СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия «Маленький герой большой войны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия «Маленький герой большой войны»»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Ф.И. практиканта

Бубнова Олеся

Вакурова Наталья

Иноземцева Виктория

Кобахидзе Диана

Коваль Анастасия

Рыбакова Елизавета

Серова Ангелина

Соловьева Анастасия

Группа ПНК-3Б

Технологическая карта внеурочного занятия


«Маленький герой большой войны»


Место проведения (школа, класс)________4 класс

Дата проведения_____________________

Учитель: ______________

Методист: Беляева О. Л.














Дзержинск - 2024г

Тема: «Маленький герой большой войны»

Форма проведения: устный журнал

Цель: формирование ценностного отношения к подвигам детей-героев ВОВ.

Задачи:

Образовательные:

  1. Систематизировать знания о детях-героях нашей страны;

  2. Познакомить с ролью детей-героев в военное время.

Развивающие:

  1. Развивать умение публичного выступления;

  2. Развивать умение выразительного чтения стихотворений;

  3. Развивать умение обобщать материал каждой страницы.

Воспитательные:

  1. Вызвать чувства уважения к подвигам героев – пионеров;

  2. Вызвать чувства сострадания к детям блокады.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Рассказывают о детях – героях нашей страны;

  2. Рассказывают о роли детей – героев в военное время.

Личностные:

  1. Дают нравственную оценку героическим поступкам детей на войне;

  2. Понимают, что война – это страшно, что лучше бороться за мир на Земле.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

  1. Умеют донести информацию до слушателей;

  2. Умеют с достаточной полнотой и полностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

Регулятивные УУД:


Оборудование:


План занятия (с указанием времени на каждый этап занятия):

Организационный блок занятия -__3_ мин

Диагностический блок - __5__мин

Конструирующий (основной) блок занятия - __32__ мин

Итоговый блок занятия - __5___мин

Предварительная работа: стихи на карточках, доклады



Этап занятия

Задачи этапа (планируемый результат)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые формы, методы, приемы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный блок занятия

- обеспечить комфортную обстановку для работы на занятии

-психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию

- активизировать внимание детей

Звук сирены

Учитель 1В: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас очень серьезная тема, о которой нам нельзя молчать, в преддверии праздника Дня Победы.




2.Диагностический блок (проверка знаний)

- диагностика усвоенных знаний

-проверка выполнения работ, анализ качества их выполнения

- выявление причин обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, необходимая коррекция

- закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся

Учитель 2Н: Стихотворение «Великая война»

Была война в сороковых,

Там на смерть дрались за свободу,

За то, чтоб не было невзгоды,

За то, чтоб не было войны.


На минах танки подрывались,

Солдаты на смерть там сражались.

И в восемнадцать лет свои,

За нас отдали жизнь они.


То, что случилось, не забудем,

И до конца мы помнить будем

Про подвиг тот в сороковых,

Про тех, кого уж нет в живых.










Слова Левитана о начале войны













Учитель 1В: А знаете ли вы героев ВОВ? А только ли взрослые были героями войны?

– Тема: «Маленький герой большой войны» (обложка журнала)

– Мы с вами…

– Как вы думаете, что дети могли делать во время войны?


Учитель 2Н: Сегодня на занятии мы с вами узнаем, как проходила жизнь детей во время войны, как они выживали в этих страшных условиях.
















Ученик1- Лиза.Р: Нам сейчас 10 или немногим больше. Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строят новые дома в городе, но не подозреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.


Ученик2- Диана.К: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.






– Что дети работали, помогали матерям, кто-то уходил на фронт.



3.Конструирующий (основной) блок занятия

- подготовительный этап














- основной этап













- систематизирующий этап

- организация целенаправленной познавательной деятельности детей, подготовка их к усвоению нового материала и к выполнению развивающих заданий

-обеспечение восприятия детьми нового учебного материала, формирование конкретных представлений об изучаемом предмете

- формирование соответствующих умений и навыков по использованию знаний в практической деятельности

- формирование у учащихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме

-закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу

- повышение уровня осмысления изученного материала

-выработка соответствующих умений и навыков

(1 стр. журнал – «Дети войны»)

Учитель 1В: Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах.


