СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по теме: "Кукла Мартиничка из ниток".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены следующие материалы: конспект занятия, презентация, инструкционная карта, самоанализ.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект мартиничка»

Муниципальное образование г. Горячий Ключ


МБУ ДО ЦДТ г. Горячий Ключ


Технологическая карта занятия

по дополнительной общеразвивающей программе

«Город мастеров», базовый уровень

«Тряпичные куклы»

Тема занятия: «Кукла Мартиничка из ниток».

группы: 1,2,3, первый год обучения

Г. Горячий Ключ, 2018

Дата проведения: 07.03.18

Время проведения: 2 часа

Возраст учащихся: 7-12

Тип занятия: комбинированный

Тема: «Кукла Мартиничка из ниток».

Форма проведения:

1.Индивидуальная работа в группе.

Цель: Обучить изготовлению куклы мартинички.


Задачи:

  1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

  2. Познакомить с назначением кукол «Мартинички», научить приёмам изготовления куклы из ниток; приобрести навыки ровно наматывать нитки на картон.

  3. Развивать умение читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий. Создать условия для развития любознательности, воображения, чувства наслаждения от выполненной работы;

Методы передачи учебной информации педагогом:

1.Словесный – рассказ педагога, диалог.

2.Наглядный – образцы кукол, демонстрация мультимедийной презентации.

3.Практический - показ выполнения определённых операций и их последовательность.

4.Аналитический –сравнение, наблюдение, самоанализ.


Предполагаемый результат:

1. Умение самостоятельно осуществлять практическую деятельность;

2. Умение анализировать результаты деятельности;

3. Умение слушать учителя и исправлять ошибки;

4.Усвоение приемов работы изготовления куклы из ниток;

5.Умение применять полученные знания в практической деятельности;

6. Умение готовить и убирать рабочее место.


Применяемые технологии: здоровьесберегающие.

Условия проведения, оборудование: наглядный материал: презентация, скрученные куклы, фото детских работ, ткань, тесьма, пряжа, иголка, ножницы, презентация.

Ключевые слова: нитяная кукла, мартиничка.

Ход занятия:


1.Орг. момент.

Приветствие. Проверка явки учащихся.
Проверка готовности к занятию. Назначение дежурных.
Психологический настрой: Я рада вас видеть. Посмотрим все на меня – улыбнулись, посмотрели на соседа справа – улыбнулись, на соседа слева – улыбнулись. С таким добрым, хорошим настроением начнём наше занятие.

2.Основная часть. Изучение материала.

Сообщение темы и актуализация знаний.

Послушайте загадку:


В шкатулку я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть:

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.                                   (Кукла)



Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии? (ответы детей).

Сегодня мы продолжим говорить о куклах. Вы научитесь приёмам изготовления куклы из ниток; приобретете умение ровно и аккуратно наматывать нитки на картон.

Рассказ о кукле

Наши бабушки тоже были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

Все куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей. Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши). Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку.

Название нашей куклы разгадаем с помощью ребуса: первый месяц весны плюс птичка с желтой грудкой, у которой уберем первую букву. Что у нас получилось?

первый месяц весны + ,


Правильно, мартиничка.


Тема нашего занятия «Кукла – мартиничка из ниток».

Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны", в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички, в которых в основном участвовала молодежь и дети.

Куколок «Мартиничек» делали из ниток. Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Эти куклы были не только обрядовые, с ними дети играли. Сделать таких куколок не сложно, хотите попробовать?



Традиционно кличут весну 21 марта, в этот день поют заклички весны и ещё зовут Жаворонков. Поэтому праздник получил еще название «ЖАВОРОНКИ».

Время для праздника выбрано не случайно — это время весеннего равноденствия. И так как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками».

3.Вводный инструктаж с практической работой. (Демонстрация приемов работы)

Повторяем правила техники безопасности:

- с ножницами не шути;

- зря в руках их не крути;

- и держа за острый край

- другу не передавай.

- Лишь окончена работа

- ножницам нужна забота:

- не забудь ты их закрыть

- и на место положить.

Ребята, чтобы кукла получилась красивой необходимо работать аккуратно при изготовлении куклы, а также заранее подготовить необходимые инструменты и материалы: для работы нам понадобятся нитки для вязания, ножницы кусочек плотного картона, размером 15Х10 см.

Далее учащиеся приступают к практической работы, с использованием инструкционной карты в виде презентации. Разбирая каждый пункт, демонстрирую приемы работы.



Последовательность изготовления куклы согласно инструкционной карте:



Наши бабушки наматывали нитки на ладони, а мы с вами будем наматывать на картонные заготовки.

Вводный инструктаж:

Намотайте нитки на картонку по ее длине, размер картонки 15Х10 см. Число витков зависит от толщины нити (35-40). Это будут голова, туловище и ноги.







Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком.  

Обратить внимание ребят, что если узел будет слабым, то и голова будет квадратной. Нижний сгиб разрезаем.

Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.

Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине. Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20).  Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите узелками.

Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.

Оформляем голову куклы: обвязываем немного ниже ниткой, под узел подкладываем ручки и перевязываем снова ниткой.

Для того чтобы сделать куклу-мальчика, делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижнюю часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.





Расстригите юбочку и подравняйте её ножницами.

Кукла готова!

В процессе выполнения практической работы, провожу текущий инструктаж и физкультминутку для глаз.

