№ п/п | Содержание | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1 | Оргмомент. Приветствие. Вопросы школьникам: 1.Как называется удар по королю, от которого его можно спасти?(Шах) 2.Как называется ситуация, когда игрок вынужден делать ход, ухудшающей его положение в игре? (Цугцванг) 3.Как называется ситуация, в которой у игрока нет ходов? (Пат) 4.Какие фигуры относят к дальнобойным? (Ферзь, слон, ладья) 5.Какие фигуры относятся к легким? (Конь, слон) 6.Как называется одновременный ход двух одноцветных фигур? (Рокировка) 7.Какое наибольшее число ферзей может быть на игровой доске? (9) 8.Что меняется при каждом ходе коня? (Цвет поля) 9.Что нельзя изменить в движении слона ? (Цвет его поля) 10.Какое наименьшее число ходов по своей вертикали может сделать пешка? (5) 11.Как называется шах, от которого нет защиты? (Мат) 12.Эта фигура единственная, которая знает понятия «вперед» и «назад». (Пешка) | Мотивированное включение. | Приветствует школьников. Задает вопросы. Оценивает правильность ответов. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. | Актуализация внимания на шахматах. Подготовка к восприятию новой информации. Здесь и далее: за каждый правильный ответ ученик получаем фишку. |
2 | Отгадай ребусы (на слайдах презентации): (Шахматы) (Турнир) (Рокировка) (Дебют) Какой конь здесь лишний: (4) | Пробуждение креатива | Формулирует задание. Оценивает ответ (верно-неверно). Подсказывает и комментирует (при необходимости). | Получают задание. Выполняют его. Предлагают ответы. Комментируют ответы. | Ситуативный интерес, «включенность» догадывания. Готовность к восприятию групп символов. |
3 | Задания на слайдах презентации. Найди ход. 1).Белые начинают и ставят мат в один ход. Возможно ли решение? Объясни свой ответ. Ответ. Невозможно. 2).Белые начинают и ставят мат в один ход. Ответ. С f5 Х 3).Черные начинают и ставят мат в один ход. Ответ. С b6 Х 4).Черные начинают и ставят мат в один ход. Ответ. 1. … Л h1 Х 5).Белые начинают и ставят мат в один ход. Ответ. 1. Ф b6 Х | Подготовка к созданию алгоритма мата в один ход | Предъявляет задания. Координирует работу школьников. Подсказывает, помогает. Оценивает правильность ответов. | Коллективный поиск ответа. Коррекция, обсуждение. | Накопление опыта матования одинокого короля в один ход. |
4 | Формулирование обучающимися алгоритма постановки мата в один ход. Пункты алгоритма предлагаются на слайде. Какие приемы помогают найти ход для мата одинокого короля? 1.Описываем возможности для хода атакуемого короля. 2.Описывает все ходы фигур атакующей стороны. Выделяем поля с кратной защитой. 3.Сопоставляем данные пп. 1, 2. 4.Ищем единственный верный ход. 5.Описываем новую ситуацию для атакованного короля. Ответ. c d a b e | Формализация алгоритма | Создает проблемную ситуацию. Координирует деятельность учащихся. Оценивает ответы. | Выдвигают предложения. Участвуют в обсуждении. Конструируют алгоритм из разрозненных предложений: сопоставляем данные пп. 1, 2; ищем единственный верный ход; описываем возможности для хода атакуемого короля; описывает все ходы фигур атакующей стороны, выделяем поля с кратной защитой; описываем новую ситуацию для атакованного короля. | Формирование навыка матования одинокого короля в один ход. |
5 | Работа по решению задач на мат в три общих хода. Разбор в ходе коллективного обсуждения. Изображение – на демонстрационной доске. 1).Белые начинают и ставят мат в три общих хода. Ответ: 1. Кр с7 п b6 2. С с6 Х 2).Белые начинают и ставят мат в три общих хода. Ответ. 1. Л b3 п d5 2.Л b8 Х 3).Белые начинают и ставят мат в три общих хода. Ответ. 1. Ф а7 Кр а1 или Кр b1 2. Ф а2 Х 4).Белые начинают и ставят мат за три общих хода. Ответ. 1. Ф h5 Кр g8 2. Ф h7 X 5). Белые начинают и ставят мат за три общих хода. Ответ. 1. C h6 Kp g8 2. Ф g5 X | Подготовка к созданию алгоритма мата в три хода | Предлагает задания. Координирует и оценивает ход и результаты выполнения. | Устно выполняют задания. Выдвигают предположения, аргументируют, доказывают… Делают вывод о том, что мат в три хода возможен только в определенных условиях. | Формирование опыта матования короля за три общих хода. |
6 | Работа в парах. Решить задачи. Ответы: 1.1 | 1. Кр g6 Кр g8 2. Ф g7 Х | 1.2 | 1. Кр d6 Кр d8 2. Ф b8 X | 2.1 | 1. ……. Ф b7 2. Кр d1 Ф b1 X | 2.2 | 1. ……… Ф h3 2. Кр а1 Фa3 X | | Формирование опыта на основе решения проблем | Представляет задания. Координирует работу пар. Оценивает ответы. | Работая в паре, решают задачи. Представляют их решение для обсуждения. Участвуют в обсуждении вариантов ответов. | Формирование опыта матования короля при наличии дополнительных ограничений. |
6 | Работа в парах. Формулирование выводов. Пункты алгоритма предлагаются на карточке. Какие приемы помогают найти ход для мата одинокого короля? 1.Оценка позиции атакуемого короля. Возможность движения. 2.Какие поля вокруг атакуемого короля имеют двойную (тройную и т.д,- кратную) защиту? 3.Какие фигуры атакующей стороны можно освободить для движения, не нарушив блокаду атакуемого короля? 4.Какой из этих ходов еще более ограничивает атакуемого короля в его движении? Сделать этот ход. 5.Ход атакуемой стороны )скорее всего,- не королем). 6.Найти ход, который поставит мат, не нарушив блокировки атакуемого короля. Ответ. e a b c f d Всегда ли применим данный алгоритм? | Попытка систематизации опыта | Предлагает задания. Координирует ход их выполнения. | Конструируют алгоритм (общее правило) постановки мата за три общих хода: Какие поля вокруг атакуемого короля имеют двойную (тройную) защиту? Какие фигуры атакующей стороны можно освободить для движения, не нарушив блокаду атакуемого короля? Какой из этих ходов еще более ограничивает атакуемого короля в его движении? Сделать этот ход. Найти ход, который поставит мат, не нарушив блокировки атакуемого короля. Оценка позиции атакуемого короля. Возможность движения. Ход атакуемой стороны (скорее всего,- не королем). | Кристаллизация опыта матования короля за 3 общих хода. |
7 | Работа в парах. Разместить черного короля а) в углу шахматного поля; б) у края шахматного поля. Разместить следующие белые фигуры так, чтобы был поставлен мат черным. Наборы белых фигур: 1).Король, два коня. 2).Король, два слона. 3).Король, слон и конь. 4).Король, две пешки. 5).Король, пешка, слон. В каких случаях мат невозможен? Почему? | Стабилизация опыта на основе решения открытых задач | Предлагает задание. Организует его выполнение и анализ результатов. | Работают в парах. Моделируют задание на своей доске. Осуществляют поиск решения. Докладывают о результатах поиска. | |
8 | Финальный розыгрыш (сюжет на большой доске) Белые начинают и ставят мат. Здесь неоднозначность хода. Вывод о применимости алгоритма постановки мата в три общих хода. Почему здесь нельзя поставить мат в три общих хода? Ваши предположения? | Предлагает задание. Организует его выполнение и анализ результатов. | Выполняют задание. Выдвигают гипотезы, обосновывают или опровергают их. Вариант: 1.Cd7 Kpb4 2.Фb5 | |
9 | Итог занятия. Ранжирование успешности (по количеству фишек). | Рефлексия | Организует ранжирование обучающихся по количеству фишек. | Подсчитывают количество фишек. Сообщают результат учителю. | Формирование оценки работы на занятии и самооценки. |
10 | Рефлексия. Вопросы на слайде: 1.Я испытал(а) творческое воодушевление, интерес. 2.Узнал(а) новое, освоил(а) сложное. 3.Рад(а) за свои успехи и достижения товарищей. Что нового узнали на уроке? Что удивило? Чему научились? | Предлагает ответить на вопросы. | Отвечают на вопросы. |