II. Языковая разминка. Цель: проверка орфографических навыков | 1. Словарный диктант с взаимопроверкой. Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное, маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе. 2. Беседаопрос: – С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры. – Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.) 3. Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему упр. 88). – Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в описании человека. | Записывают словарные слова Взаимопроверка Пытаются предположить значение слова Сверяем значение со значение слова в толковым словаре Записывают слово в тетрадь | Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Открытие нового знания. Цель: развитие учебноязыковых и речевых умений. | Проводится по предложенному плану или используется презентация 1. Упр. 358 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и словомонимов. Словарная работа: обоняние, экипаж. 2. Чтение названия темы урока. Далее работа проводится по вопросам . На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока и сравнивают её с формулировкой в конце учебника, где приводятся проблемные вопросы. | Наблюдают над словами
Высказывают предположения по теме
| Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Закрепление изученных знаний Цель – соотнесение понятий – однозначные и многозначные слова | 1. Упр. 355 – проводится самостоятельное открытие признаков словомонимов в группах с последующим представлением результатов. План работы для групп 1) Прочитать 2) Выписать повторяющиеся слова. 3) Дать толкование лексического значения. 4) Проверить свои предположения о значениях слов по словарю. 5) Определить, сколько словарных статей для этого слова даётся в словаре. 6) Попробовать установить сходство между значениями. Возможно ли оно? 7) Выявить общие признаки у слова (написание, произношение, часть речи). 8) На основе плана составить связный ответ о рассмотренных словах. 2. Чтение определения омонимов в рамке учебника и сравнение с полученными результатами наблюдений. Составление схемы понятия – Попробуйте ответить на основной проблемный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов? (Попробовать найти сходство признаков: есть сходство – многозначное слово, нет – словаомонимы, т.е. разные слова.) 4. Сравнение выводов учеников с текстом в учебнике. Представьте выводы о сходстве и различии омонимов и многозначных слов с помощью схемы | Слушают стихотворение, определяют лексическое значение слова дорога Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова, омонимы. Уметь распознавать омонимы и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). |
V. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание | – Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий. – Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно? Учитель читает стихотворение. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет! (А. Шибаев) – Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или словаомонимы? Докажите. – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении задания? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? | Отвечают на вопросы, доказывают принадлежность слова –омонимы, многозначные слова
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |