Технологическая карта занятия (4 ч)
Дисциплина: МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»
Специальность: «Дошкольное образование»
Курс: 4
Группа: 4 ДО
Дата проведения:
Тема: «Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения».
Цели занятия:
- познакомить студентов с понятием «речевой дефект», основными видами дефектов звукопроизношения; рассмотреть систему работы по нормализации звукопроизношения; организовать проведение логопедических игр с дальнейшим обсуждением;
- вырабатывать умения и навыки применения теоретических знаний при решении профессиональных задач;
- воспитывать устойчивый интерес к работе с дошкольниками; активизировать связную монологическую и диалогическую речь студентов.
Вид занятия: профессионально-ориентированный.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и методическое обеспечение урока: карта формируемых компетенций, презентация, учебник.
Литература основная
1. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
Литература дополнительная
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2007. - 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008. - 329 с.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002. - 1008 с.
4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте // Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2006. - 237 с.
6. Гербова В.В., Р.А Иванкова, Р.Г. Казакова и др. Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 418 с.
7. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2008. - 267 с.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. - 365 с.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. - Екатеринбург: Ард ЛТД, 2008. - 317 с.
10. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С. 44 - 49.
11. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. - 2007. - № 9 (24).
12. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 12 - 14.
13. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ЛИТЕРА, 2010. - 158 с.
14. Курцева З. Ты словечко, я словечко. - М.: Баласс, 2011. - 125 с.
15. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза// Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2009. - с. 112-129.
16. Поволяева М. Я. Справочник логопеда. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. - 448 с.
17. Перегудова Т.С. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. - СПб.: Каро, 2006. - 95 с.
18. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. - Санкт-Петербург: Каро, 2007. - 256 с.
19. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ВАКО, 2000. - 117 с.
20. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичёва. - М.: Просвещение, 2007. - 347 с.
21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ВАКО, 2010. - 193 с.
22. Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития детей / Т.М. Юртайкина // Развитие речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. - С. 127-136.
И-Р1: https://i-gnom.ru/books/korrektsionnaya-pedagogika/korrekcionnaya-rabota-s-detmi-imeyuschimi-narusheniya-rechi.html
Ход занятия
№ Элемента занятия | Элементы занятия | Время, минут | Методы |
1 | Организационная часть: обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии. | 2 мин | разъяснение |
2 | Мотивация учебной деятельности: степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока. | 1 мин | указание |
3 | Проверка домашнего задания: Вопросы (задания) для самоконтроля. Защита конспектов (технологических карт) занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с применением конструирования и моделирования. Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания. | 10 мин | беседа, демонстрация |
4 | Сообщение темы, цели задач занятия: Сегодня нам предстоит провести занятие на тему: «Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения». - Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока. - На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ на занятии? | 5 мин | беседа, запись темы и плана |
5 | Объяснение нового материала: Получение студентами конкретной информации по изучаемой теме: I. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений. 1. Понятие о речевом дефекте. 2. Клиническая и психолого-педагогическая классификация речевой патологии: определение дефектов, механизмы нарушения, структуры дефектов, этиология, формы. 3. Взаимосвязь клинической и психолого-педагогической классификаций речевых дефектов. 4. Отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности ребенка. II. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения. 1. Основные виды дефектов звукопроизношения у детей. 2. Формы проявления недостатков произношения: пропуск, замена, смешение, искажение звуков. 3. Общие требования к работе по исправлению недостатков произношения. 4. Система работы по нормализации звукопроизношения у детей. 5. Последовательность коррекционной работы при устранении недостатков произношения. 6. Характеристика этапов формирования правильного звукопроизношения (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков, введение в речь). Содержание работы на этих этапах. | 45 мин | решение профессионально-ориентированных ситуаций, анализ. |
6 | Закрепление, повторение полученных знаний: 1. Ответьте на вопросы и выполните задания: 1) Дайте определение понятию «речевой дефект». Какие виды речевых дефектов вы знаете? Объясните причины возникновения каждого из них. 2) Расскажите о клинической и психолого-педагогической классификации детской речевой патологии. В чем проявляется их взаимосвязь? 3) Подготовьте выступление на родительское собрание «Влияние речевых расстройств на формирование личности ребенка». 4) Разработайте диагностические задания с целью выявления у дошкольников недостатков произношения: пропуск, замена, смешение, искажение звуков. 5) Создайте картотеку логопедических игр по исправлению недостатков звукопроизношения (выбор группы за студентом). 6) Проведите с волонтерами подготовленные логопедические игры по исправлению недостатков звукопроизношения. 7) Предложите однокурсникам план работы по нормализации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. 8) Подготовьте авторский проект «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников» для участия в конкурсе «Мастерская логопеда и дефектолога». Обсудите качество выполненной работы. | 20 мин | анализ, обсуждение |
7. | Рефлексия. Осмысление обучающимися своей деятельности. - Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы поставили перед собой. - Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной в начале урока? - Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи? - Что еще предстоит узнать? (о методических источниках, где можно найти информацию по данной теме). - Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока? - Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке? | 3 мин | самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности |
8. | Задание на дом: разработайте план совместной деятельности логопеда и воспитателя по постановке звуков [р], [л] у детей средней возрастной группы. | 1- 4 мин | Запись |
Преподаватель: Печерская И.И.
3