Технологическая карта занятия.
Класс: 4
Предмет: ДПИ
Тема: Городецкая роспись
Цель: Сформировать представление об истории развития городецкой росписи.
Задачи:
Воспитывать к Родине любовь, к ее истории, национальной культуре.
Творческую фантазию развить, активность познавательную, художественный вкус.
Сформировать познания работы в области городецкой росписи.
Форма работы: индивидуальная
Планируемые результаты:
Знать и понимать искусства в жизни человека.
Владеть техникой работы гуашью
находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
уметь организовывать рабочее место.
оценивать достигнутые результаты.
уметь обсуждать и анализировать свою работу и работу одноклассников.
уметь вести диалог.
Образовательные ресурсы: репродукции с изображением городецкого промысла;
Гуашь, бумага, кисти;
Раздаточный материал: карточки с последовательностью выполнения
элементов городской росписи;
плакаты, таблицы с изображением предметов городецкого промысла.
Ход занятия.
Этап занятия | Взаимодействие в образовательном процессе | УУД |
Деятельность педагога | Деятельность учащегося | |
Самоопределение к деятельности Организационный момент. | Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки | Выполняет оценку/само-оценку готовности по критериям: - правильность выбора учебных принадлежностей - правильность организации рабочего места. - настрой на урок | |
Мотивация | Предлагает рассмотреть и иллюстрации, фотографии предметов быта массового производства и таблицы с изображением предметов ДПИ Выявить различия Определить какие из них являются произведениями ДПИ Задает вопрос: предметы ДПИ для чего нужны в интерьере | Рассматривают фотографии и иллюстрации Выявляют и анализируют отличия Определяют принадлежность педметов к ДПИ На вопросы отвечают | Познавательные |
Постановка цели Актуализация знаний | Привлекает внимание учащихся к предметам, украшенным яркой нарядной росписью -Как называется эта роспись и где изготавливают эти предметы? Предлагает определить цель занятия Проводит в форме диалога беседу об элементах росписи, истории развития городецкого промысла | Рассматривают таблицы с изображением предметов городецкого промысла и иллюстрации, тему проговаривают, определяя знание от незнания, цель формируют. Участвуют в диалоге , определяют цветовую гамму , выявляют главные и второстепенные элементы росписи | Личностные Коммуникативные коммуникации. Познавательные. |
Постановка учебной (художественной) задачи | Подводит учеников к постановке художественной задачи? - Вы выполняли когда нибудь городецкую роспись? - Можем ли сразу начать | Участвуют в диалоге, учебную задачу фиксируют, предполагают свои действия | Регулятивные |
Решение учебной (художественной) задачи | Предлагает карточки рассмотреть с последовательностью выполнения элементов городецкой росписи. Последовательность выполнения демонстрирует | Рассматривают карточки, проговаривают название этапов выполнения росписи. Анализируют последовательность выполнения каждого элемента росписи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Регулятивные |
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Помощь оказывает учащимся, показывает способы устранения ошибок. | Выполняют тренировочное упражнение с применением живописных материалов, соблюдая последовательность выполнения росписи, сравнивают полученный результат с образцом на карточке, исправляют ошибки. | Умение использовать технику работы гуашью во время практической творческой работы. Регулятивные |
Оценка | Просит работы оценить свои, способы их достижения (с комментарием) | Определяют критерии оценивания работ: - Соблюдение последовательности выполнения работы. - Качество работы. - Аккуратность - Композиция Обсуждают и оценивают выполнение работы | Личностные. |
Итог | Беседа по вопросам: Почему называется роспись Городецкой? Какой первый этап росписи выполняют : замалёвок или оживку и почему? Почему цветок купавкой называется? Почем в росписи используется образ коня и птицы? | Участвуют в диалоге, на вопросы отвечают , высказывают мнение свое. | Познавательные Коммуникативные |
Домашнее задание | Подобрать материал о Городецкой росписи | Записывают в дневниках д/з | |
1. Капелька.
Использование капельки так многообразно, что, сколько бы не представлять вариантов, всё будет мало. Она встречается в любой технике росписи от Палеха до Жестова, от Гжели до Мезени.
Тут самое время вспомнить о том, что кисточка – это своеобразный штампик. От того какая она: толстая или тонкая, мягкая или упругая, какого номера, и тому подобное, будет зависеть размер и форма выполненного ею элемента.
Капелька может быть прямой и с поворотом, изогнутой. Про такую «протянутую» капельку на промыслах говорят, что она выполнена примакиванием. Прямая капелька выполняется движением «на себя», «от себя» или «в сторону». От силы нажима на кисточку будет зависеть размер капельки.
Ещё прямую капельку называют «прижимкой», а в Городце ряд капелек, составляющей бахрому на портьерах, называют «ляпочками».
Универсальная капелька может быть мелким, второстепенным элементом приписки, оживки, отделки, а может быть и самостоятельным, как, например, хохломская травка или Городецкие веерные листья.
Из двух капелек, наложенных одна на другую, поучаются листики. Из изогнутых капелек могут получиться различные бордюрные орнаменты.
Способ выполнения капельки.
Возьмите круглую беличью кисть (№2), краску с хорошей укрывистостью доведите до рабочей консистенции в небольшой формочке или на палитре. В первом случае обмакните кисть в краску и сделайте пару штрихов по палитре, чтобы заострить кончик. Во втором - движением вперёд-назад наполните кисточку краской и так же заострите конец. Дав кисточке, возможность чуть-чуть «пройти» по поверхности тонкой линией, наклоняйте её (кисточку) на себя, одновременно придавливая, пока она не ляжет на поверхность почти до железного основания – «пятки». Как и все прочие, этот элемент выполняется очень быстро, описание же его занимает времени больше.
