2.1. | Этап постановки проблемы. | Формировать умение выделять главное, точно отвечать на вопросы. | - Шерлок Холмс с помощью подсказок поможет нам разрешить серьезную проблему: найти исчезнувший странным образом из групповой комнаты календарь природы и вернуть его на прежнее место. - Ребята, перед нами первая подсказка Шерлока Холмса. - Как вы думаете, что изображено на рисунке? - Календари. Современные или древние? - Правильно, а почему вы так решили? (Ответы детей) - Что лежит в основе представленных календарей? (В их основе лежит периодичность Солнца и Луны). - Что позволяла определить эта периодичность? (Ответы детей). - Для чего они были нужны древним людям? - Следовательно, что такое календарь? (Календарь – это система исчисления больших промежутков времени). - Какие календари вы знаете? (Ответы детей). - А что общего между древним календарем (юлианским или григорианским, названным по имени учредителя в разные эпохи) и настенным календарем природы? - Правильно, ребята, они имеют общий язык, символизирующий ритм природы. - Что такое «ритм природы»? (Ответы детей). - А вот и вторая подсказка – записка от Шерлока Холмса: «Если хотите научиться пользоваться различными календарями, то отгадайте все загадки, которые приготовил для вас В.И. Даль в своей сказке «Старик-годовик». | Словесный метод. | Дети, отвечая на поставленный вопрос педагога, рассуждают, делятся впечатлениями из личного опыта. | Вызвать интерес к произведению. |
2.2. | Этап восприятия материала. Первичное чтение сказки В.И. Даля «Старик – годовик», словарная работа. Беседа по содержанию прочитанной сказки – загадки В.И. Даля «Старик – годовик». Дидактическая игра « Закончи предложение». Выборочное чтение сказки-загадки В.И. Даля «Старик-годовик». Вторичное чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик – годовик» с установкой на пересказ по мнемотаблице. | Формировать умение работать с текстом произведения, выявлять идейный смысл, точно отвечать на поставленные вопросы, раскрывать жанровые особенности сказки и загадки. | - Ребята, Владимир Иванович Даль, в основном, известен как создатель толкового словаря «Живого великорусского языка», он также писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Сейчас для вас прозвучит загадочная история о том, как из рукава главного персонажа произведения старика-годовика вылетают три необычных птицы. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая - заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц несет на крыльях жару и зной, а четвертая - холод, дожди и туманы. Прямо чудо - чудное предстает перед нашими глазами! - А в чем необычность крыльев этих птиц, почему они черно-белые и что означают семь перьев в каждом крыле, вы узнаете, когда подробно познакомитесь с текстом сказки - загадки В.И. Даля «Старик-годовик». -Ребята, сядьте, пожалуйста, удобнее, выпрямите спинку, приготовьтесь внимательно слушать. (Выразительное чтение сказки – загадки под звуки балалайки). - А сейчас, поговорим о содержании прочитанной сказки – загадки В.И. Даля, придумаем ей название. - Ребята, скажите, что это за птицы вылетали из рукава старика - годовика? (Каждая птица – это один из месяцев года). - Назовите зимние месяцы по порядку. - Как вы догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз»). - Какие еще признаки зимы вам известны? (Снегопад, гололед, метель, пурга, вьюга). - Перечислите названия весенних месяцев. - Какие признаки весны названы в сказке? («Снег стал таять, на полянах показались цветы»). - Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами текста, что это говорится о летних месяцах. В сказке нам встретились такие слова, как «жарко», «знойно», «душно», «жать рожь». – Что означают слова «жарко», «душно», «знойно», «жать рожь»? (Жарко – значит горячо, тепло, знойно. Душно – это когда жаркий воздух, стесняющий дыхание, насыщенный испарениями, трудный для дыхания. Знойно – сильная жара от нагретого солнцем горячего воздуха (обычно летом в полдень). «Жать рожь» - срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами. – Как вы думаете, почему автор использует все три слова? (Чтобы передать нам оттенки жаркой погоды летом). - В.И. Даль показывает нам богатство русского языка. – Назовите признаки осени. Перечислите по порядку осенние месяцы. - Ребята, а какое название произведению вы придумали? (Перечисляют дети несколько названий). - Правильно, ребята! (Старик- годовик). - Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки, которые приготовил для нас В.