СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия «Умелые руки» на тему: «Украшение мордовской рубахи (панар)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие "Умелые руки" на тему : "Украшение мордовской рубахи (панар)" для учащихся 1-2 классов

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия «Умелые руки» на тему: «Украшение мордовской рубахи (панар)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ «Киртелинская СОШ»»







Технологическая карта внеурочного занятия

«Умелые руки» на тему:

«Украшение мордовской рубахи (панар)»





Подготовила учитель начальных классов

Казаева Марина Петровна



2021 год



Технологическая карта учебного занятия

Общая характеристика учебного занятия

Тема

«Украшение мордовской рубахи (панар)»



Основное содержание темы, термины и понятия

Особенности, сравнение, анализ, признаки, панар, панго, пулай, сапоня.



Цели и задачи

Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства. Выполнить аппликацию в стиле «Украшение мордовской рубахи (панар).

Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.

Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.

Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.



Предметные

УУД

Планируемый результат




Знать структуру мордовского народного костюма.

Знать основные знаки и символы, используемые при украшении костюма.

Уметь определять смысл орнамента мордовского народного костюма.




Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

- выделение признаков (анализ), синтез, выбор критериев для сравнения;

- ориентироваться в информации;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, фильмах, используя свой жизненный опыт после посещения музея;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение.

Логические:

-выделение признаков ( анализ), синтез, выбор критериев для сравнения.


Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

Изобразительное искусство, технология, окружающий мир

Групповая, индивидуальная

компьютер, проектор, иллюстрации с изображением мордовского народного костюма. Презентация «Мордовский народный костюм», заготовки с изображением девушки в мордовской рубахе.

Структура учебного занятия ( этапы)

Мотивационный этап


Цель


Содержание

Организация, мотивирование учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью постановки проблемного вопроса.

-Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Выбегает Домовёнок с сундуком. – Ребята, кто это к нам пришёл? Вы узнали его?

-Я мальчишка маленький, смешной

И зовусь в народе- Домовой.

Хорошо, уютно мне здесь жить

И хочу Вас в прошлое сегодня пригласить.

Ставит сундук и убегает. – Ребята, да это же Домовёнок – Кузя. Спасибо тебе большое Кузя. Оставайся с нами на занятие.

- Ребята, что это? (сундук)

- Для чего он нужен? (для хранения чего-либо)

- Что хранили в сундуках? (золото, драгоценности, вещи)

- В ваших домах есть сундуки? (редко можно встретить)

-А сейчас мы храним вещи в сундуках? (в шкафах)

- Проверим, что лежит в этом сундуке. ( одежда)

- Для чего нужна одежда человеку? ( защищать от холода, для красоты)


Этап учебно-познавательной деятельности



Цель


Содержание

Формировать уважительное отношение к своей стране, её обычаям и традициям через изучение мордовского народного костюма.


- Давайте посмотрим на одежду, которая лежит в этом сундуке.

- Что скажете о ней? Какая она? (праздничная, нарядная, красивая)

- Ваши родители ходят в таких платьях?

- О какой одежде пойдёт сегодня речь? (о национальной мордовской одежде)

- Где мы уже видели, рассматривали такую одежду? ( в музее, сказках, мультфильмах, книгах, картинках ,у бабушки)

- Ребята, давайте вспомним, в какой республике мы с вами проживаем? (Республика Татарстан)

- Какие национальности проживают вместе с нами на нашей земле?

( русские, татары, чуваши, мордва)

- Все мы живём дружной сплочённой семьёй. У каждого народа есть своя национальная одежда. свой национальный костюм.

- Сегодня мы с вами поговорим о национальном мордовском костюме.

У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть и свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву. Все эти предметы украшены мордовскими узорами. Сегодня мы с вами отравимся в удивительное путешествие в прошлое. Узнаем, чем украшал одежду. И даже на время сами станем настоящими мастерами.

- Мордовский национальный костюм, как предмет национальной гордости, входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Костюм мордвы самобытен и красочен. Считалось, что такой костюм даёт хозяйке силу, здоровье и красоту.

- Посмотрите на экран. На каких предметах можно увидеть мордовские узоры?

Дети: (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).

Учитель:

Мордовские девчата

Усталости не знают,

На посиделках они

Прядут и вышивают.

Учитель: Посмотрите, какая красивая мордовская девушка. На ней женская рубаха. Кто из вас знает , как на мордовском языке называется рубаха? («панар»). Правильно. Ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный элемент костюма. Как будет по-мордовски пояс? («пулай»). А это - передник, на мордовском языке он называется… («сапоня» и ещё её назвают «запон»). А это головной убор, как его называют по-мордовски? («панго»).

Учитель: Какие цвета использовались для вышивки костюма? (ответы детей)

Цвета в мордовских узорах имеют символическое значение.

1) Белый цвет означает добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет являлся одним из самых любимых у мордвы, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, здоровье, тепло и победу.

3) Черный цвет. Означает мордовскую землю.

4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы.

Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека.

- Рассмотрите внимательно мордовские узоры и попробуйте назвать основные элементы мордовского узора. Из каких геометрических фигур они состоят? (треугольники, квадраты, крестики, ромбы, ступеньки)

1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.

2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря.

3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце.

4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву.

Существует еще огромное количество различных узоров и все они тесно связаны между собой.

- А теперь обратим внимание, где расположена вышивка? (на подоле, рукавах, горловине)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (песня «Луганясо келунясь)

- Ребята я вам буду показывать узоры и говорить задания, а вы должны их выполнить.

1. Сколько ромбов, столько надо сделать наклонов. Руки на пояс ставь. Упражнение начи- най.

2. Сколько у ломаной линии звеньев, столько сделаем приседаний.

3. Сколько у звезды лучей столько сделаем прыжков.

4 . Сколько рожек на узоре, столько сделаем шагов на месте.

МОЛОДЦЫ.

Практическая работа учащихся

И вот я вам предлагаю на время стать мастерами и перенять труд и фантазию мордвы. А будем мы разукрашивать мордовскую рубаху «панар».

- Кто может рассказать, этапы работы: рассмотреть внимательно образец, расставить узоры на шаблоне, можно проявить своё творчество, приклеить клеем, при работе соблюдать технику безопасности.

- Повторение правил ТБ.

Правила безопасной работы с клеем:

1. Не допускать попадания клея в глаза.

2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.


- Практическая работа.


- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка»

(1- угадай девушку в мордовском костюме

2 – какой узор мордовский

3 – назови части одежды на мордовском языке ( панар, пулай, панго, сапоня)


Этап рефлексии



Цель


Содержание

Оценка результатов деятельности

А теперь каждый оценить себя как он работал.

- Зелёный кружок (я всё понял, мне было интересно)

- Жёлтый кружок (возникли некоторые затруднения при выполнении заданий)

- Красный кружок (на уроке было трудно, ничего не понял)



Вы оказывается настоящие мастера, все ваши аппликации словно ожили. А с какой любовью и заботой вы работали.

Засияли на листах

Яркие как зори

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу!