Урок 1. Науки об организме человека. История анатомии.
Урок 2. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
Урок 3. Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность.
Урок 4. Ткани и органы тела человека.
Урок 5. Системы органов. Организм и его регуляция.
Тема урока | Науки об организме человека. История анатомии. |
Планируемые результаты | Учащиеся знакомятся с новыми для них науками – анатомией, физиологией, гигиеной, их методами. Знакомятся и основными этапами истории анатомии и медицины от Гиппократа до наших дней. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование понятия о санитарном законодательстве и личной ответственности за нарушение санитарных норм. |
План и содержание урока | Анатомия и ее методы. Основные этапы развития анатомии и медицины: - Древняя Греция (Алкмеон, Аристотель, Гиппократ) - Древний Рим (Цельс, Гален) - Древний Восток (Авиценна) - Средневековая наука (Леонардо да Винчи, Везалий, Гарвей, Мальпиги) - Анатомия и медицина в России (ИМ Сеченов, ИП Павлов, НИ Пирогов, ПФ Лесгафт и др) 3. Физиология и ее методы. 4. Гигиена и ее методы. 5. Взаимосвязь всех наук о человеке. 6. Обобщение изученного материала. |
Методы обучения | Репродуктивный. Проблемный: Когда и почему возникла медицина? Что изучают анатомия, физиология и гигиена и , главное, зачем? |
Формы организации учебной деятельности | Урок изучения нового материала. |
Приемы деятельности учителя | Эвристическая беседа. Организация повторения некоторого материала, изученного в 7 классе (анатомия животных). Демонстрация иллюстраций, фотографий, портретов знаменитых ученых анатомов, физиологов, гигиенистов. Обобщение изученного материала. |
Познавательные вопросы и задания | Выскажите ваше мнение о том, что изучают науки анатомия, физиология, гигиена. Почему именно эти науки являются основой медицины? Какие методы применимы к исследованиям тела человека? Что такое здоровье? Можно ли в настоящее время безоговорочно принять мысль Гиппократа : «Природа лечит, врач помогает»? |
Организация деятельности учащихся | Вспоминают материал, изученный в 7 классе. Слушают учителя. Делают записи в тетради по ходу беседы. Работают с учебником. Делают вывод, что Анатомия, физиология и гигиена – каждая по-своему вносит вклад в изучение тела человека, поэтому только их сплав дает фундамент для современной медицины, т.е. решают проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы. |
Основные понятия и термины урока | Анатомия, физиология, гигиена, санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), санитарно-эпидемиологические центры (СЭЦ). Методы исследования: опыт, хронический эксперимент, рентген, УЗИ, моделирование работы органов, клинические и физиологические наблюдения, лабораторный анализ биологических жидкостей и окружающей человека среды.. |
Источники информации | Учебник «Биология. Человек.», параграф 1. Учебник «Экология человека», параграфы 1-4. Фотографии, иллюстрации, портреты. |
Домашнее задание | Учебник, параграф 1 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфов). |
Оценки за урок | По результатам повторения материала 7 класса и по результатам беседы. |
Тема урока | Структура тела. Место человека в животном мире. |
Планируемые результаты | Учащиеся начинают формирование понятия о частях тела, их соотношениях и топографии внутренних органов. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Формирование умения различать научные термины и бытовое употребление слов |
План и содержание урока | 1. Актуализация знаний по материалу предыдущего урока. 2.Фронтальная беседа с ответами на вопросы после домашнего параграфа. 3.Новый материал: а) части и области тела б) полости тела в) пропорции тела г) характеристика вида Человек разумный разумный в системе живых организмов 4. Обобщение изученного материала. |
Методы обучения | Репродуктивный. Проблемный: зачем человеку знания из топографической анатомии? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. |
Приемы деятельности учителя | Эвристическая фронтальная беседа. Организация повторения материала, изученного на предыдущем уроке. Объяснение нового материала. Обобщение изученного. |
Познавательные вопросы и задания | Назовите известные вам части тела. Уперев руки «в боки», куда мы положили их с точки зрения анатомии? Назовите особенности, позволяющие отнести человека к царству Животных, типу Хордовых, классу Млекопитающих? Правомерно ли считать человека «царем природы»? |
