ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Тема | Как безопасно пользоваться банковской картой |
Класс | 4 класс |
Форма занятия | Практикум с использованием цифровых ресурсов |
Цель урока | Формирование у обучающихся умения безопасного использования банковской карты. |
| Предметные: А) освоение понятий: банковский счет, банковская карта, детская дебетовая карта, дебетовая карта; Б) освоение знаний правил финансовой безопасности при использовании банковской карты: - в банкомате, - при оплате покупок и услуг банковской картой, - при оплате покупок и услуг через интернет. Метапредметные: А) формирование умения применять знания правил безопасного пользования банковской карты в практической ситуации; Б) развитие коммуникативных компетенций (умения работать в команде). Личностные: формирование понимания: А) наличия рисков при использовании банковской карты; Б) возможности минимизации финансовых рисков при соблюдении элементарных правил финансовой безопасности при пользовании банковской карт. |
Оборудование | Проектор, экран со звуком. Стенд для вывешивания результатов (обычная доска с магнитами). |
Расстановка парт и стульев | По группам (всего 3 группы), чтобы все могли видеть экран и учителя. |
Расх. материал | 3 ватмана или листа А3, фломастеры (3 пачки). |
Дидактический материал | Презентация, 2 Видеоролика, https://youtu.be/H4rKb1_CryU https://youtu.be/3BZnHuhE5SM 3 листа (приложение 1, 2, 3), каждый лист для одной группы. |
ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ ПО ЭТАПАМ
| № слайда, использ. средства | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный эффект |
ШАГ 1. Представление и анализ практической задачи, 5 мин. |
1 | Слайд №2 Слайд №3 | Спрашивает о том всегда ли удобно пользоваться бумажными или металлическими деньгами в повседневной жизни? Сегодня наши современники придумали замену всем этим вещам: маленькую, лёгкую и удобную вещь. Что же это? Организует работу в группах. | Собирают пазлы банковских карт, определяют тему и цель урока. | Введение в тему, формирование личностно значимого содержания. |
Просит прочитать ситуацию, выведенную на экран. Организует обсуждение ситуации. Подводит к мысли о том, что чтобы помочь Богдану убедить родителей, нужно самому хорошо разбираться в этой теме и знать правила безопасного использования банковской карты. | Обсуждают, высказывают свою позицию. | Формирование проблемного поля (понимание рисков и возможностей их минимизации). |
ШАГ 2. Освоение базовых понятий, 8 мин. |
2 | Слайд №4 | Фиксирует внимание учеников на том, какие понятия необходимо знать, чтобы ориентироваться в вопросе. | Смотрят на слайд, могут высказывать свои предположения, если знают понятия. | Знакомство с понятиями. |
Видеоролик, 3 мин 17 сек Видеоролик 40 сек | Организует просмотр видеороликов вместе с обучающимися. | Смотрят видеоролики, слушают внимательно. | Трансляция базовых понятий в интерактивной форме |
Слайд №5 Слайд №6 | Организует обсуждение понятий, которые были озвучены в видеороликах. Каждое понятие появляется на слайде, когда учитель обсудил (спросил) его с обучающимися. Задает вопрос, представленный на слайде. «Какую карту нужно оформить Богдану, исходя из его потребностей и прав?» | Участвуют в обсуждении прослушанного. Отвечают, опираясь на услышанное в видеоролике и свое мнение. Ответ: «Богдану нужно и можно открыть детскую дебетовую карту». | Формирование понятий банковский счет, банковская карта, дебетовая карта, детская дебетовая карта Установление связи теории и практики. |
ШАГ 3. Освоение правил безопасного использования банковских карт. (работа в группах – 7 мин., выступление от групп – 9 мин.) |
3 | Слайд №7 Слайд №8 Раздаточный материал: №1 – 1 группа №2 – 2 группа №3 – 3 группа | Обращает обучающихся к необходимости решения практической ситуации: «Как помочь Богдану убедить родителей в том, что он может безопасно пользоваться банковской картой». Вводит обучающихся в практическую ситуацию: говорит, что можно представить, что именно вам нужно доказать вашим родителям, что вы знаете и умеете безопасно пользоваться банковской картой. Для этого дает задание по группам (обучающиеся уже сидят по группам): 1 группа - при снятии наличных в банкомате, 2 группа – при оплате покупок и услуг, 3 группа – при оплате товаров и услуг онлайн. Задание группе: «Выделите из предложенного текста 3-4 главных правила, на основе информации раздаточного материала, напишите их на ватмане» Раздает ватман, фломастеры, начинает отсчет времени – 5 мин. | Слушают учителя. Уточняют задание, если не поняли. | Определение задания групповой работы. |
Консультирует группы: еще раз при необходимости объясняет задание, помогает распределить работу в группах, отвечает на вопросы. | Работают в группах. Выделяют главные правила из текста, записывают их на ватман. |
Доска, плакат, 3 группы | Организует выступление каждой группы по очереди: 1 группа - при снятии наличных банкоматом, 2 группа – при оплате покупок и услуг, 3 группа – при совершении покупок и услуг онлайн. Комментирует выступления с точки зрения того, убедительно ли оно для родителя. | Каждая группа выступает – 3 мин. Свой плакат вывешивает на доску, комментирует его. Выступление формирует как убеждение родителя, что «я знаю, как безопасно пользоваться банковской картой, клавиатуру» и т.п. Другие группы следят, задают вопросы. | |
ШАГ 4. Выполнение заданий общих правил безопасного использования банковских карт (3 мин.) |
4 | Слайды № 9-10 | Обращает внимание обучающихся на слайд №8 и №9 Предлагает выполнить задания без подготовки на основе изученных знаний об элементах карты и общих правил безопасного использования банковских карт. | Внимательно слушают и зрительно проверяют обучающихся, которые выступают у доски. Выступление можно прослушать и просмотреть. https://disk.yandex.ru/i/zSjZt0ez43rXow | Формирование мотивации на освоение знаний в области безопасного использования банковской карты. |
ШАГ 5. Закрепление освоенных знаний. Выполнение теста «Как безопасно пользоваться банковскими картами», 5 мин. |
5 | Слайд №11 | Предлагает обучающимся выполнить тест в цифровом формате, пройдя по предложенной ссылке: https://onlinetestpad.com/gpyjhnzdinfuc Тест «Как безопасно пользоваться банковской картой» Вопросы: 1. Какие бывают банковские карты? 2. Со скольки лет школьники могут самостоятельно пользоваться банковскими картами? 3. Какая из представленных карт является детской? 4. Какой элемент не относится к банковской карте? 5. Как можно сделать использование банковской карты максимально безопасным? 6. Где необходимо хранить Пин-код банковской карты? 7. Куда следует обращаться, если у вас возникли проблемы с банковской картой? | Проходят по ссылке в планшетах, читают задания, думают, отвечают на вопросы теста и получают результат теста в баллах и процентном соотношении. Ответы: 1. Дебетовые, кредитные, карты рассрочки. 2. С 14 лет. 3. СберKIDS 4. Пин-код 5. -Никогда не сообщать третьим лицам PIN/CVV/CVC-2 код, в том числе и сотрудникам банка. - Заблокировать карту при обнаружении ее пропажи. 6. В надежном месте, далеко от карты, лучше запомнить. 7. Обращаться следует только в банк, выпустивший вашу карту | Усвоение знаний о безопасном использовании банковских карт и её элементов. |
ШАГ 6. Рефлексия, 2-3 мин. |
6 | Слайд №12 | Организует рефлексию, чтобы закрепить понимание, знания, освоенные на занятии. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод практической ситуации с Богданом и родителями по приобретению банковской карты, её использования. | Закрепление ценностных установок, модели грамотного поведения в области использования банковских карт. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 группа – Снятие наличных в банкомате.
Правила безопасности:
Старайтесь не пользоваться сомнительными банкоматами; если банкомат расположен в странном месте или оснащён дополнительными
девайсами на клавиатуре или экране, то лучше найдите другой; когда вы вводите пин-код, прикрывайте клавиатуру ладонью;
не пользуйтесь банкоматами, которые требуют пин-код для доступа в помещение;
Не пользуйтесь банкоматом в присутствии подозрительных людей. Дождитесь, пока они уйдут, или воспользуйтесь другим банкоматом.
При пополнении убедитесь, что все купюры распознаны, и не уходите от банкомата, пока не увидите сообщение о том, что пополнение завершено. Если купюры остались не распознаны, попробуйте расправить их или внести другой стороной. Если банкомат не сможет распознать купюры, не забудьте их в купюроприемнике. Что делать, если банкомат не распознал купюры
Не забудьте завершить сессию — выйти, если авторизовались по карте. Для этого после завершения операции нажмите «Уйти».
Не забудьте забрать карту из банкомата после окончания работы с ним.
Прикрывайте клавиатуру или цифровую панель рукой при наборе ПИН‑кода, даже если рядом никого нет, — на нее может быть направлена камера мошенников.
Перед использованием убедитесь, что на банкомате нет дополнительных устройств: например, каких-нибудь накладок на карто приемнике. Это могут быть скиммеры — специальные сканеры, которые мошенники устанавливают на банкоматы, чтобы украсть данные карт. Если заметили что‑то подозрительное, пришлите нам фотографию в чат.
