Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_____по математике
(предмет)
__5_
(класс)
Учитель __Огурцова Алла Юрьевна________
(ФИО)
Тема занятия | Принцип Дирихле. |
Цель занятия | Создать условия для формирования чёткого понимания и правильного использования конструкции «по меньшей мере» (или равносильных ей «по крайней мере», «хотя бы»), умения строить отрицание высказывания, содержащего эти конструкции – для проведения доказательства, освоение и понимание идеи доказательства методом от противного при решении занимательных задач. Рассмотреть самый «неудобный » случай, принцип Дирихле. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
обучающиеся должны чётко понимать и правильно использовать конструкции «по меньшей мере» (или равносильных ей «по крайней мере», «хотя бы»), уметь строить отрицание высказывания, содержащего эти конструкции – для проведения доказательства, освоить и понимать идею доказательства методом от противного. | Получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности; делать правильный выбор. Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения. | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления. | Умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли. Уметь учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Извлечение необходимой информации из рассказа учителя и одноклассников. Умение задавать вопросы. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение, внимание, память. Развивать математическую речь, вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять. Закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении заданий на доказательство тех или иных утверждений. |
Основные понятия | Формирование понимания и правильного использования конструкции «по меньшей мере» (или равносильных ей «по крайней мере», «хотя бы»), умения строить отрицание высказывания, содержащего эти конструкции – для проведения доказательства, освоение и понимание идеи доказательства методом от противного. |
Межпредметные связи | История |
Ресурсы (оборудование) | Раздаточный материал, презентация по теме, интернет. |
Организация пространства | Фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Продолжительность занятия -80 мин
Этапы занятия
Задачи этапа
Деятельность
Формируемые УУД
учителя
обучающихся
1.Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Установить правильность и сознательность выполнения домашнего задания учащимися
На прошлом занятии мы с вами рассматривали задачи, где необходимо было «замостить» квадрат фигурками и вы получили на дом задачу: «Можно ли замостить квадрат 10х10 фигурками из 4 клеток?» Какие результаты вы получили?
Правильный ответ: НЕТ!
А как доказать, что нельзя?
Давайте раскрасим квадрат, как шахматную доску.
(слайд № 4 )

Сколько черных и белых клеток получается?
Сколько может быть белых и черных клеток в фигурках, которые покрывают доску?
Сколько может поместиться фигурок?
Так как черных клеток столько же, сколько и белых, то фигурок (т.е. фигурок с тремя белыми и одной черной клеткой) должно быть столько же, сколько и фигурок (фигурок с тремя черными и одной белой клеткой). 
Но их 25 – нечетное число.
Учащиеся предлагают свои варианты решения задачи (возможны и ошибочные решения)
В результате диалога учащихся и учителя приходят к правильному решению и обоснованию невозможности «замостить» квадрат:
- по 50
- 3ч и 1б, 3б и 1ч
- 100:4=25(штук)
- Значит, если нам удастся замостить квадрат 10×10 фигурками , то их должно быть четное число.
- Противоречие, таким образом, невозможно замостить квадрат 10×10 фигурками
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка учебной задачи на основе известного.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
Личностные:
самоопределение
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Как вы понимаете фразу: «На дереве сидят, по меньшей мере, две вороны?»
Игра –соревнование.
Выходят по 2 человека с каждого ряда. Перед доской стоит 5 стульев. Верно ли, что, по меньшей мере, 2 человека должны будут сидеть на одном стуле?
Как это обосновать?
Ведь вы можете сесть на эти стулья разными способами. Например, сразу можете сесть по два человека или три. А как сидят на остальных стульях - неважно!
А какой случай самый сложный, неудобный?
Какие мы можем привести рассуждения, что бы убедительно показать верность ответа?
Когда мы говорим «по меньшей мере, две вороны», то мы имеем в виду, что ворон или две, или больше двух.
Верно.
Это когда на каждом стуле сидит людей поровну!
Допустим, что нет ни одного такого стула, на котором сидит хотя бы 2 человека! Это означает, что на каждом стуле сидит 1 человек или меньше! Но тогда на всех стульях сидит 5 человек или меньше, а у нас всего 6 человек!
Получили противоречие!
