2.Актуализация субъектного опыта обучающегося. | Ребята, слушайте внимательно стих-е: -Принимай, Весна, подарки, Хороводы и баранки, Поиграем вместе в салочки, С горки скатимся на саночках. Веселитесь вместе с нами, Угощайтесь все блинами! Скажите, дети, о каком празднике сегодня пойдёт речь? Правильно, сегодня мы поговорим о нашем всеми любимом празднике - Масленице. | Слушают, высказывают предположения. -О масленице. | Формировать мировоззрения о православии; положительное отношение к православным праздникам; | Регулятивные УУД Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные УУД Учатся анализировать информацию Коммуникативные УУД Учатся строить понятные аргументированные высказывания | Воспроизводить знания |
3.Усвоение новых знаний и способов деятельности. | Смотрят видео https://www.youtube.com/watch?v=84NfBc54i34 -Нам сегодня предстоит узнать об этом празднике много интересного. - Ещё с древнейших времен на Руси одним из любимых праздников в народе являлась Масленица, в этот день провожают зиму и встречают весну. Масленичная неделя длится семь дней, в этом году она начинается с 28 февраля и заканчивается 6 марта. Каждый день Масленицы имееет свое название: Понедельник-"встреча", вторник"-заигрыши", среда- "лакомка", четверг- "разгул", "перелом", пятница-"тещины вечерни", суббота-"золовкины посиделки", воскресенье- "прощенный день". Длится это развеселое гулянье целую неделю - с понедельника по воскресенье. - Ребята, назовите первый день недели. Итак, первый день –понедельник, называется… В домах начинали печь блины. Первый блин отдавался бедным. Со второго дня –начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «Заигрыши». Вот и нам пришла пора поиграть. Игра «Блинок» Все стоят в кругу и говорят слова: Месим, месим, месим тесто (сужаем круг). Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем). Оставайся такой, да не подгорай. Пшшшш…. (присели на корточки) Ой, подгорел. (Играем два раза). Третий день- Среда – «Лакомка» - Посмотрите на слайд и скажите, как называется средний день недели? - А почему среду так назвали? (демонстрируется слайд - шоу на тему: «Широкая Масленица глазами художников») 1. Рассматривание репродукций и рассказы детей по картине Б. Кустодиева «Масленица». 2. В. И. Семенов «Скоморохи с медведем» 2.В.И.Суриков «Взятие снежного городка». - Обратите внимание, как художники передавали атмосферу народного гулянья в своих произведениях. Люди на картинах нарядно одеты, веселятся, беседуют, катаются на санях, запряжённых тройкой лошадей, берут штурмом снежные городки. Четвертый день – «Разгуляй». - Какой день недели называют «Разгуляем»? Как вы думаете, что делали в этот день? А ну, ребята, выходи на «Разгуляй»…Игра «Скороворода». На полу начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за рукии прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть. Наступает Пятый день масленичной недели. Присаживайтесь. Прочитайте самостоятельно название пятого дня недели. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами: Ребята, а кто знает, кто такая тёща? - А кто такой зять? Кто знает? Недаром в народе говорят: «У хорошей тещи зять не будет тощий». Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали. Про Масленицу в народе существует множество загадок. Слушайте загадки, связанные с Масленицей? -Этот праздник знаешь ты знаешь, На него печем блины. Зиму прочь им прогоняем, Весну красную встречаем. Танец этот интересный, Исполняют его с песней, Дружно вертится, идет Наш весенний... Он круглый и румяный, Его любят со сметаной И с вареньем, и с медком, Вкус его нам всем знаком. Шестой день суббота — «золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. -Мы с вами тоже устроим посиделки. Расшифруем раскраску. (Вывести на доску раскраску) -При раскрашивании соблюдаем контур изображения. - Работу нужно выполнить аккуратно, не делать лишних помет, раскрашиваем без пробелов. Если возникнут трудности, обращайтесь за помощью. Карточки - сигналы у вас на столе. На работу у вас 5 минут. Удачи! (Включить музыку.) Последний день Масленицы – Седьмой день прощеное воскресенье или «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В последний