СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия на тему: "Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия на тему: "Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление)"»

технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык



Тема занятия

Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление)

Вид занятия

Теоретическое

Цель занятия:

обучающая

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний о языковых явлениях;


- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;


- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

развивающая

- создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать полученные знания, делать выводы.

воспитательная

- способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

- термины, основные понятия, правила и принципы, изученные в ходе занятия.

- основы научных знаний о языке, понимание взаимосвязи уровней языка и его единиц.

Должны уметь:


- использовать результаты деятельности для решения орфографических, речевых и пунктуационных задач;

- объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявленные в ходе работы.

Показатели оценки

результата

- применение усвоенных правил при записи собственных и предложенных текстов;

- работа в группах и самостоятельно;

- своевременность выполнения заданий;

- корректировка и своевременное устранение ошибок в своей работе;


Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)






Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, словари, карточки для работы в группах





Основная

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. «Русский язык» 10-11 кл.


литература



Дополнительная

Антонова Е. С., Воителева Т. М. «Русский язык»


литература










содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин




2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.


15 мин


Фронтальный опрос по теме домашнего задания.



3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.


10 мин


Просмотр фрагмента из фильма «12 стульев» про Эллочку-людоедку

- Что мы можем сказать об Эллочке, опираясь на ее речь?

(ограниченный человек)

- Выходит, по уровню развития речи можно судить о уровне развития человека. Сегодня будем говорить о культуре речи в экологическом аспекте. Какие цели поставим перед собой?

- узнать, что такое «экология языка»;

- определить, какие факторы влияют на «загрязнение» речи;

- выяснить, для чего нужно охранять и сохранять родной язык



4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.


35 мин











Работа над составлением конспекта (рабочий лист)



Мы привыкли, что термин «экология» употребляется, когда говорят о биосфере, о сохранении природы. Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. 

 В настоящее время актуальным стал термин «языковая экология» или «экология слова». Родоначальником понятия экологии языка (эколингвистики) принято считать американского лингвиста Эйнара Хаугена, который в 1970 г. в докладе "Экология языка" отмечал: "Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением".

Экология языка (лингвоэкология, эколингвистика) — это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. 

Экология слова охватывает слой всех «некультурных» слов, противопоставляя его «культурному», тем самым выступая за «экологически чистый» русский язык без слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д. Появилось даже понятие – «экология речевой среды», потому что наша речь нуждается в защите, спасении, очищении. «Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса  течёт, как гордая величественная река…»- так сказал Николай Михайлович Карамзин.

      Экология языка - это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья, это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его отношениях с биосферой, с языком живой природы; это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой взаимосвязи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами.

А.С. Пушкин с современниками принимал участие в решении вопроса о языке русской литературы и вместе с тем о литературном языке русской нации. Он говорил: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».

   Наш язык на сегодняшний день, по мнению лингвистов, можно выделить несколько экологических  проблем современного русского языка, рассмотрим некоторые их них.

Язык интернета

       Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка  принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.

• сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику,

• электронная переписка также имеет свою языковую специфику,

• игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

В Интернет - речи широко распространено отражение на письме особенностей разговорной фонетики коммуникантов (чё, тока, щас, ваще), нередко встречаются попытки отражения интонационной окраски фразы, не только за счет знаков-"смайликов", но и за счет обозначения растянутых гласных (ну-у-у-у, не зна-а-аю я!). Мыло-почта Клава-клавиатура Комп-компьютер Смайлик-схематические изображения человеческого лица для выражения эмоций Игнор-игнорирование, Щас-сейчас, Окай-хорошо, С ДР - С Днем Рождения, СПС-спасибо.

Язык рекламы и СМИ

В рекламе часто используется прием повторов. Все снова и снова повторяется какая-либо мысль, порой в ущерб здравому смыслу, пока потребитель не поймет "всю жизненную необходимость" для себя рекламируемого продукта, наконец, в конце зазвучит: продукт совершенно уникален и не имеет аналогов в мире.  Но такое нанизывание однородных понятий представляет собой лексическую избыточность, что является нарушением норм речи.
        Лингвоэкологи  говорят о разрушении речевой и культурной традиции связано с языковым воздействием на массовое сознание через средства массовой информации, массовую печать, аудио- и видеопродукцию и т.п. Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, демократизация - к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.
СМИ в наше время оказывают огромное влияние на развитие языка. Уже достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. 

                Часто влияние СМИ оценивается как негативное, оно катастрофически сказывается на состоянии интеллекта и нравственного здоровья личности. Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли "престижными" словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. 

Слова-паразиты

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Слова-паразиты –это разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в нашей речи. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом.

Жаргонизация

      Что же такое жаргонная лексика? Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон – социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения. Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодёжный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и спортсменов, жаргон торговцев, жаргон уголовников и т. д. 

             Ученые считают, что  интенсивная демократизация языка в сочетании с отменой цензуры привела к тому, что потоки сниженной, жаргонной, а нередко и нецензурной лексики вышли за пределы своей социальной среды и стали достоянием всех жанров, требующих экспрессии: художественных текстов, газетных и телевизионных репортажей, публицистических выступлений, политических дебатов, например: беспредел (беззаконие; в уголовном языке обозначает также группировку преступников, отошедших от криминального мира), разборка (выяснение отношений; самосуд), качать права (грубо добиваться своего). Жаргонизмы стали в наше время общеизвестными и общеупотребительными.

                                                         

Заимствования

           Процесс заимствования слов - явление нормальное, а в определенные исторические периоды даже неизбежное. В принципе освоение иноязычной лексики обогащает словарный запас принимающего языка. 

           Появившись сначала в профессиональной сфере (компьютерные технологии – драйвер , сайт , файл ; виды спорта – виндсерфинг , скейтборд ; экономика – маркетинг , бартер ; политика – президент , парламент , импичмент ; финансы – ваучер , фьючерсные кредиты ), заимствования, а это, в основном, лексика, быстро вышли за пределы профессиональной сферы и стали появляться в менее специализированных областях человеческой деятельности: в прессе, радио- и телепрограммах, в устной речи обычных носителей языка (имидж , шоу , видео ). Заимствований в русском языке всегда было много, но сейчас они хлынули таким потоком, что часто даже затрудняют понимание текста. Особое раздражение вызывают «избыточные» заимствования, то есть когда заимствование дублирует по смыслу уже существующее в русском языке слово. Чаще всего это модные слова типа комьюнити (вместо сообщество), интервью (в новом значении вместо собеседования), лофт (вместо чердака) и т.д. Но трудно вообразить себе современный мир без презентаций, несмотря на существование почти полного синонима – слова представление.



5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.



5 мин


Упражнение в рабочем листе



6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.


10 мин


Подготовьте выступление по проблеме экологии языка, понимаемой в тексте упражнения.

Приведите примеры, которые будут аргументировать каждое положение вашего доклада.


7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.


3 мин


Добились ли мы целей занятия?

(Да, цель занятия достигнута)



8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


7 мин














Преподаватель








(И.О. Фамилия)