УМК: «Школа России» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В Математика: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений Предмет: математика
Тип урока: урок открытия нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок входит в раздел «Умножение и деление».
Цель: формирование у учащихся умения умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями, на однозначное число письменным способом.
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
- объясняют решение примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число; - формулируют правило; - применяют правило при решении примеров на умножение чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число; -находят и исправляют ошибки при умножении чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число; - решают задачи изученных видов; -выполняют учебную задачу. | Учащийся научится: -выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, принимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Учащийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; | Учащийся научится: -выбирать основания для классификации объектов; - получать информацию из учебника, обсуждать её, формулировать выводы. - выполнять логические операции по самостоятельно найденным основаниям. Учащийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. | Учащийся научится: - вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; аргументировать свои высказывания; Учащийся получит возможность научиться: -учитывать интересы сторон и инициативно сотрудничать с ними. | Учащийся получит возможность для формирования: -понимания смысла математических способов познания мира; -осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; -уважительно относиться к важным для общества профессиям. |
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | 1.Самоопределение к деятельности | Создание эмоционального настроя на урок, мотивация на учебную деятельность. | Фронтальная | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Ребята, прозвенел уже звонок, нам пора начать урок! А начать его я хочу с высказывания: «С малой удачи начинается большой успех» (Слайд – 1) - Как вы понимаете данное высказывание? Я желаю вам удачи, успешной работы на уроке. - Пожелайте успешной работы друг другу. (Хлопают в ладоши и говорят пожелания) -Ребята, подумайте, что необходимо для того, чтобы урок стал полезным и плодотворным для вас? (выслушиваю ответы учащихся) | Включаются в учебную деятельность. Участвуют в диалоге. Личностные: Самоопределение Коммуникативные: умение вступать в диалог. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. | Эмоциональный настрой на учебную деятельность | наблюдение |
2 | Актуализация знаний. | Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий | Индивидуальная Фронтальная Работа в группе. | 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) Не забывайте, что на уроке математики мы учимся доказывать и рассуждать. Положите «Листы успеха». Предлагаю (сильным уч-ся) выполнить олимпиадное задание на карточке. Блиц – турнир. (остальные ученики) (Слайд 2-5) 1) Повторение При помощи карточек показать знак действия, которым решается задача. 1) Оле 12 лет. Она на 5 лет моложе Тани. Сколько лет Тане? (+) (17 лет) 2) На столе было 8 слив. Лена съела четвёртую часть всех слив. Сколько слив она съела?(:) (2 сливы) 3) Петя решил 5 примеров. Это третья часть всего задания. Сколько примеров решил Петя?(*) (15 примеров) 4) На сколько минут 1час больше, чем четверть часа? (-) Самооценка (в листах успеха) по критериям. 2) Устный счёт - Но любая в математике работа Не обходится без устного счёта. (Работа в группе по карточке ) 1) Вычислите и сформулируйте правило 20 0= 15 1= 0 17= 2) Выразите в единицы: 6сот. = … ед. 13 тыс. = … ед. Самооценка. Посмотрите на доску. Подумайте, на какие три группы можно разделить примеры? 24100 3 3451 6 7210 4 15 1 24 0 1352 2 | Участвуют в диалоге. Решают задачи. Повторяют правила. Объясняют приём умножения. Классифицируют Познавательные: общеучебные; логические; Коммуникативные: Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Создание познавательной мотивации. | Оценочный лист Оценочный лист |
3 | Постановка учебной задачи (Создание затруднения) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Обсуждение | 1.Ведёт побуждающий диалог. - Если бы я предложила вам решить данные примеры, какие из них вызвали бы у вас затруднения? Почему? - Чем похожи эти примеры? 2. Побуждает к осознанию темы и цели урока. - Можете ли вы сформулировать тему урока? - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Слайд 7 -8) | Участвуют в диалоге. Выдвигают гипотезы: Формулируют тему урока и ставят цель. Познавательные: постановка и формулирование затруднения; поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:умение выражать свои мысли | Принимают учебную задачу и выстраивают ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |
4 | «Открытие» детьми нового знания. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Индивидуальная работа Работа в паре (обсуждение) | 1. Организует работу. - Предлагаю вам на основе ранее полученных знаний попробовать решить примеры самостоятельно. - Итак, назовите значения произведений. - Поднимите руку те, кто выполнил решение так, как показано на доске. (Открываю правильную запись.) - Объясните приём умножения у доски. 2.Вызывает к доске ученика, верно решившего примеры. -А теперь давайте послушаем, как нам рекомендуют решать такие примеры. (Элетрон. приложение к учебнику по компьютеру). - Кто был близко у цели? - Рассмотрите записи рядом с красной чертой в учебнике на стр.79 (1; 2) - Объясните, как выполнено умножение. - На что надо обратить внимание при записи примеров столбиком? (Нули записывают в стороне) 3. Организует работу в парах по формулированию вывода, как выполнить умножение для подобных случаев. У вас на партах карточки, на которых напечатано незаконченное предложение. Работая и обсуждая в парах, допишите его до конца. | Пытаются решить пример самостоятельно. Объясняют приём умножения Работают в парах Формулируют вывод. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и с учителем | Планируют совместно с учителем. | |
5 | Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Индивидуальная Работа в паре | 1.Организует работу по закреплению нового знания 1) №350 (1 пример - у доски с объяснением, 2 примера - в паре решают и объясняют друг другу.) 2. Самостоятельная работа по карточкам. (разноуровневые задания). 3. Музыкальная физминутка. | Два ученика работают у доски, остальные - в тетради. Взаимопроверка и оценивание: + или - Формируемые УУД: Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: овладение алгоритмом умножения | Эмоциональная разгрузка | Оценочный лист |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Применение нового способа действий; создание ситуации успеха | индивидуальная | А сейчас мы продолжаем познавать наш родной Красноярский край. Побываем на фабрике «Ионесси» по изготовлению обуви. (Сообщение учащегося. Просмотр презентации) 1 слайд. Сегодня фабрика «Ионесси» предлагает порядка 150 моделей обуви, которые отличаются все той же добротностью, практичностью и комфортом. За 85 лет работы фабрики было выпущено 120 млн пар обуви. Обувь «Ионесси» продаётся практически во всех городах Красноярского края. 2;3 слайд В настоящее время фабрика располагает новым оборудованием, что позволяет выпускать качественную и современную обувь. Будем решать задачу, как работает фабрика в течение месяца. Самостоятельное решение задачи № 351. (При затруднении, учащиеся берут «карточку – помощницу» со схематическим чертежом) Кто догадался, как можно задачу решить другим способом? Оцените свою работу на данном этапе в оценочных листах. Самооценка. | Один ученик работает на развороте доски, остальные в тетради 1) 8 900 . 2=17 800(п.) — женской обуви. 2) 40 000-8 900=31 100 (п.) 3)31 100 – 17 800= 13 300 (п.) – детской обуви. Ответ: 23 300 пар. Сверяют решение с записями на доске, при необходимости корректируют Оценивают: + или - Регулятивные: самоконтроль; коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество | | Оценочный лист |
7 | Парная работа за компьютером. | Закрепление нового знания | Работа в паре | 1.Организует работу по электронному приложению к учебнику по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» | Выполняют работу по заданию, контролируя работу друг друга. Регулятивные: самоконтроль; взаимоконтроль; коррекция Коммуникативные: учебное сотрудничество | | наблюдение |
8 | Рефлексия деятельности (итог урока) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания. | фронтальная | 1.Организует анализ полученного результата урока - Какую цель урока мы ставили? - Достигли мы этой цели? 2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке. Попробуйте дать оценку своей работы на уроке. Общая самооценка за весь урок в листах успеха. 3. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: 1 задание: с.79 № 354 2 задание: с.79 № 355 (ребусы) По желанию можно составить свой ребус. Чем полезен для вас был урок? | Вспоминают поставленную цель урока. - Научиться умножать письменно многозначные числа, оканчивающиеся нулями. - Достигли. Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке. Высказывают мнения Записывают задание Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: аргументировать свои высказывания Регулятивные: саморегуляция; самооценка | | наблюдение |