Значит, есть такой стул, на котором сидят хотя бы 2 человека!
Познавательные: умение формулировать вопросы к тексту, самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные:
самоопределение
4.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Итак, новая тема нашего занятия: самый «неудобный» случай или принцип Дирихле.
Мы с вами должны рассмотреть решение логических задач.
Основные трудности в задачах на принцип Дирихле:
(или равносильных ей «по крайней мере», «хотя бы»);
умение строить отрицание высказывания, содержащего конструкции «по меньшей мере», «хотя бы», и т.д. – для проведения доказательства;
освоение и понимание идеи доказательства методом от противного.
Давайте познакомимся с математиком, чей метод (принцип) мы сегодня рассмотрим (Слайд №7)
Если есть возможность подключения к интернету, то перейти по ссылке (на слайде)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дирихле_
Дети называют вопросы, на которые в течение занятия хотят получить ответы
Дети читают информацию о Дирихле Петере Густаве Лежёне
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.
Личностные:
самоопределение
Динамическая пауза.
Задача: выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки.
Физкультурная минутка составлена из упражнений для глаз и осанки: 1)повороты глазами влево – вправо без поворота головы.
2) наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) хлопки над головой.
5) приседания.
6) ходьба на месте.
https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
Учащиеся выполняют упражнения.
5. Усвоение новых знаний и способов усвоения.
Обсуждаем, что это этап разъяснения всего непонятного, а также тренинга и подготовки к самостоятельной работе (малая олимпиада). Устанавливаем цели работы на данном этапе, добиваясь при этом от детей личного целеполагания: разъяснить для себя всё, что не совсем понятно, потренироваться в решении тех задач, которые вызывают затруднения.
Посмотрите на листочек, где в виде памятки изложен принцип (метод) Дирихле.
Вот посмотрите на слайд и попробуйте, пере обозначить данные в задаче через клетки и зайцы
В классе 30 человек. В диктанте Витя сделал 13 ошибок, а остальные – меньше. Докажите, что по крайней мере три ученика сделали ошибок поровну.
В лесу растет миллион елок. Известно, что на каждой из них не более 600000 иголок. Докажите, что в лесу найдутся две елки с одинаковым числом иголок.
Решаем задачу №1
В математическом кружке занимается 14 пятиклассников.
Верно ли, что хотя бы двое из них родились в одном месяце?
Решаем задачу №2
Ребята обсуждали, что значит фраза: «хотя бы пять». Валя сказал: «То же самое, что и просто пять».
Ваня сказал: «Пять или больше».
Вася сказал: «Не меньше пяти».
Кто из ребят прав?
Решаем задачу №3
В каждом из 20 пеналов лежит либо 4, либо 5, либо 6 карандашей.
а) Верно ли, что найдется хотя бы 7 пеналов с одинаковым количеством карандашей?
б) Можно ли с уверенностью утверждать, что найдется хотя бы 8 пеналов с одинаковым количеством карандашей?
Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.
Работа в парах.
Задача.
В шкафу лежат вперемежку 5 пар светлых ботинок и 5 пар темных ботинок одинакового размера и фасона. Какое наименьшее количество ботинок надо взять наугад из шкафа, чтобы среди них была хоть одна пара ( на правую и левую ноги) одинакового цвета?
Ребята изучают материал на листочке (раздаточный материал)
- Что любую задачу можно перевести на язык «клетка-заяц»?
Дети читают условия задач и переименовывают объекты в клетки-зайцы. 

-Здесь «зайцы» - ученики, «клетки» - число сделанных ошибок.
-елки - «зайцы» , количество иголок- «клетки» (всего лишь 600001 клетка с номерами от 0 до 600000)
Здесь месяц рождения «клетка», дети – «зайцы»
Всего месяцев в году 12, и при стандартной формулировке задания , здесь нужно распределить 14 ребят по 12 месяцам: Если предположить, что нет хотя бы двух учащихся, родившихся в одном месяце, то в каждом месяце родился 1 человек или меньше, а т.к. месяцев 12, то всего ребят 12 или меньше. Но это невозможно, т.к. ребят по условию 14.
Ответ: Правы Ваня и Вася, а Валя неправ.
