Муниципальное общеобразовательное учреждение: Усть-Озёрская основная общеобразовательная школа
Конспект внеурочного занятия.
«Пасха»
для 6 -го класса
Новокрещенных Наталья Григорьевна
Учитель технологии
2018 год.
Внеурочная деятельность
Направление: общекультурное
Занятие № 11-12
Тема: «Пасха»
Тип занятия: комплексного применения новых знаний
Цель: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.
Задачи :
Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;
пробудить интерес к старинным русским обрядам;
Развивающие: развивать познавательную активность
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
| регулятивные | познавательные | коммуникативные | |
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. | определять цель учебной деятельности, определять правильность выполнения задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания. | уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, уметь добывать информацию из дополнительных источников. Составляют текст в устной и письменной формах. | уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, проявлять сдержанность, учтивость, радость за успехи товарища, аргументировать свое мнение. | познакомятся с христианским народным праздником «Пасха»; узнают о традициях и обычаях празднования этого праздника; изучат виды оформления пасхальных яиц; сформируют специальные умения и навыки в изготовлении пасхального сувенирного яйца. |
Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):
Образовательные технологии
ТПО- технология проблемного обучения
ТРО – технология развивающего обучения
ИКТ -информационно- коммуникационные технологи
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,
Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.
Средства обучения:
Оборудование учителя | Оборудование учащихся |
экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, индивидуальная карточка для самопроверки. Видео: обычаи Пасхи, звон колоколов. | Альбомные листы, карандаши, краски, шаблоны яиц для раскраски (писанок, крашенок,крапанок) |
Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, технология
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности) | Приветствие учащихся: – Добрые истории помним мы с детства, Хочу, чтоб историю слушали вы, Пусть подкрадется к самому сердцу, И зародится в нем зерно доброты. – Давайте посмотрим, какое настроение у вас сейчас с помощью условных знаков. - Я надеюсь, что наше занятие улучшит ваше настроение. - Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Дети прикрепляют карточки на доску | Регулятивные: научатся контролировать свои действия. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
II.Определение темы мероприятия | - Ребята, сейчас я прочту вам не большое стихотворение, а вы послушайте и угадайте тему нашего занятия На столе кулич душистый, Горка крашенных яиц. В этот праздник, светлый, чистый Не увидишь хмурых лиц. - Какие слова из стихотворения помогли вам определить тему занятия. - Верно, тема нашего мероприятия: «Светлый праздник – Пасха» | Дети говорят тему мероприятия («Светлый праздник – Пасха») | Регулятивные: определять тему учебной деятельности Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения |
III.Определение целей мероприятия | - Каковы цели нашего занятия? - Сегодня мы будем работать в группах. Посмотрите пожалуйста на столы и распределитель по группам. | Дети продолжают предложения Я хочу узнать… Я хочу научиться… Я хочу научиться применять… Дети садятся по группам. | Регулятивные: определять цель учебной деятельности Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли; знают правила речевого общения |
IV.Работа со словарями | - Ребята, в этом году какого числа мы будем праздновать пасху. - А вы знаете, что значит слово пасха. - У каждой группы лежат на столах словари. Давайте узнаем, что такое пасха в разных словарях и поделимся информацией с одноклассниками - А теперь давайте сделаем общий вывод, что значит слово пасха | Ответы детей. Дети находят в словарях значение слова пасха, от каждой группы один человек читает значение слова Дети на основе трех определений делают общий вывод значения слова пасха. | Познавательные: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Коммуникативные: научатся обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, взаимодействовать (сотрудничать) с соседом в группе |
V.Работа с текстами | - Ребята, а сейчас давайте посмотрим внимательно на свои столы и найдем яйцо с вопросом. Как вы думаете, что нужно будет сделать. - Каждый в группе читает текст, ищет ответ на поставленный вопрос и подчеркивает ответ карандашом. | Дети отвечают, что нужно ответить на вопрос, который написан на шаблоне | Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи |
VI.Игра «Покрути яйцо» | -Яйцо стало символом праздника Пасхи. Именно поэтому оно является обязательным элементом многих пасхальных обычаев и игр. Я вам предлагаю поиграть в популярную пасхальную игру, которая называется «Покрути яйцо». Правила игры таковы: соревнуемся, чье яйцо будет дольше крутиться. По моей команде вы одновременно раскручиваете лежащее яйцо на парте. Чье яйцо дольше крутится, та команда и победила. | Дети по очереди крутят на партах яйца. | Регулятивные: научатся контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников |
