нашем случае симфония – это сочетание картин, написанных в определенных цветах радуги, в общей радужной композиции.


- Давайте попробуем с вами сформулировать цель нашего занятия, что мы с вами должны будем вспомнить. Для этого поставьте слова, представленные на экране в нужном порядке.


(Цель занятия: вспомнить о технике рисования «Пальцевая живопись» и создать радужную композицию).


- Отлично, а для того, чтобы достичь цели, нам с вами необходимо составить план занятия. Обратите внимание, на экране пункт плана, но они стоят не в правильной последовательности. Посмотрите внимательно и подумайте по какому принципу можно расположить эти пункты плана?


- Верно по цветам радуги. И какой план у нас с вами получится?


(План занятия:

  1. вспомнить о том, что «Пальцевая живопись»;

  2. создать общую композиция в цветах радуги «Радужная симфония»;

  3. оценить свою деятельность на занятии).


Все четко проговаривается учителем, на слайдах презентации информация изображена очень крупно, чтобы ребенок с нарушениями зрения мог видеть.

Приветствуют друг друга и преподавателя, внимательно слушают и настраиваются на занятие.

Слушают правила игры.






- Да/нет.


Встают в круг и поочередно обнимают соседей слева, желают друг другу хорошего настроения, удачи и интересных идей.


(Ребенок с нарушением зрения воспринимает обстановку на слух, уверенно вступает в игровой процесс, получает информацию от педагога и соседних детей, проявляет заинтересованность и отклик, совместно с другими детьми участвует в игре)









- Радуга. (Ребенок с ОВЗ тоже отгадывает, для него не должно возникнуть препятствий)









- Симфония для детей — это музыкальное произведение, которое предназначено для исполнения оркестром и обычно состоит из нескольких частей. (Ребенок с нарушением зрения слышит объяснение педагога, участвуя в беседе и проявляя любопытство)










- Цель занятия: вспомнить о технике рисования «Пальцевая живопись» и создать радужную композицию.









- По цветам радуги.



- План занятия:

1) вспомнить о том, что «Пальцевая живопись»;

2) создать общую композиция в цветах радуги «Радужная симфония»;

3) оценить свою деятельность на занятии.

Словесные: приветствие, слово учителя, беседа, прием «Загадка», информационное сообщение (объяснение значения слова «симфония»).

Наглядные: демонстрация сопровождающей презентации – крупный шрифт, контрастный, минимум картинок и лишних символов.


Специальные приемы для детей с нарушением зрения: информация подается устно и ясно. Используется эмоционально-насыщенная подача материала.

Пропаганда доброго отношения и готовности к поддержке друг друга.

Игра «Круг радужных объятий» (установление эмоционального контакта).


Ф

-

2.

Основной

- Ребята, все мы с вами знаем, что такое радуга, ка же она появляется?












- Все верно, все ли слышали такую поговорку: «Каждый охотник желает знать, где сидит Фазан»? Что она значит? Вернее, что значит первая буква каждого слова?


- Да, это цвета радуги. Итак, сейчас я предложу каждому из вас вытянуть карточку с названием цвета радуги. Тот, кто вытащил одинаковый цвет, образует пару/группу.










- Отлично, теперь у вас есть напарник. Ваша задача — вместе придумать и нарисовать картинку в своем цвете, которая должна стать частью большой композиции. Прежде чем приступить к созданию вашей картинки, повторим важные правила. Какие правила работы в парах/группах вы знаете?


Помогайте друг другу, советуйтесь и делитесь идеями.

Бережно относитесь к материалам и будьте аккуратны.

Не забывайте соблюдать тишину, чтобы услышать советы одноклассника.


- Ваша задача — создать одну маленькую часть будущей огромной картины. Она может быть связана с природой, животными или сказочным сюжетом. Главное условие — всё должно соответствовать вашему цвету.


Например, ребята с красным цветом могут нарисовать цветы, оранжевые — закат солнца, жёлтые — солнце, зелёные — лес, голубые — небо, синие — море, фиолетовые — грозовую тучу.


- А работать мы будем с вами в технике «Пальцевая живопись», которую изучили на предыдущем занятии. Помните ли вы, что это за техника?







- Да, это техника, при которой краску наносят не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью, пальцами или ладошкой.


(«Пальцевая живопись» — техника рисования, которую используют, в том числе, для работы со слабовидящими детьми.

Суть метода: изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью (плоской или свёрнутой в трубочку), а краску можно наносить пальцами или ладошкой. Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные ощущения, оказывает арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние)


- Можете приступать к выполнению задания – созданию картин. (Во время работы звучит классическая музыка – симфония №1 Сергея Сергеевича Прокофьева.)











Спустя 10 - 15 минут от начала работы – Давайте немного отвлечемся от работы и выполним физкультминутку.

Представьте, что мы с вами вышли на прогулку по радуге: дети стоят ровно, широко расставив ноги, делают глубокий вдох и представляют, что идут по радуге, высоко поднимая колени и плавно разводя руки в стороны.

И вдруг пошел Цветочный дождь: из положения стоя, слегка согнув колени, дети делают лёгкие хлопки руками сверху вниз, представляя, что идёт тёплый цветочный дождик.

А после дождика Солнышко нам улыбнулось: в положении сидя, дети закрывают глаза, глубоко дышат, концентрируют внимание на дыхании, медленно считая до пяти. Открыв глаза, они смотрят вдаль, напрягая и расслабляя веки.