Организация деятельности учащихся | Вспоминают материал, изученный ранее. Слушают учителя. Делают записи в тетради по ходу беседы. Работают с учебником. Делают вывод, что человеку жизненно необходимы знания структуры тела, т.е. решают проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы, составлять и заполнять таблицу. |
Основные понятия и термины урока | Части тела, области тела, внутренние органы, мышцы, скелет, полости тела, млекопитающие, высшие приматы. |
Источники информации | Учебник «Экология человека», параграф 5. Фотографии, иллюстрации, и т.д. представителей семейства антропоморфных обезьян. Учебник «Биология. Человек», параграф 2. |
Домашнее задание | Учебник, параграф 2 (прочитать, подготовить ответы на вопросы ). |
Оценки за урок | По результатам повторения материала и по результатам беседы. |
Тема урока | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. |
Планируемые результаты | Формирование понятий о строении, химическом составе и процессах жизнедеятельности клетки тела человека. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата учебной деятельности, формирование понятия единства органического мира, проявляющееся в клеточном строении. |
План и содержание урока | Повторение изученного материала в виде ответов на вопросы после параграфа 2. Актуализация опорных знаний. Составление синквейна понятия «клетка». 3. Строение клетки. 4. Особенности животной клетки по сравнению с растительной. 5. Химический состав клетки а) органические вещества б) неорганические вещества. 6. Жизнедеятельность и размножение клеток. 7. Демонстрационная лабораторная работа «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». 8. Обобщение изученного материала . Закрепление знаний. |
Методы обучения | Репродуктивный, проблемный: почему клетку называют структурной и функциональной единицей живого? |
Формы организации учебной деятельности | Комбинированный урок. |
Приемы деятельности учителя | Организует повторение изученного материала, эвристическая беседа, объяснение новых терминов, демонстрационная лабораторная работа, обобщение изученного материала. |
Познавательные вопросы и задания | Составьте синквейн о клетке. Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово) 2 – прилагательные (два слова) 3 – глаголы (три слова) 4 – предложение (из четырех слов) 5 – существительное (одно слово) Пример синквейна: 1.Клетка 2.Маленькая, живая 3.Дышит, питается, делится 4.Структурная и функциональная единица живого 5.Система. 2. Может ли клетка функционировать без воды? Почему?. 3. Стоит ли кипятить белье в стиральном порошке, содержащем ферменты? 4. Что значит «жизненные функции»? 5. Представьте, что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза. Определите: А. Сколько станет всего новых клеток? Б. По сколько хромосом будет содержаться в каждой дочерней клетке? В. Как и из чего образуются новые хромосомы при делении клетки? 6. В чем биологический смысл деления клетки? |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в эвристической беседе, составляют синквейны о клетке, фиксируют информацию в тетрадях, наблюдают за проведением демонстрационной лабораторной работы, отвечают на вопросы учителя, решая проблему урока. |
Развитие умений учащихся | Работать в заданном темпе, решать проблемные ситуации, составлять синквейны., фиксировать в тетрадях информацию в виде таблиц и схем. |
Основные понятия и термины урока | Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены. Состав клетки: неорганические вещества (вода и минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ, ферменты, витамины). Рост, развитие, возбудимость, обмен веществ, деление клетки. |
Источники информации | Учебник биологии, параграф 3. Записи в тетради. |
Домашнее задание | Учебник: параграф 3 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфов), выучить записи в тетради. |
Оценки за урок | По результатам беседы и работы на уроке. |
Тема урока | Ткани и органы тела человека . |
Планируемые результаты | Становление понятий «ткань и орган», установление связи строения и функций. Продолжение формирования умений работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений. |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. |