Слёзы в глазах от обид застывали.

Кровь и расстрелы. Горела страна...

Долго ее из руин поднимали,

Жить лучше мечтали... Снова война.


Учитель 2Н: Дети войны, как же вы голодали...

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топтали... Война...


В детских глазах испуг все читали.

Как же понять, что такое война?..

Взрослые дяди в них просто стреляли,

Их убивали, сжигали дотла.


Учитель 1В: … Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Многие из них награждены орденами и медалями, а четверым присвоено звание Героя Советского Союза.

(На экране портреты героев – пионеров).


Ученик-Настя.С: Лёня Голиков рос на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. На счету этого ребенка-партизана 27 боевых операций и 78 убитых фашистов. В августе 1942 года Леня Голиков совершил подвиг, за который позже получил звание Героя Советского Союза (уже посмертно). Он бросил гранату в автомобиль очень важной немецкой персоны. Погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области. Ему было всего 16 лет.

Ученик- Настя.К: Марат Казей жил в белорусской деревне. Осенью ему уже не пришлось идти в пятый класс. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик- Ангелина: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года. Был признанным
вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик-Олеся: На окраине села Погорельцы оборону держала одна рота. Патроны бойцам подносил мальчик – Вася Коробко. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.


Учитель 2Н: Из счастливого детства они шагнули в смерть… Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.

Пришел час – дети показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки, Девчонки – Герои большой войны. Всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев.


(2 стр. журнала – «Дети тыла»)

Ученик- Лиза: Дети в тылу на заводах отцов заменили «Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.

Жили в цехах, за станками и ели, и пили,

Ночи не спали, и верили – мы победим!

Учитель 1В: Тяжело было в тылу. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Многие ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов. Помогали строить оборонительные укрепления. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпускали продукцию, нужную фронту и тылу, делали снаряды для фронта, набивали патронами пулеметные ленты, собирали боеприпасы для солдат, набивали мешки песком для бомбоубежищ. Приближали час долгожданной Победы. (картинки параллельно с текстом)

Учитель 2Н: Это они вместе со
взрослыми работали по 12 часов и больше. Сеяли, осваивали трактора, собирали урожай, колоски на полях, лекарственные растения в тайге, ягоды и грибы для фронта, шефствовали над ранеными в госпиталях или над семьями погибших воинов.

Учитель 1В: Детские сады не работали и женщины оставляли маленьких детей одних, а сами уходили на работу. Работали в 2, а то и в 3 смены. Возвращались в холодный дом, где их ждали голодные дети. В "буржуйку" отправлялась мебель, книги, иногда удавалось добыть сломанные бочки от краски и топить ими печку. Ели хлеб, мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев. Было и такое – голодными ложились спать.

Учитель 2Н: Голод терзал. Насмерть убивал детей на глазах у матерей. Дети не понимали кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет и так долго не приходит с работы, почему постоянно хочется есть… Много детского почему.

Учитель 1В: В этот момент у детей закончилось детство. Они понимали, что надеяться больше не на кого и все лежит на их маленьких хрупких плечах. Они становились на места отцов и матерей, защищая свою Родину. Они работали по 12 часов, не думали ни о сне, ни об отдыхе. Еще усерднее работали даже тогда, когда получали похоронки на своих братьев и отцов, потому что вся надежда была только на них.


(3 стр. журнала «Дети Ленинграда»)

Стук метронома. На экране видео о блокадном Ленинграде.

Ученик- Диана: Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

Учитель 2Н: Ленинградские дети…. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

Учитель 1В: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.


Ученик- Настя.С: Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же дни Таня сделала в записной книжке короткие трагические записи.

Дневник Тани на слайде: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра, 1941 год.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года….

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Учитель 2Н: Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. С ней была мама, и она держалась. Потом… Страничка на букву С: “Савичевы умерли все”.


Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.

Ученик – Настя.К: Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка - Ленинградка,

Потрясает твой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Учитель 1В: Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2-3 дней. Колонок с водой в городе было мало. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда Нева замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Учитель 2Н: Немцы разбомбили продовольственные склады. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день.

125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не было.

А кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали.

