(1 стр. журнал – «Дети войны») Учитель 1В: Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах. Слёзы в глазах от обид застывали. Кровь и расстрелы. Горела страна... Долго ее из руин поднимали, Жить лучше мечтали... Снова война. Учитель 2Н: Дети войны, как же вы голодали... Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали... Война... В детских глазах испуг все читали. Как же понять, что такое война?.. Взрослые дяди в них просто стреляли, Их убивали, сжигали дотла. Учитель 1В: … Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Многие из них награждены орденами и медалями, а четверым присвоено звание Героя Советского Союза. (На экране портреты героев – пионеров). Ученик-Настя.С: Лёня Голиков рос на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. На счету этого ребенка-партизана 27 боевых операций и 78 убитых фашистов. В августе 1942 года Леня Голиков совершил подвиг, за который позже получил звание Героя Советского Союза (уже посмертно). Он бросил гранату в автомобиль очень важной немецкой персоны. Погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области. Ему было всего 16 лет. Ученик- Настя.К: Марат Казей жил в белорусской деревне. Осенью ему уже не пришлось идти в пятый класс. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою. Ученик- Ангелина: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года. Был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Ученик-Олеся: На окраине села Погорельцы оборону держала одна рота. Патроны бойцам подносил мальчик – Вася Коробко. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени. Учитель 2Н: Из счастливого детства они шагнули в смерть… Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей. Пришел час – дети показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки, Девчонки – Герои большой войны. Всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев. (2 стр. журнала – «Дети тыла») Ученик- Лиза: Дети в тылу на заводах отцов заменили «Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один. Жили в цехах, за станками и ели, и пили, Ночи не спали, и верили – мы победим! Учитель 1В: Тяжело было в тылу. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Многие ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов. Помогали строить оборонительные укрепления. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпускали продукцию, нужную фронту и тылу, делали снаряды для фронта, набивали патронами пулеметные ленты, собирали боеприпасы для солдат, набивали мешки песком для бомбоубежищ. Приближали час долгожданной Победы. (картинки параллельно с текстом) Учитель 2Н: Это они вместе со взрослыми работали по 12 часов и больше. Сеяли, осваивали трактора, собирали урожай, колоски на полях, лекарственные растения в тайге, ягоды и грибы для фронта, шефствовали над ранеными в госпиталях или над семьями погибших воинов. Учитель 1В: Детские сады не работали и женщины оставляли маленьких детей одних, а сами уходили на работу. Работали в 2, а то и в 3 смены. Возвращались в холодный дом, где их ждали голодные дети. В "буржуйку" отправлялась мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски и топить ими печку. Ели хлеб, мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев. Было и такое – голодными ложились спать. Учитель 2Н: Голод терзал. Насмерть убивал детей на глазах у матерей. Дети не понимали кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет и так долго не приходит с работы, почему постоянно хочется есть… Много детского почему. Учитель 1В: В этот момент у детей закончилось детство. Они понимали, что надеяться больше не на кого и все лежит на их маленьких хрупких плечах. Они становились на места отцов и матерей, защищая свою Родину. Они работали по 12 часов, не думали ни о сне, ни об отдыхе. Еще усерднее работали даже тогда, когда получали похоронки на своих братьев и отцов, потому что вся надежда была только на них. (3 стр. журнала «Дети Ленинграда») Стук метронома. На экране видео о блокадном Ленинграде. Ученик- Диана: Блокада... Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова Голодных умирающих детей. Учитель 2Н: Ленинградские дети…. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Учитель 1В: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания. Ученик- Настя.С: Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же дни Таня сделала в записной книжке короткие трагические записи. Дневник Тани на слайде: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра, 1941 год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года…. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Учитель 2Н: Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени. Ученик – Настя.К: Эта тонкая тетрадка Стоит многих толстых книг. Пионерка - Ленинградка, Потрясает твой дневник! Таня Савичева, Таня, Ты в сердцах у нас жива. Затаив на миг дыханье, Слышит мир твои слова. Учитель 1В: Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Колонок с водой в городе было мало. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок. Учитель 2Н: Немцы разбомбили продовольственные склады. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не было. А кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Ученик- Ангелина: Не хлебом единым живет человек, Но жизни без хлеба не мыслит. Хлеб "головою" считали весь век, Ему поклонялись, молились. Он стоил копейки, голодных спасал Был в семьях больших дефицитом… Учитель 1В: У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время. (Видео «Блокадный хлеб») (4 стр «Дзержинск во время ВОВ») Учитель 2Н: Ребята, а каким вы представляете наш с вами город во время ВОВ? В июле 1941 года началось формирование народного ополчения. Призывались все, кто способен был держать оружие, в том числе женщины. В отрядах ополчения готовились санитарные кадры, по единому плану проводилась боевая учеба. Это был резерв Красной Армии. Уже в начале войны заявления о вступлении в народное ополчение подали 9553 жителя Дзержинска. Ученик 1- Олеся: В годы войны в Дзержинске действовало 8 заводов, которые выпускали продукцию для фронта. В частности, сюда был эвакуирован Наркомат химической промышленности. Находясь в глубоком тылу, город производил и поставлял на фронт в месяц около 3 миллионов снарядов, авиабомб, противотанковых мин, противотанковых самовоспламеняющихся жидкостей «КС-Коктейль Молотова». Ученик 2- Лиза: На заводе № 80 (завод им. Я. М. Свердлова) производилась половина взрывчатых веществ, выпускаемых в СССР в военное время. К 1942 году, после пуска цеха по производству взрывчатки, производственные мощности предприятия увеличились более чем вдвое. В апреле 1945 года 3указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение производственных заданий в военное время завод им. Я. М. Свердлова был награждeн орденом Красного Знамени. Ученик 3- Диана: На военные нужды работал и завод № 148 «Рулон» (совр. «Дзержинское оргстекло»), ведущий свою историю с 1939 года. Здесь была разработана технология и организовано производство прозрачной авиаброни и бронекозырьков для самолетов ИЛ–2, ЯК–1, ЛА–5. Общий выпуск к 1943 году достиг 1800 комплектов в месяц. Выпускаемое на заводе органическое стекло использовалось для брони самолетов–штурмовиков: оно выдерживало пули и двадцатимиллиметровые снаряды скорострельных немецких авиапушек. Ученик 4- Настя.С: Завод № 96 «Заводстрой» («Капролактам»), вступивший в строй в 1939 году, в войну производил отравляющие вещества: иприт, люизит и этиловую жидкость, препятствующую воспламенению авиатоплива. В 1941 году производство по выпуску отравляющих веществ, одно из производств «Капролактама», было выделено в самостоятельный завод № 506 «Ява» (совр. ОАО «Синтез»). Ученик 5- Настя.К: Завод ядохимикатов № 365 «Ока», основанный в 1937 году, в военное время перешёл на выпуск медикаментозных средств: наркозного эфира, стрептоцида и сульфинада. Ученик 6 - Ангелина: Завод № 397 «Заря» изготовлял активированный уголь и противогазы МО-2. В годы Великой Отечественной Войны свыше 15 тысяч дзержинцев стали стахановцами, более 4 тысяч – ударниками труда. Всего орденами и медалями за трудовые подвиги награждены около 27 тысяч жителей города. Учитель 1В: За значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность, Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2020 № 519 «О присвоении почетного звания Российской Федерации Город трудовой доблести» городу Дзержинск Нижегородской области присвоено это почетное звание. |