СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая урока русского языка в 5 классе "Лексика. Омонимы и многозначность слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Омонимы". Структура урока соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая урока русского языка в 5 классе "Лексика. Омонимы и многозначность слова"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема

Лексика. Омонимы и многозначность слова.- 1 час

Цель


Сообщить об омонимах и многозначных словах; учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово и омонимы; продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарем.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров). Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многознач­ных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать спосо­бы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом сло­варе; уметь употреблять омонимы в речи.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язы.; осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств

Уметь определять и формулировать цель на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; осуществлять самоконтроль за произношением от­дельных слов и звуков в потоке речи.

Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе.


Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Основные понятия

Лексика, лексическое значение, грамматическое значение, омонимы

Межпредметные связи

Окружающий мир, речь и культура речи, литература

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Включаются в деятельность

Включение в учебный процесс


II. Языковая разминка.

Цель: проверка орфографических навыков

1. Словарный диктант с взаимопроверкой.

Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное, маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе.

2. Беседа­опрос:

– С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке? Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры.

– Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)

3. Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему упр. 88).

– Сделайте вывод о роли слов в переносном значении в описании человека.

Записывают словарные слова

Взаимопроверка




Пытаются предположить значение слова


Сверяем значение со значение слова в толковым словаре

Записывают слово в тетрадь

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).


Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Открытие нового знания.

Цель: развитие учебно­языковых и речевых умений.



Проводится по предложенному плану или используется презентация

1. Упр. 358 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

Словарная работа: обоняние, экипаж.

2. Чтение названия темы урока.

Далее работа проводится по вопросам . На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока и сравнивают её с формулировкой в конце учебника, где приводятся проблемные вопросы.

Наблюдают над словами



Высказывают предположения по теме




Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.




IV. Закрепление изученных знаний

Цель – соотнесение понятий – однозначные и многозначные слова

1. Упр. 355 – проводится самостоятельное открытие признаков слов­омонимов в группах с последующим представлением результатов.

План работы для групп

1) Прочитать

2) Выписать повторяющиеся слова.

3) Дать толкование лексического значения.

4) Проверить свои предположения о значениях слов по словарю.

5) Определить, сколько словарных статей для этого слова даётся в словаре.

6) Попробовать установить сходство между значениями. Возможно ли оно?

7) Выявить общие признаки у слова (написание, произношение, часть речи).

8) На основе плана составить связный ответ о рассмотренных словах.

2. Чтение определения омонимов в рамке учебника и сравнение с полученными результатами наблюдений.

Составление схемы понятия

– Попробуйте ответить на основной проблемный вопрос урока: как отличить омонимы от многозначных слов? (Попробовать найти сходство признаков: есть сходство – многозначное слово, нет – слова­омонимы, т.е. разные слова.)

4. Сравнение выводов учеников с текстом в учебнике.

Представьте выводы о сходстве и различии омонимов и многозначных слов с помощью схемы


Слушают стихотворение, определяют лексическое значение слова дорога



Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова, омонимы.

Уметь распознавать омонимы и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

V. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание


– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?


Учитель читает стихотворение.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка – здесь, а норки – нет!

(А. Шибаев)

– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или слова­омонимы? Докажите.


– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Отвечают на вопросы, доказывают принадлежность слова –омонимы, многозначные слова

















Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.






VI. Домашнее задание.


1. упр. 357, 356 – на выбор

2. Выучить определение омонимов в рамке, составить свою схему или «образ» определения.