а) Нужно распределить 20 пеналов (зайцев) по трём категориям (клеткам) : содержащим соответственно по 4, по 5, и по 6 карандашей. Если предположить, что хотя бы семи пеналов с одинаковым количеством карандашей нет, то в каждой категории 6 пеналов или меньше, а т.к. категорий три, то всего пеналов 18 или меньше. Но этого не может быть, т.к. пеналов по условию 20. Итак, доказано, что хотя бы 7 пеналов с одинаковым количеством карандашей имеется.
б) Если пеналов с четырьмя и с пятью карандашами по 7, а пеналов с шестью карандашами 6, то всего пеналов 20, и нет восьми пеналов (или больше) с одинаковым количеством карандашей.
Возьмем 10 ботинок. Может оказаться, что среди них 5 светлых на одну ногу и 5 темных тоже на одну ногу. В этом случае, если взять 11-й ботинок,
он с одним из ранее взятых дает пару светлых или темных ботинок .
Ответ: 11 ботинок.
Познавательные:
использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; использование доказательной математической речи;
работа с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Регулятивные:
формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.
формирование умений совместно с другими детьми в группе находить решение задачи и оценивать полученные результаты.
6. Математический практикум (Экспресс-Матбой)
Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Сейчас перейдем к выполнению заданий. Как обычно, работать будите в группах, затем подведем итоги нашего экспресс-Матбоя.
Выполняем задания:
1.В школе учатся 400 человек. Докажите, что хотя бы двое из них празднуют День Рождения в один день.
2. В коробке лежат шары красного, синего, жёлтого и зеленого цветов - всего 30 шаров. Можно ли с уверенностью утверждать, что найдется, по крайней мере, 8 шаров одинакового цвета?
3. В классе 35 учеников. Можно ли утверждать, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, фамилии которых начинаются с одной буквы?
4. В ковре размером 4х4 метра моль проела 15 дырок. Докажите, что из него можно вырезать коврик размером 1х1 метр, не содержащий внутри себя дырок. (дырки считать точечными)
Ребята выполняют задания в группах. Проверка решения (оппонирования) проводится по правилам «математического боя». По результатам Матбоя группе, которая получает больше всего баллов, вручается переходящий кубок.
Работа в группах
( в тетрадях)
-Предположим, что это не так. Тогда дни рождения всех ребят различны.
Но в году не может быть 400 различных дней (их либо 365, либо 366).
-Предположим, что это не так, то есть шаров каждого цвета 7 или меньше. Поскольку разных цветов 4, всего шаров в коробке 7 · 4 = 28 или меньше.
Но по условию в коробке 30 шаров. Противоречие!
Ответ: Можно.
-Обозначим 35 учеников за зайцев, а буквы за клетки. В русском алфавите 33 буквы. Фамилии не могут начинаться на твердый и мягкий знак. Так как 3531, то по принципу Дирихле найдется 2 ученика, у которых фамилия начинается с одной буквы.
- Ковер 4х4 метра можно разрезать на 16 ковриков размером 1х1 метр. А так как дырок 15, то хотя бы один из них окажется без дырки.
Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Познавательные: формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов. Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом.
Личностные:
самоопределение
7. Подведение итогов занятия.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
- Какую работу выполняли на уроке?
-Выполнение, каких заданий вызвало у вас затруднение?
-Почему?
-С чем это связано?
- С именем какого математика вы сегодня познакомились?
- Кто сможет сформулировать принцип?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Личностные:
самоопределение, нравственно-этическая ориентация
8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель дает комментарий к домашнему заданию:
«Внутри правильного шестиугольника со стороной 1см расположено 7 точек. Докажите, что расстояние между двумя точками меньше, чем 1см.»
Ученики получают листочки с домашним заданием.
9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
Использованная литература
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М: Просвещение, 1990
Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика 5 класс. 2 часть. М : БАЛАСС, 2015
Коробицын Д.А., Жуков Г.К. Математический кружок. 5 класс. М: МГУ, 2015
https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дирихле
Анфимова Т. Б.. «Математика. Внеурочные занятия. 5- 6 классы». – ИЛЕКСА, Москва, 2015 г.
Шарыгин И.Ф., Шевкин А. В. «Задачи на смекалку 5- 6 классы».- Москва, «Просвещение», 2015 г.