5.Подведение итога.

Завершение практической работы, уборка рабочих мест.

Выставка и анализ работ.

Мартинички дарили близким людям, желали счастья и здоровья. Вот и вы подарите их тем, кому захотите.

Сегодня вы узнали о куклах, в которые играли бабушки, когда были детьми. Спросите у своих бабушек, в какие куклы они играли.

Пусть ваши куколки принесут вам и вашим близким радость.





Приложение.








Просмотр содержимого документа
«Самоанализ занятия Кукла Мартиничка»

Самоанализ занятия от 07.03.18

Тема. «Кукла – Мартиничка из ниток».

Цель: обучение изготовлению куклы «Мартинички».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные: ознакомление учащихся с историей появления народной куклы, познакомить с назначением куклы «Мартинички», научить приёмам изготовления куклы из ниток; приобрести навыки ровно наматывать нитки на картон, научить ее изготовлению;

Развивающие: развивать умения учебного труда, читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий. Создать условия для развития любознательности, воображения, чувства наслаждения от выполненной работы;

Воспитательные: воспитывать творческое отношение к выполняемой работе, художественный вкус, пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, к традициям русского народа;

Тип урока: усвоение новых знаний.

Считаю, что тип занятий соответствует данной теме. В соответствии с современными требованиями проведения занятия 30% времени отведено на теорию и 70% на практическую работу.

К проведению занятия все подготовлено – имеются все необходимые инструменты, материалы, инструкционные карты, презентация.

Организационная часть занятия проведена хорошо, переход к следующему этапу урока плавный.

Была сообщена тема урока и определены цели. Для организации внимания использовалась презентация, ребус, загадка. Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы.

Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий.

Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно, в соответствии с целями и задачами и соответствует возрастным особенностям детей. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в процессе занятия включались физкультурные минутки. Учащиеся работали самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль.

Вводный инструктаж проведен в доступной форме, с демонстрацией операций и приемов.

Текущий инструктаж. Все учащиеся были вовлечены в практическую работу, рабочие места были организованы. Практическая работа выполнялась индивидуально и самостоятельно, нуждающиеся - под наблюдением учителя.

В образовательном процессе использовала мультимедийные средства, что сделало работу детей разнообразной, эмоционально приятной, динамичной, неутомительной. Соблюдались правила по ТБ.

Занятие было спланировано так, чтобы в конце каждый ребенок увидел результаты своего труда и труда товарищей, смог оценить сою работу.

При подведении итога занятия все работы были выставлены и прокомментированы.

Цель занятия достигнута, время распределено рационально.

Была произведена уборка рабочего места.






Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме»

Технологическая карта по теме: «Кукла Мартиничка из ниток».


Последовательность действий

Изображение

Инструменты и материалы

0. Готовое изделие

Пряжа красного и белого цвета;

ножницы;

шаблоны из картона (размер шаблона зависит от размера куклы).

1. Начертить размер картонки 15Х10 см.

Картона, линейка, ножницы


2. Намотайте нитки на картонку по ее длине, Число витков зависит от толщины нити (35-40). Это будут голова, туловище и ноги.



Шаблон, нитки красного цвета.

3. Вверху пропустите нитку.

Шаблон, нитки красного цвета.

4. Свяжите нитку узелком. Если узел будет слабым, то и голова будет квадратной. Нижний сгиб разрезаем.

Нитки красного цвета.

5. Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.

Нитки красного и белого цвета.

6. Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине. Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20).

Шаблон из картона, нитки красного цвета.

7. Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите узелками.

Нитки красного цвета.

8. Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Нитки красного цвета.

9. Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее. Расстригите юбочку и подравняйте её ножницами.

Нитки красного цвета, ножницы.

10. Для того чтобы сделать куклу-мальчика, делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижнюю часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.


Нитки красного и белого цвета.

11. Берем красную и белую нить, связываем с обеих сторон и перекручиваем, чтобы получился красивый шнурок.

Нитки красного и белого цвета.

12. Протягиваем шнурок между головками девочки и мальчика. Связываем на бант. Таким образом, наши «Мартинички» остаются рядом всегда.



Просмотр содержимого презентации
«Мартиничка»

Кукла  Мартиничка Изготовление и сборка

Кукла Мартиничка

Изготовление и сборка

Материал для работы : нитки для вязания белые и красные; ножницы;  кусочек плотного картона размером 15Х10 см.

Материал для работы :

нитки для вязания

белые и красные;

ножницы;

кусочек плотного картона размером 15Х10 см.

Правила техники безопасности при работе с ножницами

Правила техники безопасности

при работе с ножницами

  • Хранить ножницы на рабочем столе с сомкнутыми лезвиями.
  • Передавая ножницы, держать их за сомкнутые
  • лезвия.
: 1.Намотайте нитки на картонку по ее длине.  Число витков зависит от толщины нити (35-40). 2. Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком.  

:

1.Намотайте нитки на картонку по ее длине.

Число витков зависит от толщины нити (35-40).

2. Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком.  

.  Нижний сгиб разрезаем.

. Нижний сгиб разрезаем.

Нижний сгиб разрезаем.

Нижний сгиб разрезаем.

Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине.  Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20).   Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и  завяжите узелками.

Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине.

Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20).

  Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и

завяжите узелками.

Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета)  Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.

Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса,

выполненные ниткой другого цвета)

Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.