- Давайте посмотрим на одежду, которая лежит в этом сундуке. - Что скажете о ней? Какая она? (праздничная, нарядная, красивая) - Ваши родители ходят в таких платьях? - О какой одежде пойдёт сегодня речь? (о национальной мордовской одежде) - Где мы уже видели, рассматривали такую одежду? ( в музее, сказках, мультфильмах, книгах, картинках ,у бабушки) - Ребята, давайте вспомним, в какой республике мы с вами проживаем? (Республика Татарстан) - Какие национальности проживают вместе с нами на нашей земле? ( русские, татары, чуваши, мордва) - Все мы живём дружной сплочённой семьёй. У каждого народа есть своя национальная одежда. свой национальный костюм. - Сегодня мы с вами поговорим о национальном мордовском костюме. У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть и свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву. Все эти предметы украшены мордовскими узорами. Сегодня мы с вами отравимся в удивительное путешествие в прошлое. Узнаем, чем украшал одежду. И даже на время сами станем настоящими мастерами. - Мордовский национальный костюм, как предмет национальной гордости, входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Костюм мордвы самобытен и красочен. Считалось, что такой костюм даёт хозяйке силу, здоровье и красоту. - Посмотрите на экран. На каких предметах можно увидеть мордовские узоры? Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме). Учитель: Мордовские девчата Усталости не знают, На посиделках они Прядут и вышивают. Учитель: Посмотрите, какая красивая мордовская девушка. На ней женская рубаха. Кто из вас знает , как на мордовском языке называется рубаха? («панар»). Правильно. Ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный элемент костюма. Как будет по-мордовски пояс? («пулай»). А это - передник, на мордовском языке он называется… («сапоня» и ещё её назвают «запон»). А это головной убор, как его называют по-мордовски? («панго»). Учитель: Какие цвета использовались для вышивки костюма? (ответы детей) Цвета в мордовских узорах имеют символическое значение. 1) Белый цвет означает добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность. 2) Красный цвет являлся одним из самых любимых у мордвы, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, здоровье, тепло и победу. 3) Черный цвет. Означает мордовскую землю. 4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы. Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. - Рассмотрите внимательно мордовские узоры и попробуйте назвать основные элементы мордовского узора. Из каких геометрических фигур они состоят? (треугольники, квадраты, крестики, ромбы, ступеньки) 1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия. 2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. 3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. 4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. Существует еще огромное количество различных узоров и все они тесно связаны между собой. - А теперь обратим внимание, где расположена вышивка? (на подоле, рукавах, горловине) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (песня «Луганясо келунясь) - Ребята я вам буду показывать узоры и говорить задания, а вы должны их выполнить. 1. Сколько ромбов, столько надо сделать наклонов. Руки на пояс ставь. Упражнение начи- най. 2. Сколько у ломаной линии звеньев, столько сделаем приседаний. 3. Сколько у звезды лучей столько сделаем прыжков. 4 . Сколько рожек на узоре, столько сделаем шагов на месте. МОЛОДЦЫ. Практическая работа учащихся И вот я вам предлагаю на время стать мастерами и перенять труд и фантазию мордвы. А будем мы разукрашивать мордовскую рубаху «панар». - Кто может рассказать, этапы работы: рассмотреть внимательно образец, расставить узоры на шаблоне, можно проявить своё творчество, приклеить клеем, при работе соблюдать технику безопасности. - Повторение правил ТБ. Правила безопасной работы с клеем: 1. Не допускать попадания клея в глаза. 2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде. 3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место. - Практическая работа. - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка» (1- угадай девушку в мордовском костюме 2 – какой узор мордовский 3 – назови части одежды на мордовском языке ( панар, пулай, панго, сапоня) |