Исключены резкие движения, резкие наклоны и интенсивные физические нагрузки.

Все упражнения выполняются плавно, равномерно, без спешки.

Нет необходимости держать равновесие, следить за точностью попадания, что минимизирует риск дискомфорта для слабовидящих детей.

Данная физкультминутка подойдёт как детям с нормальным зрением, так и детям с нарушением зрения, снимая нагрузку и формируя позитивное настроение.


- Молодцы, мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте продолжим создавать наш шедевр.


- Радуга — это природное явление - разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Чаще всего её можно увидеть летом после дождя.


- Да/нет. Первая буква каждого слова означает цвета радуги.



Дети вытягивают карточки с цветами радуги, образуют пары или группы.

(Ребенок с нарушениями зрения активно включен в обсуждение, также вытягивает карточку и образует пару с одним из одноклассников)







- Не ссориться, работать сообща, уважительно относиться к напарникам, не мешать другим ребятам.







Слушают задание.














- Это техника, при которой краску наносят не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью, пальцами или ладошкой.





















Рабочий процесс: дети планируют, выбирают сюжет и приступают к созданию картин, работая в технике «Пальцевой живописи».

(Ребенок с нарушением зрения активно участвует в подготовке, использует тактильно удобную технику нанесения краски пальцами или ладонью, действует рука об руку с помощником.)


Активно принимают участие в физкультурных упражнениях, чувствуют легкость и расслабление.

(Ребенок с нарушением зрения воспринимает упражнение на слух, придерживаясь инструкций педагога и действуя согласованно с остальными детьми.)























Продолжают работать над созданием картин.

Словесные методы: актуализация имеющихся знаний. Повторение правил безопасного обращения с материалами.


Практический метод: рисование в технике «Пальцевая живопись».

Физкультминутка без резких движений.


Специальные приемы для детей с нарушением зрения:

Ясные и доступные инструкции.

Техника рисования пальцами, позволяющая тактильно прочувствовать процесс создания изображения.

Безопасные и удобные упражнения для релаксации и поддержания концентрации.

Ф, Г/П

Карточки с цветами радуги.

Краски, кисти, бумага.

Колонки с классической музыкой.

Материалы для пальцевой живописи.

3.

Заключительный

- Что же получилось? Ах, какая красота! Посмотрите внимательно, как прекрасно смотрятся наши солнечные лучи рядом с зелеными деревьями, голубым небом и глубоким синим морем. А теперь давайте попробуем собрать нашу Радужную симфонию целиком!




- Как здорово получилось! Каждый принес частицу своей души в наше общее творение. Какой опыт вы получили сегодня? Чему новому научились?






- Давайте вернемся к плану занятия. Все ли его пункты мы с вами выполнили?



- А теперь я предлагаю оценить нашу с вами деятельность, и я хочу пригласить вас поиграть в особую игру, которая называется «Радужный дневник чувств». Ведь именно чувства и эмоции окрашивают нашу жизнь в разные цвета, подобно радуге.

На столе лежат карточки с названиями чувств, (все они снабжены специальными знаками, которые можно почувствовать руками. Это сделано специально, чтобы каждый из вас мог принять участие в игре). Сейчас каждый из вас выберет карточку, которая наиболее точно отражает то, что вы почувствовали сегодня на занятии. Например, если вы довольны тем, что получилось на занятии, возьмите карточку с именем «Восторг». Или, если вы чуть-чуть устали, выберите карточку с названием «Усталость». Ничего страшного, если у кого-то возникли трудности или неудачи — мы все учимся, и любое чувство достойно внимания. Затем мы попеременно покажем свои карточки и расскажем, почему мы выбрали именно эту эмоцию. Важно честно сказать, что вы думаете и чувствуете, ведь ваши эмоции — это важная часть нашей жизни.

Начнём? Первой выберу карточку я. Знаете, что я чувствую?.. Я выбрала карточку «Восторг», потому что видела, как искренне вы старались, помогали друг другу и радовались результатам. Ваше творчество и энергия стали самыми красивыми цветами нашей радуги.

А теперь ваша очередь…


- Сегодня мы с вами создали прекрасную радужную картину, показали пример дружбы и доброты. Искусство объединяет нас, делает сильнее и дарит счастье. До новых встреч, мои юные художники!






Собирают картины в общую композицию, внимательно слушают педагога, наслаждаются видом общей картины.



- Вспомнили о технике рисования, о том, что такое радуга, научились работать все вместе и создавать красивые композиции.


- Нет, мы не оценили свою деятельность.


Рефлексия: Дети размышляют о своем опыте и впечатлениях, выбирают подходящую карточку и сообщают причину своего выбора.


(Ребенок с нарушением зрения воспринимает описание карточки на ощупь, легко находит нужную, объясняет свое решение взрослым простым языком, активно участвует в рефлексии.)






















Благодарят преподавателя за занятие.

Словесные методы: анализ выполненных работ. Рефлексия с выбором подходящей карточки «Радужный дневник чувств». Индивидуальные и коллективные высказывания.Обобщение и систематизация опыта.


Специальные приемы для детей с нарушением зрения: специальные знаки на карточках, позволяющие выбирать карточки на ощупь.

Свобода самовыражения в открытой атмосфере.

Ф

Карточки с названиями чувств.




Карточки для рефлексии: