1 | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Меня зовут Анастасия Викторовна. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание; - применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости; |
2 | Актуализация знаний. Цель: а) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. | Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке и в ходе повторения узнаем тему нашего сегодняшнего урока. (За каждый правильный ответ на вопрос открывается буква на доске, в итоге открывается тема урока) Как называются объединения славян? (племена) В Как назывались племена славян обитавших в дремучих лесах? (древляне) Я Где строили свои поселения славяне? (на возвышенных берегах рек) Н Какое занятие было одним из главных? (охота) У Что такое бортничество? (сбор мёда) Д Как называются деревянные или каменные статуи богов? (идолы) Я Как звали Бога грома и молнии? (Перун) Р Какой праздник древних славян мы отмечаем до сих пор? (масленица) Р Высокий забор из крепких брёвен, заострённых сверху? (частокол) Е От какого слова произошло слово ГОРОД (град) Ь Как называли Бога-Солнца? (Даждьбог, Ярило, Хорс) С | Выполняют задание по пройденной раннее теме | Познавательные: - развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку); - формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. |
3 | Постановка учебной задачи. Цель: а) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель. б) Согласовать цель и тему урока. | Какова же тема урока? (Древняя Русь) - Какую цель мы поставим на урок? (знакомство с жизнью славян во времена Древней Руси Задачи: -узнаем о торговом пути -научимся различать профессии славян -сможем определять периоды правления князей | Предполагают название темы Ставят задачи урока | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность; - уметь формулировать цель и учебную задачу урока; - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности; - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную само- и взаимооценку. |
4 | Введение в тему Цель: а) Уточнить и расширить знания учащихся о лесах б) Проверить знания | Постепенно хорошо укрепленные города славян становились местом общей жизнедеятельности ремесленников, земледельцев, скотоводов и защитников города. Каждый город был крепостью, за стенами которого могли отсидеться в случае опасности жители окрестных поселений. Какие профессии славян вы можете назвать? Если затрудняетесь обратите внимание на 3 абзац на странице 18. (Кожевники, кузнецы, гончары, оружейники) Кто такие кожевники? Что они производили? Кузнецы? Гончары? Оружейники? Кто и с кем в те далекие времена мог торговать на городских площадях? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на странице 19. (чтение текста и работа с новыми словами) Варяги-торговцы и воины. Давайте обратимся к карте и посмотрим какие же города стояли на пути «из варяг в греки» Микроитог: Строительство городов способствовало укреплению Древней Руси и ее развитию. Откройте тетради на печатной основе на странице 4, упражнение 5. Прочтите задание. С помощью карты в учебнике выполните задание самостоятельно. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Давайте вспомним кто такие варяги? (воины и торговцы) Верно. Так как варяги были еще и воинами они часто нападали на города и совершали грабежи, городам нужна была защита. Кто мог быть защитником городов? Давайте обратимся к 22 странице. Дань-плата деньгами или товаром которую собирали победители с побежденных племен. В 882 году Новгородский князь Олег у которого была самая сильная дружина объединил земли Новгорода и Киева. Олег объявил Киев столицей своих земель. В результате в 9 веке образовалось государство, которое называют Древнерусским государством. Обратите внимание на свиток на странице 23. Давайте прочтем. Вы знаете что-нибудь о них? Олег Правил князь 33 года, с 879 по 912 года. В 911 князь совершил благое дело, подтвердив все прежнее договоренности с Византией, это позволило еще долгие годы русским купцам иметь неплохие условия торговли. В историю нашей страны он вошел как строитель городов русских, собиратель славянских племен и талантливый полководец. Игорь Игорь участвовал во многих военных походах, которые не всегда заканчивались для него удачно. В 941 году он потерпел сокрушительное поражение под стенами Константинополя, но три года спустя с большим войском, состоявшим из варягов, печенегов и воинов подчиненных ему племен, вновь пошел на Царьград. Устрашившись, греки поспешили начать с ним переговоры о мире. Договор с Византией, заключенный в 945 году, свидетельствует, что ее влияние на Русь было значительным. Ольга Княжение Ольги резко отличалось от предшествующих: летописные рассказы о правлении Вещего Олега и князя Игоря наполнены сообщениями о завоевательных походах и многочисленных войнах. Ольга же придерживалась миролюбивой внешней политики. В ее время на Русской земле царили тишина и покой. Совершив поход на древлян, княгиня занялась внутренним обустройством страны. Государство почти на двадцать лет получило мирную передышку, что способствовало его укреплению. Святослав Внутренней политикой занимался мало, всю жизнь провёл в походах.968 г, после смерти Ольги- разделил земли Руси между своими сыновьями, чтобы они правили в его отсутствие: в Киеве- Ярополка, в древлянской земле - Олега, в Новгороде- внебрачного сына от древлянской княгини Малуши- Владимира. Владимир Красное Солнышко Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержал много славных побед, которые позволяли ему ощущать собственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Ярослав Мудрый В эпоху Ярослава Мудрого произошло объединение Русской земли под властью единого правителя. Государство расширило свои границы. На новых рубежах были заложены города Ярославль и Юрьев. Владимир Мономах Лучший русский полководец своего времени, Владимир Мономах на поле брани одерживал одну победу за другой. С 13 до 25 лет он уже совершил 20 военных походов – «великих путей», по выражению самого Мономаха. Всего на его жизнь придется 83 «великих пути». Микроитог. Русские князья расширили границы государства, обустраивали страну, одержали победы над врагами. Древняя Русь становилась великим государством. | Беседуют с учителем и выполняют задание Анализируют текст учебника и ищут ответы на вопросы. Выступают с ответами. Беседа с учителем | Коммуникативные: - формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; - уметь оформлять мысли в устной форме; - проявлять активность в коллективной деятельности, производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Познавательные: - развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку); - формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. |
6 | Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание. Итог урока. Цель: а) Зафиксировать новое содержание урока. б) Оценить результаты учебной деятельности. в) Согласовать домашнее задание. | - Заполните анкету «Знаю, узнал, хочу узнать», которая у каждого на парте. Домашнее задание стр. учебника 18-24. Ответить на вопросы. | Отвечать на вопросы. Высказывать свое мнение, делиться впечатлениями | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание; - применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости; |