Тут кисточка ведет себя как ванька-встанька: упала и поднялась, а точнее, как новобранец; упала, отжалась и поднялась.
2. Дуга.
Оборки на платьях Городецких барышень, края лепестков купавок, фризовые части северных прялок и так далее не обойдутся без этого элемента.
Дуга может быть простой и фигурной, крутой и пологой.
Для выполнения элемента «дуга» нужно взять круглую колонковую кисть №1 с острым кончиком. Начиная с волосяной части, направляйте кисточку вниз, слегка нажимайте. Когда самый сильный нажим придётся на крайние нижнее положение, кисточка как бы сама захочет подняться на повороте вверх. Завершите движение, плавно отрывая кисточку от поверхности.
3. Усик, штрих, точка.
Такие мелкие графические элементы, как усик и штрих, лучше всего выполнять кисточкой для контурной работы, белкой или колонком №1 с острым концом.
Обычно усик, если он только декоративно не закручивается, как скажем у виноградной лозы, сочетается с другими мелкими элементами: капельками, точками, штрихами.
«Поставить последнюю точку», «расставить все точки над «i». Это правило применимо и в росписях. Часто именно её, последней, не хватает внутри какого-либо цветка или где-то ещё для полной выразительности и завершённости. Особенно эффектно выглядит россыпь точек, сходящих на «нет», выполненная деревянным концом кисточки.
Используя кисти разных номеров, можно получить точки большие или поменьше. Краска не должна быть густой, а то точка получиться выпуклой. Хотя в некоторых случаях для достижения особых эффектов, как раз добиваются именно этого результата.
4. Травка.
Размер кисти зависит от выполняемого орнамента, можно использовать кисть от №1 до №5.
Набрать на кисть нужного цвета краску. На палитре заострить кончик кисти. Теперь можно выполнять элемент: коснуться кончиком кисти рабочей поверхности и слегка протянуть кисть вперёд, затем нужно постепенно нажимать на кисть до получения необходимой толщины линии, одновременно протягивать кисть в нужную сторону, затем, продолжая вести линию и ослабляя нажим на кисть, плавно её оторвать от рабочей поверхности.
«Травка» может быть прямой и наклонной, направленной в любую сторону в зависимости от изображаемого орнамента.
5. Цветной замалёвок.
Это один из основных приёмов Городецкой, урало-сибирской и других росписей мазкового типа. Цветной замалёвок (подмалёвка) выполняется на начальном этапе работы в живописной технике, придаёт основной объём цветам, листьям, птицам, фигурам и так далее.
Одним движением кисточки получается ровный кружок любого размера. На стадии замалёвка поверхность с будущим Городецким букетом напоминает манеж, где клоун подкидывает разноцветные шарики: это такой же быстрый, лихой и весёлый процесс!
Для начала можно представить на рабочей поверхности циферблат и, начиная как бы от восьми, поворачивайте кисточку по часовой стрелке, максимально её расплющивая.
При этом вы одновременно должны прокручивать кисточку между пальцами. На повороте около трёх ослабьте нажим и завершите движение, вернувшись в исходное положение. Поворачивая и расплющивая кисточку, не перестарайтесь с нажимом на «пятку»: хоть кисточка и должна обернуться вокруг своей оси, но не так, как кадрили на каблучке, не тем движением, что поворачивают циркуль. Кстати, тут особенно важно не забывать о строго вертикальном положении кисточки относительно рабочей поверхности.
6. Завиток.
Этот элемент является одним из основных в хохломской росписи, а также встречается в качестве приписок в урало-сибирской, Городецкой и других росписях.
Для выполнения этого элемента нужно также как и в предыдущем случае представить циферблат, но не нажимать на кисть, расплющивая её, а выполнять элемент, похожий на «травку». Здесь нужно также плавно начать, постепенно усиливая нажим на кисть, но при этом вы должны прокручивать кисточку между пальцами и одновременно совершать вращательное движение кистью руки в сторону выполнения завитка, затем плавно ослабляете нажим и плавно отрываете кисточку от рабочей поверхности. Завиток выполняется как по часовой стрелке, так и против неё; он может быть различной величины и толщины.
7. Тычок.
Это, пожалуй, единственное грубоватое название, но зато точно передающее суть приема. Мастера изготавливают «тычки» сами. Гриб трутовик, сырая картошка, капроновая ткань, скрученная по спирали вата, намотанная на обгорелую спичку, соска-пустышка, сухая кисть и даже палец – всё это становится тычком. И вот возникает орнамент на полхов-майданских изделиях, ягодки-цветочки Хохломы, пышно-ажурные кроны Городецких деревьев, вуалетки барышень, украешки и многое-многое другое.
Тычок из ваты можно приготовить различной величины: вату можно накрутить на спичку, на специальную палочку или на нерабочий конец кисти, чем больше вы возьмёте ваты, тем крупнее будет полученный оттиск.
От азбуки цветовых форм орнамента школьники переходят к компоновке орнаментальных мотивов, вначале достаточно простых: веточка, окруженная листочками с одним цветком (затем с двумя, тремя и т. д. цветками); веточки, наклонённые друг к другу или образующие движение по кругу. Затем последуют более сложные задания: композиция в полосе, круге; композиция прямоугольного (квадратного) панно; роспись цветочными мотивами спинки стульчика, разделочной доски, полочки. Рассмотрим, как выполняются эти задания. Сначала, школьники рисуют в альбомах или на отдельных листах бумаги силуэтные изображения предметов, которые предстоит украсить росписью. Затем делают эскизы самой росписи. Как правило, каждый создаёт несколько вариантов будущего изображения. Затем, из этих вариантов выбирают самую удачную композицию и выполняют её на изделии.