СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков № 1-5 Организм человека. Общий обзор. 8класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков № 1-5 Организм человека. Общий обзор. 8класс»

7

«БИОЛОГИЯ 8. ЧЕЛОВЕК»


Учебник авт. ДРАГОМИЛОВ А.Г., МАШ Р.Д.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ

«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР»


ПЛАН ТЕМЫ.

Урок 1. Науки об организме человека. История анатомии.

Урок 2. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.

Урок 3. Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

Урок 4. Ткани и органы тела человека.

Урок 5. Системы органов. Организм и его регуляция.


Урок 1. Науки об организме человека. История анатомии.

Тема урока

Науки об организме человека. История анатомии.

Планируемые результаты

Учащиеся знакомятся с новыми для них науками – анатомией, физиологией, гигиеной, их методами. Знакомятся и основными этапами истории анатомии и медицины от Гиппократа до наших дней.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование понятия о санитарном законодательстве и личной ответственности за нарушение санитарных норм.

План и содержание урока

  1. Анатомия и ее методы.

  2. Основные этапы развития анатомии и медицины:

- Древняя Греция (Алкмеон, Аристотель, Гиппократ)

- Древний Рим (Цельс, Гален)

- Древний Восток (Авиценна)

- Средневековая наука (Леонардо да Винчи, Везалий, Гарвей, Мальпиги)

- Анатомия и медицина в России (ИМ Сеченов, ИП Павлов, НИ Пирогов, ПФ Лесгафт и др)

3. Физиология и ее методы.

4. Гигиена и ее методы.

5. Взаимосвязь всех наук о человеке.

6. Обобщение изученного материала.

Методы обучения

Репродуктивный. Проблемный: Когда и почему возникла медицина? Что изучают анатомия, физиология и гигиена и , главное, зачем?

Формы организации учебной деятельности

Урок изучения нового материала.

Приемы деятельности учителя

Эвристическая беседа. Организация повторения некоторого материала, изученного в 7 классе (анатомия животных). Демонстрация иллюстраций, фотографий, портретов знаменитых ученых анатомов, физиологов, гигиенистов. Обобщение изученного материала.

Познавательные вопросы и задания

  1. Выскажите ваше мнение о том, что изучают науки анатомия, физиология, гигиена.

  2. Почему именно эти науки являются основой медицины?

  3. Какие методы применимы к исследованиям тела человека?

  4. Что такое здоровье?

  5. Можно ли в настоящее время безоговорочно принять мысль Гиппократа : «Природа лечит, врач помогает»?


Организация деятельности учащихся

Вспоминают материал, изученный в 7 классе. Слушают учителя. Делают записи в тетради по ходу беседы. Работают с учебником. Делают вывод, что Анатомия, физиология и гигиена – каждая по-своему вносит вклад в изучение тела человека, поэтому только их сплав дает фундамент для современной медицины, т.е. решают проблему урока.

Развитие умений учащихся

Работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы.

Основные понятия и термины урока

Анатомия, физиология, гигиена, санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), санитарно-эпидемиологические центры (СЭЦ). Методы исследования: опыт, хронический эксперимент, рентген, УЗИ, моделирование работы органов, клинические и физиологические наблюдения, лабораторный анализ биологических жидкостей и окружающей человека среды..

Источники информации

Учебник «Биология. Человек.», параграф 1. Учебник «Экология человека», параграфы 1-4. Фотографии, иллюстрации, портреты.

Домашнее задание

Учебник, параграф 1 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфов).

Оценки за урок

По результатам повторения материала 7 класса и по результатам беседы.



Урок 2. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.


Тема урока

Структура тела. Место человека в животном мире.

Планируемые результаты

Учащиеся начинают формирование понятия о частях тела, их соотношениях и топографии внутренних органов.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование умения различать научные термины и бытовое употребление слов

План и содержание урока

1. Актуализация знаний по материалу предыдущего урока.

2.Фронтальная беседа с ответами на вопросы после домашнего параграфа.

3.Новый материал:

а) части и области тела

б) полости тела

в) пропорции тела

г) характеристика вида Человек разумный разумный в системе живых организмов

4. Обобщение изученного материала.

Методы обучения

Репродуктивный. Проблемный: зачем человеку знания из топографической анатомии?

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Эвристическая фронтальная беседа. Организация повторения материала, изученного на предыдущем уроке. Объяснение нового материала. Обобщение изученного.

Познавательные вопросы и задания

  1. Назовите известные вам части тела.

  2. Уперев руки «в боки», куда мы положили их с точки зрения анатомии?

  3. Назовите особенности, позволяющие отнести человека к царству Животных, типу Хордовых, классу Млекопитающих?

  4. Правомерно ли считать человека «царем природы»?

Организация деятельности учащихся

Вспоминают материал, изученный ранее. Слушают учителя. Делают записи в тетради по ходу беседы. Работают с учебником. Делают вывод, что человеку жизненно необходимы знания структуры тела, т.е. решают проблему урока.

Развитие умений учащихся

Работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы, составлять и заполнять таблицу.

Основные понятия и термины урока

Части тела, области тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела, млекопитающие, высшие приматы.

Источники информации

Учебник «Экология человека», параграф 5. Фотографии, иллюстрации, и т.д. представителей семейства антропоморфных обезьян. Учебник «Биология. Человек», параграф 2.

Домашнее задание

Учебник, параграф 2 (прочитать, подготовить ответы на вопросы ).

Оценки за урок

По результатам повторения материала и по результатам беседы.








Урок 3. Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.

Тема урока

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

Планируемые результаты

Формирование понятий о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клетки тела человека.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Достижение положительного результата учебной деятельности, формирование понятия единства органического мира, проявляющееся в клеточном строении.

План и содержание урока

  1. Повторение изученного материала в виде ответов на вопросы после параграфа 2.

  2. Актуализация опорных знаний. Составление синквейна понятия «клетка».

3. Строение клетки.

4. Особенности животной клетки по сравнению с растительной.

5. Химический состав клетки

а) органические вещества

б) неорганические вещества.

6. Жизнедеятельность и размножение клеток.

7. Демонстрационная лабораторная работа «Действие фермента каталазы на пероксид

водорода».

8. Обобщение изученного материала . Закрепление знаний.



Методы обучения

Репродуктивный, проблемный: почему клетку называют структурной и функциональной единицей живого?

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Организует повторение изученного материала, эвристическая беседа, объяснение новых терминов, демонстрационная лабораторная работа, обобщение изученного материала.

Познавательные вопросы и задания

  1. Составьте синквейн о клетке.

Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:

1 – понятие (одно слово)

2 – прилагательные (два слова)

3 – глаголы (три слова)

4 – предложение (из четырех слов)

5 – существительное (одно слово)

Пример синквейна:

1.Клетка

2.Маленькая, живая

3.Дышит, питается, делится

4.Структурная и функциональная единица живого

5.Система.


2. Может ли клетка функционировать без воды? Почему?.

3. Стоит ли кипятить белье в стиральном порошке, содержащем ферменты?

4. Что значит «жизненные функции»?

5. Представьте, что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза.

Определите:

А. Сколько станет всего новых клеток?

Б. По сколько хромосом будет содержаться в каждой дочерней клетке?

В. Как и из чего образуются новые хромосомы при делении клетки?

6. В чем биологический смысл деления клетки?


Организация деятельности учащихся

Участвуют в эвристической беседе, составляют синквейны о клетке, фиксируют информацию в тетрадях, наблюдают за проведением демонстрационной лабораторной работы, отвечают на вопросы учителя, решая проблему урока.

Развитие умений учащихся

Работать в заданном темпе, решать проблемные ситуации, составлять синквейны., фиксировать в тетрадях информацию в виде таблиц и схем.

Основные понятия и термины урока

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены.

Состав клетки: неорганические вещества (вода и минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, ферменты, витамины).

Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки.

Источники информации

Учебник биологии, параграф 3. Записи в тетради.

Домашнее задание

Учебник: параграф 3 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфов), выучить записи в тетради.

Оценки за урок

По результатам беседы и работы на уроке.






Урок 4. Ткани и органы тела человека.


Тема урока

Ткани и органы тела человека .

Планируемые результаты

Становление понятий «ткань и орган», установление связи строения и функций. Продолжение формирования умений работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха.

План и содержание урока

  1. Актуализация опорных знаний:

Что означает следующая запись: Клетка – ткань – орган?

  1. Основные группы тканей тела человека, их виды, особенности строения, местоположения в организме и функции.

Заполнение таблицы по материалу учебника и результатам беседы

Группа тканей

Виды тканей

Строение

Местонахождение

Функции

1.Эпителиальные





2.Соединительные





3.Мышечные





4.Нервная





  1. Выполнение лабораторной работы «Клетки и ткани под микроскопом».

  2. Органы тела человека (наружные и внутренние), как структуры состоящие из разных групп тканей.

  3. Обобщение и закрепление изученного материала (беседа по вопросам

- Какие основные группы тканей выделяют в теле человека?

- Какая группа тканей самая разнообразная по строению и функциям?

- Какая ткань обладает свойствами сократимости возбудимости?

- Какая ткань образует основную часть головного и спинного мозга?)

Методы обучения

Частично – поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы с учебником и лабораторной работой.

Приемы деятельности учителя

Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация проведения лабораторной работы, обобщения изученного материала.

Познавательные вопросы и задания

  1. Можно ли назвать тканью любую группу клеток?

  2. Клетки какой ткани свободно перемещаются в межклеточном веществе?

  3. В чем состоят особенности строения тканей в связи с их функциями?

  4. Известно, что грудную и брюшную полости разделяет диафрагма. Из гладких или поперечных мышц она состоит? Задержите дыхание, сделайте произвольный вдох и выдох и ответьте на вопрос.

  5. В чем разница между межклеточным веществом и межклеточной (тканевой) жидкостью?

Организация деятельности учащихся

Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя и по результатам работы с учебником, выполняют лабораторную работу.

Развитие умений учащихся

Работать с учебником при составлении таблицы, использовать имеющиеся знания, выполнять лабораторную работу по инструкции в учебнике, обобщать и делать выводы,

Основные понятия и термины урока

Ткани тела человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Мышечное волокно. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Синапс. Нейроглия. Межклеточное вещество.

Источники информации

Учебник: параграфы 4, 5. Таблицы различных видов тканей

Домашнее задание

Учебник: параграфы 4, 5(п.1) (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа 4).

Оценки за урок

Каждому по результатам проверки выполнения лабораторной работы.



Урок 5. Системы органов. Организм и его регуляция.

Тема урока

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Планируемые результаты

Становление понятия «система органов», развитие понятия о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой

Личностная значимость изучаемого для школьника

Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Развитие умения произвольного воздействия на механизм саморегуляции функций организма.

План и содержание урока

  1. Проверка усвоения изученного материала (фронтальная беседа).

  2. Актуализация опорных знаний

А) Какие понятия пропущены в схеме:

Молекулы - … - клетки - … - органы - … - организм?

(органоиды, ткани, системы органов)

б) Какие две среды важны для жизни человека?

(Внешняя, в которой человек живет, и внутренняя, в которой функционируют все клетки, органы и ткани тела человека).

  1. Системы органов в теле человека, органы их составляющие и функции: (работа в группах по заполнению таблицы).

Система органов

Органы, составляющие систему

Функции системы

а) система покровных органов




б) опорно-двигательная система



в) пищеварительная система




г) иммунная система




д) кровеносная система




е) дыхательная система



ж) мочевыделительная система




з) нервная система и органы чувств




и) эндокринная система




к) репродуктивная система.





4. Уровни организации организма (клеточный, тканевый, органный, системный, организменный).

5. Нервная регуляция жизнедеятельности организма.

6. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

7. Практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» .

Методы обучения

Репродуктивный. Частично - поисковый, проблемный: согласны ли вы с утверждением, что организм человека, состоящий из разных органов и тканей, является единым целым?

Формы организации учебной деятельности

Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы с учебником и практической работой.

Приемы деятельности учителя

Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация работы в группах по изучению нового материала и заполнению таблицы, организация проведения практической работы..

Познавательные вопросы и задания

  1. Какие полости тела человека вы знаете? Назовите органы, расположенные в каждой из этих полостей.

  2. Почему кровь относят к внутренней среде организма?

3. Через какие органы и как внешняя среда влияет на внутреннюю?

Организация деятельности учащихся

Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя, работают в группах с материалом учебника, заполняя таблицу. Проводят практическую работу в парах.

Развитие умений учащихся

Работать с учебником при составлении таблицы, использовать имеющиеся знания, выполнять практическую работу по инструкции в учебнике, обобщать и делать выводы.

Основные понятия и термины урока

Системы органов: исполнительные, регуляторные. Уровни организации организма. Рефлекс, рефлекторная дуга. Рецепторы. Гормоны. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система.

Источники информации

Учебник: параграф 5. Таблицы различных систем органов тела человека.


Домашнее задание

Учебник: параграф 5 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа 4), повторить параграфы 1-4, подготовиться к терминологическому диктанту.

Оценки за урок

Каждому по результатам проверки выполнения практической работы.