Ученик- Ангелина: Не хлебом единым живет человек,

Но жизни без хлеба не мыслит.

Хлеб "головою" считали весь век,

Ему поклонялись, молились.

Он стоил копейки, голодных спасал

Был в семьях больших дефицитом…

Учитель 1В: У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

(Видео «Блокадный хлеб»)

(4 стр «Дзержинск во время ВОВ»)

Учитель 2Н: Ребята, а каким вы представляете наш с вами город во время ВОВ?

В июле 1941 года началось формирование народного ополчения. Призывались все, кто способен был держать оружие, в том числе женщины. В отрядах ополчения готовились санитарные кадры, по единому плану проводилась боевая учеба. Это был резерв Красной Армии. Уже в начале войны заявления о вступлении в народное ополчение подали 9553 жителя Дзержинска.

Ученик 1- Олеся: В годы войны в Дзержинске действовало 8 заводов, которые выпускали продукцию для фронта. В частности, сюда был эвакуирован Наркомат химической промышленности. Находясь в глубоком тылу, город производил и поставлял на фронт в месяц около 3 миллионов снарядов, авиабомб, противотанковых мин, противотанковых самовоспламеняющихся жидкостей «КС-Коктейль Молотова».

Ученик 2- Лиза: На заводе № 80 (завод им. Я. М. Свердлова) производилась половина взрывчатых веществ, выпускаемых в СССР в военное время. К 1942 году, после пуска цеха по производству взрывчатки, производственные мощности предприятия увеличились более чем вдвое. В апреле 1945 года 3указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение производственных заданий в военное время завод им. Я. М. Свердлова был награждeн орденом Красного Знамени.

Ученик 3- Диана: На военные нужды работал и завод № 148 «Рулон» (совр. «Дзержинское оргстекло»), ведущий свою историю с 1939 года. Здесь была разработана технология и организовано производство прозрачной авиаброни и бронекозырьков для самолетов ИЛ–2, ЯК–1, ЛА–5. Общий выпуск к 1943 году достиг 1800 комплектов в месяц. Выпускаемое на заводе органическое стекло использовалось для брони самолетов–штурмовиков: оно выдерживало пули и двадцатимиллиметровые снаряды скорострельных немецких авиапушек.

Ученик 4- Настя.С: Завод № 96 «Заводстрой» («Капролактам»), вступивший в строй в 1939 году, в войну производил отравляющие вещества: иприт, люизит и этиловую жидкость, препятствующую воспламенению авиатоплива. В 1941 году производство по выпуску отравляющих веществ, одно из производств «Капролактама», было выделено в самостоятельный завод № 506 «Ява» (совр. ОАО «Синтез»).

Ученик 5- Настя.К: Завод ядохимикатов № 365 «Ока», основанный в 1937 году, в военное время перешёл на выпуск медикаментозных средств: наркозного эфира, стрептоцида и сульфинада.

Ученик 6 - Ангелина: Завод № 397 «Заря» изготовлял активированный уголь и противогазы МО-2. В годы Великой Отечественной Войны свыше 15 тысяч дзержинцев стали стахановцами, более 4 тысяч – ударниками труда. Всего орденами и медалями за трудовые подвиги награждены около 27 тысяч жителей города.


Учитель 1В: За значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность, Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2020 № 519 «О присвоении почетного звания Российской Федерации Город трудовой доблести» городу Дзержинск Нижегородской области присвоено это почетное звание.





4.Итоговый блок занятия

-аналитический этап



- рефлексивный этап

- анализ качества и уровня усвоения детьми теоретических и практических знаний и умений

- анализ и оценка достижения цели занятия

- выяснить настроение детей по окончании занятия, их отношение к изученному материалу, узнать предложения и пожелания детей

Учитель 2Н: 4 долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину, мы победили. И в этом огромную роль сыграли дети, которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства.

(Видеоролик)

Ученик 1-Олеся: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.


Ученик 2-Лиза: Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.


Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!


Учитель 1В: Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Многих сейчас уже нет в живых. Но память о тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь навсегда останется в памяти людей, для них всегда будет гореть Огонь Памяти!

- Давайте почтим память всем детям и героям военного времени.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (тиканье часов)