VII.Беседа о видах яиц | -Ребята, внимательно посмотрите на яйца, которые лежат у вас на столах, и скажите, на какие группы можно разделить их - Сейчас я вам раскрою секрет, на какие группы можно разделить яйца. Некоторые яйца на Пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются писанками. Яйца, которые окрашены в один цвет называются красанками. Яйца, которые окрашены одним тоном, и на них нанесены разные пятна, полоски, крапинки, на некоторых есть надписи называются крапанками (учитель вывешивает схему). | Дети предполагают группы на которые можно разделить яйца. | Познавательные: научатся извлекать необходимую информацию из объяснения учителя |
VIII.Задание «Раздели по группам» | -Сейчас я вам предлагаю выполнить задание, которое называется «Раздели по группам». Каждой группе я раздам конверт с набором яиц, первой группе нужно будет выбрать из этих яиц – писанки, второй – крапанки, а третьей – крашенки. | Каждая группа выбирает нужные шаблоны яиц и прикрепляет их на доску. Дети проводят взаимопроверку. | Познавательные: выполнять логические операции, сравнивать, систематизировать, классифицировать |
IX. Практическая работа | - Основным и самым важным обычаем на Пасху было обменивание яйцами. Все люди дарили своим родным и близким украшенные своими руками яйца. Я вам тоже предлагаю не отступать от этого обычая и выполнить яйца-крапанки и подарить в праздник своим близким людям. - Давайте вспомним, что изображали на яйцах-крапанках (пятна, крапинки, полоски, надписи) - Для выполнения этой работы, вам понадобится самый необычный материал: обертки от конфет. - А сейчас я вам предлагаю наполнить нашу корзинку пасхальными яйцами. | Дети отвечают на вопрос Дети выполняют практическую работу по выполнению яиц-крапанок. Выставка работ. | Регулятивные: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения задания |
X. Подведение итогов занятия | - Ребята, скажите, а какая была у нас тема занятия - А какие цели ставили перед собой - Я вам предлагаю продолжить предложения - Ребята, обратите внимание на нашу корзинку, и скажите, чего не хватает. -Давайте дополним нашу корзинку ручкой и привяжем на ручку бантики. | Дети повторяют тему и цели занятия. Дети продолжают предложения Я узнал… Я научился… Где я это буду применять… Мне понравилось… Дети отвечают. | Регулятивные: оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка Познавательные: формулировать выводы Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов |
XI. Рефлексия | – Давайте посмотрим, какое настроение у вас сейчас. У вас на партах лежат карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, и прикрепите на доску. - А теперь я вам предлагаю спеть веселую песенку о пасхе. | Дети прикрепляют карточки на доску. | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль |
Приложение 1
Тексты для выполнения задания
Текст №1. Иисус Христос родился у девы Марии и плотника Иосифа в еврейском городе Вифлиеме. Он был очень умным и добрым. Когда он стал взрослым человеком, весь еврейский народ удивился чудесам, которые Иисус мог делать: слепым помогал становиться зрячими, хромые начинали ходить, мертвые – оживали, хромые. И стали люди жить честно, много трудиться, любить друг друга. Иисус направлял людей на правильный жизненный путь. Но ему одному трудно было совершать много добрых дел, и Иисус Христос избрал себе 12 учеников, а по другому их называли апостолами. Иисус учил апостолов делать чудеса.
(Что самое главное было в учениях Иисуса?)
Текст №2. Собралось вокруг Иисуса целое войско. Сплели они венок терновый и стали издеваться над Иисусом. Они плевали на него, били палками по голове. В пятницу Иисус был распят на горе Голгофа, снят с креста и положен в гроб. Гроб, в котором лежал Иисус, поставили в пещеру. Вход в эту пещеру заложили тяжелым камнем. Когда прошла суббота, мать Мария, очень рано пришла к гробу, и войдя в пещеру не нашла тела Иисуса. Вдруг в один момент произошло сильное землетрясение, и с неба спустился ангел и сказал: «Что вы ищите живого среди мертвых. Его здесь нет! Он воскрес!» С этих пор день распятия Иисуса Христа называют светлый праздник Воскресения
(Как по другому называется праздник Пасхи?)
Текст №3. После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и учить народ хорошим поступкам. Отправилась в путь и Мария. Пришла она в Рим к императору Тиберию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые – драгоценности, а бедные – что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!» Удивился император и сказал: «Я поверю в это тогда, когда это белое яйцо станет красным.» И прямо в руке императора яйцо изменило свой цвет, стало ярко-алым. Император потрясенно вскрикнул: «Воистину воскрес!» Так было подарено первое пасхальное яйцо. С тех пор яйцо стало символом жизни.
(Откуда пошла традиция, дарить на Пасху крашеное яйцо?)
Приложение 2
Яйца
Писанки Крашенки Крапанки
Приложение 3
Песня на мотив «Бабушка рядышком с дедушкой»
Пасху, Пасху празднуем с семьей.
Пасха, Пасха – праздник дорогой.
Крашеные яйца весело едим,
Вас поздравить с праздником хотим.
Припев:
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно кулич доедают.
Мамочка рядышком с папочкой
С весельем гостей принимают
Этот праздник знать мы все должны
Поздравленья летят со всей страны
Будем праздник весело справлять
Про старинный обычай вспоминать.
Припев:
Бабушка рядышком с дедушкой
Дружно кулич доедают.
Мамочка рядышком с папочкой
С весельем гостей принимают
Список используемой литературы
Беглов А.Л. Основы духовно-нравственной культуры народом России. Основы религиозной культуры и светской этики.: -М.: Просвещение; 2012 – 80 с.