Если банкомат не возвращает карту или не зачисляет деньги, позвоните по номеру, указанному на банкомате. Не уходите от банкомата, пока не решите проблему.
Помните: если вам позвонили, представились банком или правоохранительными органами и просят снять деньги через банкомат и перевести на другой счет — это мошенники. Сотрудники банка никогда не попросят вас снять деньги или перевести их на другой счет. Если вам кажется, что звонят всё - таки из банка, завершите звонок и перезвоните в банк сами.
2 группа – Оплата покупок и услуг банковской картой.
При совершении операций с картой без использования банкоматов не выпускайте её из поля зрения. Осматривайте банкомат перед его использованием на предмет обнаружения устройств, которые ранее Вами не наблюдались. Не забывайте забирать Вашу карту после проведения операции, убедившись, что она принадлежит Вам.
Не передавать карту в руки третьим лицам — включая и сотрудников магазина. Вводить пин-код так, чтобы комбинацию не видели окружающие люди. Стараться пользоваться картой в надежных торговых точках — в сомнительных местах может устанавливаться специальное оборудование для считывания конфиденциальной информации. Требуйте проведения операций с картой только в вашем присутствии, не позволяйте уносить карту из поля зрения. Злоумышленник может переписать данные и потом воспользоваться ими, например, при покупке в Интернете. Не подписывайте чек (слип), в котором не указаны (или указаны неверно) сумма, валюта, дата, и тип операции, название торговой или сервисной точки.
Потребуйте возврата денег и получите чек на списание и возврата в случае, если с вас ошибочно списали деньги (например, кассир при ручном наборе суммы на терминале ввел неверное значение). Сохраняйте чеки (слипы) после оплаты покупок по карте до тех пор, пока
указанные суммы не будут списаны со счета (это обычно происходит через 1-3 дня с момента, как пришло СМС-сообщение о списании денег). Сохраняйте чек с отказом от транзакции, если кассир сообщил вам, что операция по вашей карте не может быть совершена.
Необходимо помнить, что все риски, связанные с использованием карты посторонними лицами (в том числе родственниками) возлагаются на владельца карты.
3 группа – Оплата покупок и услуг через интернет.
Совершайте покупки на сайтах, соответствующих стандартам безопасного проведения операций.
Не вводите и не сообщайте ПИН-код при работе в Интернете. Для оплаты товара или услуги через Интернет вам, скорее всего, придется предоставить следующую информацию:
имя владельца карты, как оно напечатано на самой карте;
номер карты (полностью);
срок действия карты;
код проверки подлинности карты (CVC или CVC2)
Используйте онлайн - защиту. Отсутствие антивирусов и использование основной карты в Сети – лучшие способы лишиться всех своих денег. Обязательно установите антивирусную программу не только на компьютер, но также на смартфон и планшет.
Если магазин при покупке требует у вас что-либо ещё — например, скан-копию паспорта, девичью фамилию матери или логин и пароль от интернет-банка, с ним явно что-то не в порядке и покупать там не стоит.
Важно: на сайте, где вы добавляете товар в корзину и собираетесь платить, должно быть SSL-шифрование. Это выглядит как зеленый замочек в адресной строке. Он означает, что данные, которые вы передаёте, знают только ваш браузер и сервер магазина, а мошенники не смогут их перехватить.
Если вы любите покупать в социальных сетях, помните, что тут встречаются мошенники. Один из очень распространённых способов обмана — человек пишет на странице магазина в соцсети комментарий, что хотел бы купить товар, и тут же ему в личку стучится некто, называя цену и сроки доставки. Как правило, мошенники очень торопят с покупкой — они хотят, чтобы потенциальная жертва не успела задуматься и проверить, имеет ли отношение к магазину тот, кто ей сейчас пишет. Для оплаты они дают номера виртуальных банковских карт или электронных кошельков. Никогда не переводите деньги таким образом, лучше сами пишите в личку магазину.
Самое главное:
- Выбирайте магазин не только по ценам, но — в первую очередь — по отзывам. Помните, что все серьёзные магазины принимают оплату по карте.
- Следите за тем, чтобы при оплате между вами и сайтом магазина было защищённое соединение, и не оставляйте лишних данных о себе.
- Помните, что магазин обязан выдать вам чек. Электронный чек у вас в почтовом ящике имеет ту же юридическую силу, что и бумажный из офлайн-магазина.
- Знайте, что с чеком вы не потеряете деньги, если вам не прислали ваш заказ или доставили некачественный товар.