И. Даль, определили значение всех названных мною слов, придумали название произведения, рассмотрели внимательно иллюстрации к тексту сказки. Шерлок Холмс вами очень доволен! - А сейчас я предлагаю вам игру «Закончи предложение», в ходе которой необходимо вспомнить строки из прослушанного текста сказки. Махнул старик-годовик первый раз – … (и полетели первые три птицы, повеял холод). Махнул старик-годовик второй раз – … (и полетела вторая тройка, снег стал таять, на полях показались цветы). Махнул старик-годовик третий раз – … (полетела третья тройка, стало жарко, душно, знойно, мужики стали жать рожь). Махнул старик-годовик четвертый раз – … (и полетели еще три птицы, подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы). – Молодцы, ребята! Итак, скажите, наконец: что это были за «тройки»? (Это месяцы времен года). – Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? - Что это за птицы? (Двенадцать месяцев). – Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце). – Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе). - Перечислите их. – Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь – сутки). - Ребята, а какое ваше любимое время суток? (День). - А любимое время года? (Весна). Почему? - Давайте еще раз послушаем, как о весне нам рассказывает В.И. Даль. (Снег стал таять, на полях показались цветы). - Выделяет ли это время года автор в тексте? (Ответы детей) - Наверное, В.И. Даль, как и мы, любит весну больше, чем другие времена года. - А сейчас, ребята, станем в круг. - Представим на несколько минут, что наступила весна, ярко светит солнышко, на улице тепло, бегут ручьи, ощутим радость общения с пробуждающейся ото сна природы. Динамическая пауза «Весна». От солнышка весеннего лучики бегут, Травушку-муравушку выглянуть зовут, Вот проклюнулись росточки, Потянулись вверх листочки, Кулачки-бутоны сами Так и брызнули цветами. - Молодцы, ребята! Присаживаемся на свои стульчики. Садимся удобнее, спинку выпрямляем, внимательно слушаем еще раз текст сказки и отвечаем на вопрос: - В чем же заключается главная загадка В.И. Даля? - Ребята, а кто такой Старик-годовик? (Это год.) - Все ли запомнили, какие птицы вылетали из его рукава? (Да) - Вот сейчас мы и проверим, а поможет нам в этом мнемотаблица. (пересказ фрагмента) - Ребята, так в чем же заключается главная загадка В.И. Даля? Что же в этом произведении сказочного? В чем состоит волшебство произведения? - Чему хотел нас научить В.И. Даль? - Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. (Появляются на экране все части пропавшего календаря природы). | Словесные методы – рассказ воспитателя, чтение, беседа, похвала. Наглядные – показ портрета писателя, выставка произведений автора. | Воспитанники слушают сказку - загадку, рассматривают выставку произведений писателя, включаются в процесс словарной работы по тексту; участвуют в беседе, дидактической игре, раскрывают жанровые особенности сказки и загадки. | Вызвать интерес к содержанию произведения. |
2.3. | Этап практического решения проблемы. Игра на интерактивной доске «Собираем по частям календарь природы». Гимнастика для глаз «Дни недели: понедельник». | Развивать внимание, память. | Воспитатель предлагает детям совместно с Шерлоком Холмсом собрать по частям пропавший из группы календарь природы, повторяет технику безопасности при работе с интерактивной доской - близко не подходить, стоять слева от доски на расстоянии вытянутой руки, пользоваться стилусом. Дошкольники восстанавливают по частям календарь природы, воспитатель задает вопрос: - Ребята, какие сведения мы должны включить в разделы «Погода», «Число и месяц», «Дни недели»? - Дети, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз. Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку, В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся. (Поднять глаза вверх; опустить вниз; голова неподвижна). Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка, ты со мной! (Поморгать глазами). Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. (Дети делают круговые движения глазами). Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду! (Дети отводят взгляд влево). Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду! (Дети отводят взгляд вправо). - Ребята, Шерлок Холмс благодарит вас за интересное расследование, в процессе которого вы проявили себя, как настоящие детективы, и желает дальнейших творческих успехов. | Словесный, наглядный, игровой и практический методы. Словесный, наглядный, игровой и практический методы. | Из предложенных фигур дети выбирают те, которые подходят для строительства домика Стрекозы. Воспитанники следят глазами по указанному направлению. | Эмоциональный подъем. Активизация двигательных навыков. Снятие напряжения с мышц глаз, улучшение кровообраще-ния. |
3. | Заключительный этап. Составление синквейна. | Подвести итог занятия. Обобщить полученные знания и умения. | Синквейн состоит из: 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного: «Старик-годовик»; 2 строка – два прилагательных: «большой», «строгий»; 3 строка – 5 глаголов: «вышел», «стал махать»; «стал пускать», «полетели»; «повеял»; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл: «У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем»; 5 строка – резюме, вывод, два слова, существительное и прилагательное: «Похож на Деда Мороза». Если вам понравилось занятие, вы справились с заданиями – возьмите смайлик с улыбкой, а если не понравилось, вам было скучно - возьмите грустный смайлик. | Словесный, наглядный, игровой и практический методы. | Дети составляют синквейн, подводят итоги занятия, выражают свое отношение, используя веселые и грустные смайлики. | Осознание себя как участника образовательного процесса. |