день сжигают Масленицу — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения. Весна вступает в свои права. | Смотрят видео. -Понедельник. - Первый день масленичной недели, назывался «Встреча». Второй день недели -вторник. Коллективная работа детей в игре «Блинок». Высказывают свои предположения, доказывают своё мнение. -Среда. -Потому что едят много сладостей, лакомятся. -Взрослые по деревне катались на украшенных нарядных тройках с бубенцами, перезвоном колокольчиков. -Народные гулянья не обходились без скоморохов, веселили людей. Они пели, играли на музыкальных инструментах, плясали, страивали медвежьи потехи. Строили снежные городки и ледяные крепости и брали их с боем. Играющие делились на две команды и одни пытались разрушить крепость, а другие оборонялись. -Четверг - В этот день устраивали соревнования, водили хороводы, пели песни. Читают самостоятельно. Отвечают на вопросы. -«Тещины вечерни». -Мама жены. -Муж дочери. - Масленица. -Хоровод. -Блин. | Узнают первоначальные сведения о празднике «Масленица». Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности. Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности. | Участвуют в продуктивном диалоге. Регулятивные УУД Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль. Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Коммуникативные: владение диалогической речью. Логические: построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
5. Парная работа с пословицами о Масленице. | Игра “продолжи пословицу” Один пирог два раза не … (съешь) С кем хлеб-соль водишь на того и … (походишь) Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого) Сам заварил кашу, сам её и … (расхлёбывай) Кашу маслом не … (испортишь) Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи) Остатки … (сладки) | Читают самостоятельно. 1 – 2 обучающихся прочитывают вслух. Объясняют лексическое значение слов и пословицы. | | Познавательные: рассуждение. Формирование умений находить ответ с опорой на имеющиеся знания. Регулятивные УУД Учатся действовать в соответствии с поставленной задачей, отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль. | Выражают собственное мнение, аргументируют его с учётом ситуации общения. |
6.Закрепление новых знаний и способов деятельности. | Викторина. 1.Чем угощают гостей на Масленицу? (баранками, вишнями, блинами) 2. Какую посуду готовят для приготовления блинов? (кастрюля, чашка, сковородка) 3. Из каких продуктов готовят блины? (-молоко, мука, кисель, сода;- молоко, мука, сода, яйцо, сахар, соль;-макароны, молоко, мука, бананы;) 4.Кому принято отдавать первый блин, испечённый в Масленицу? (родителям, старикам, нищим) 5Сколько дней празднуется Масленица(7дней) 6.В какой день недели «Тёщины вечера» зять ждал тёщу на блины? (суббота, среда, пятница) 7. Масленица- это праздник на котором 1. Встречают лето и провожают весну; 2. Встречают весну и провожают зиму; 3. Встречают зиму и провожают осень; 8.Одна из традиций масленичных забав -купание в проруби; - взятие снежного городка; -прыжки через костёр; | | Обеспечение высокой творческой активности при выполнении коллективного задания | Коммуникативные УУД Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные УУД Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные УУД Формирование умения излагать свою точку зрения. | Выражают собственное мнение, аргументируют его с учётом ситуации общения. |
7.Рефлексия. | Дети, сейчас мы учебной деятельности раздадим вам по бумажному блинчику с улыбочками. Это будут наши блинные солнышки. Вы их раскрасите и на обратной стороне напишете пожелания нашей Весне Красне. - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? - Чему научились? Работа в парах: Составьте СИНКВЕЙН на тему масленица. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова –описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. СИНКВЕЙН: Масленица Широкая, разгульная, Веселятся, играют, и пекут блины. Чучело Масленицы сжигают, зиму провожают. Это праздник ВЕСНЫ. -Урок закончен. | | Дают оценку своего эмоционального состояния и аргументируют свою позицию. | Познавательн. УУД Учиться находить ответы, используя свой жизненный опыт. | |