СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей". «Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для преподавателей и студентов педагогических колледжей

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей". «Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи".»

Технологическая карта занятия (4 ч)

Дисциплина: МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»

Специальность: «Дошкольное образование»

Курс: 4

Группа: 4 ДО

Дата проведения:

Тема: «Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения».

Цели занятия:

- познакомить студентов с понятием «речевой дефект», основными видами дефектов звукопроизношения; рассмотреть систему работы по нормализации звукопроизношения; организовать проведение логопедических игр с дальнейшим обсуждением;

- вырабатывать умения и навыки применения теоретических знаний при решении профессиональных задач;

- воспитывать устойчивый интерес к работе с дошкольниками; активизировать связную монологическую и диалогическую речь студентов.

Вид занятия: профессионально-ориентированный.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и методическое обеспечение урока: карта формируемых компетенций, презентация, учебник.

Литература основная

1.​ Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

2.​ Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

Литература дополнительная

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2007. - 400 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008. - 329 с.

3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002. - 1008 с.

4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте // Сост. И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 224 с.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2006. - 237 с.

6. Гербова В.В., Р.А Иванкова, Р.Г. Казакова и др. Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 418 с.

7. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2008. - 267 с.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. - 365 с.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. - Екатеринбург: Ард ЛТД, 2008. - 317 с.

10. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - С. 44 - 49.

11. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. - 2007. - № 9 (24).

12. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. - 1998. - № 1. - С. 12 - 14.

13. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. - СПб.: ЛИТЕРА, 2010. - 158 с.

14. Курцева З. Ты словечко, я словечко. - М.: Баласс, 2011. - 125 с.

15. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза// Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2009. - с. 112-129.

16. Поволяева М. Я. Справочник логопеда. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. - 448 с.

17. Перегудова Т.С. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. - СПб.: Каро, 2006. - 95 с.

18. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. - Санкт-Петербург: Каро, 2007. - 256 с.

19. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ВАКО, 2000. - 117 с.

20. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичёва. - М.: Просвещение, 2007. - 347 с.

21. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ВАКО, 2010. - 193 с.

22. Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого развития детей / Т.М. Юртайкина // Развитие речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2009. - С. 127-136.

И-Р1: https://i-gnom.ru/books/korrektsionnaya-pedagogika/korrekcionnaya-rabota-s-detmi-imeyuschimi-narusheniya-rechi.html

Ход занятия

Элемента

занятия


Элементы занятия


Время,

минут


Методы


1

Организационная часть: обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии.

2 мин

разъяснение

2

Мотивация учебной деятельности: степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока.

1 мин

указание

3

Проверка домашнего задания:

Вопросы (задания) для самоконтроля.

Защита конспектов (технологических карт) занятий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с применением конструирования и моделирования.

Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания.


10 мин


беседа, демонстрация

4


Сообщение темы, цели задач занятия:

Сегодня нам предстоит провести занятие на тему: «Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении развитию речи. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения».

- Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока.

- На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ на занятии?

5 мин

беседа, запись темы и плана

5

Объяснение нового материала:

Получение студентами конкретной информации по изучаемой теме:

I. Понятие о речевом дефекте. Классификация речевых нарушений.

1. Понятие о речевом дефекте.

2. Клиническая и психолого-педагогическая классификация речевой патологии: определение дефектов, механизмы нарушения, структуры дефектов, этиология, формы.

3. Взаимосвязь клинической и психолого-педагогической классификаций речевых дефектов.

4. Отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности ребенка.

II. Основные виды дефектов звукопроизношения. Система работы по нормализации звукопроизношения.

1. Основные виды дефектов звукопроизношения у детей.

2. Формы проявления недостатков произношения: пропуск, замена, смешение, искажение звуков.

3. Общие требования к работе по исправлению недостатков произношения.

4. Система работы по нормализации звукопроизношения у детей.

5. Последовательность коррекционной работы при устранении недостатков произношения.

6. Характеристика этапов формирования правильного звукопроизношения (подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация звуков, введение в речь). Содержание работы на этих этапах.

45 мин

решение профессионально-ориентированных ситуаций, анализ.

6

Закрепление, повторение полученных знаний:

1. Ответьте на вопросы и выполните задания:

1) Дайте определение понятию «речевой дефект». Какие виды речевых дефектов вы знаете? Объясните причины возникновения каждого из них.

2) Расскажите о клинической и психолого-педагогической классификации детской речевой патологии. В чем проявляется их взаимосвязь?

3) Подготовьте выступление на родительское собрание «Влияние речевых расстройств на формирование личности ребенка».

4) Разработайте диагностические задания с целью выявления у дошкольников недостатков произношения: пропуск, замена, смешение, искажение звуков.

5) Создайте картотеку логопедических игр по исправлению недостатков звукопроизношения (выбор группы за студентом).

6) Проведите с волонтерами подготовленные логопедические игры по исправлению недостатков звукопроизношения.

7) Предложите однокурсникам план работы по нормализации звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

8) Подготовьте авторский проект «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников» для участия в конкурсе «Мастерская логопеда и дефектолога». Обсудите качество выполненной работы.


20 мин


анализ, обсуждение

7.

Рефлексия. Осмысление обучающимися своей деятельности.

- Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы поставили перед собой.

- Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной в начале урока?

- Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи?

- Что еще предстоит узнать? (о методических источниках, где можно найти информацию по данной теме).

- Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?

- Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке?

 3 мин

самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности

8.

Задание на дом: разработайте план совместной деятельности логопеда и воспитателя по постановке звуков [р], [л] у детей средней возрастной группы.

1- 4 мин

Запись


Преподаватель: Печерская И.И.


3