План и содержание урока | Актуализация опорных знаний: Что означает следующая запись: Клетка – ткань – орган? Основные группы тканей тела человека, их виды, особенности строения, местоположения в организме и функции. Заполнение таблицы по материалу учебника и результатам беседы Группа тканей | Виды тканей | Строение | Местонахождение | Функции | 1.Эпителиальные | | | | | 2.Соединительные | | | | | 3.Мышечные | | | | | 4.Нервная | | | | | Выполнение лабораторной работы «Клетки и ткани под микроскопом». Органы тела человека (наружные и внутренние), как структуры состоящие из разных групп тканей. Обобщение и закрепление изученного материала (беседа по вопросам - Какие основные группы тканей выделяют в теле человека? - Какая группа тканей самая разнообразная по строению и функциям? - Какая ткань обладает свойствами сократимости возбудимости? - Какая ткань образует основную часть головного и спинного мозга?) |
Методы обучения | Частично – поисковый, репродуктивный. |
Формы организации учебной деятельности | Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы с учебником и лабораторной работой. |
Приемы деятельности учителя | Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация проведения лабораторной работы, обобщения изученного материала. |
Познавательные вопросы и задания | Можно ли назвать тканью любую группу клеток? Клетки какой ткани свободно перемещаются в межклеточном веществе? В чем состоят особенности строения тканей в связи с их функциями? Известно, что грудную и брюшную полости разделяет диафрагма. Из гладких или поперечных мышц она состоит? Задержите дыхание, сделайте произвольный вдох и выдох и ответьте на вопрос. В чем разница между межклеточным веществом и межклеточной (тканевой) жидкостью? |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя и по результатам работы с учебником, выполняют лабораторную работу. |
Развитие умений учащихся | Работать с учебником при составлении таблицы, использовать имеющиеся знания, выполнять лабораторную работу по инструкции в учебнике, обобщать и делать выводы, |
Основные понятия и термины урока | Ткани тела человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Мышечное волокно. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Синапс. Нейроглия. Межклеточное вещество. |
Источники информации | Учебник: параграфы 4, 5. Таблицы различных видов тканей |
Домашнее задание | Учебник: параграфы 4, 5(п.1) (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа 4). |
Оценки за урок | Каждому по результатам проверки выполнения лабораторной работы. |
Тема урока | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. |
Планируемые результаты | Становление понятия «система органов», развитие понятия о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой |
Личностная значимость изучаемого для школьника | Достижение положительного результата в учебной деятельности, формирование чувства успеха. Развитие умения произвольного воздействия на механизм саморегуляции функций организма. |
План и содержание урока | Проверка усвоения изученного материала (фронтальная беседа). Актуализация опорных знаний А) Какие понятия пропущены в схеме: Молекулы - … - клетки - … - органы - … - организм? (органоиды, ткани, системы органов) б) Какие две среды важны для жизни человека? (Внешняя, в которой человек живет, и внутренняя, в которой функционируют все клетки, органы и ткани тела человека). Системы органов в теле человека, органы их составляющие и функции: (работа в группах по заполнению таблицы). Система органов | Органы, составляющие систему | Функции системы | а) система покровных органов | | | б) опорно-двигательная система | | | в) пищеварительная система | | | г) иммунная система | | | д) кровеносная система | | | е) дыхательная система | | | ж) мочевыделительная система | | | з) нервная система и органы чувств | | | и) эндокринная система | | | к) репродуктивная система. | | | 4. Уровни организации организма (клеточный, тканевый, органный, системный, организменный). 5. Нервная регуляция жизнедеятельности организма. 6. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организма. 7. Практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» . |
Методы обучения | Репродуктивный. Частично - поисковый, проблемный: согласны ли вы с утверждением, что организм человека, состоящий из разных органов и тканей, является единым целым? |
Формы организации учебной деятельности | Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы с учебником и практической работой. |
Приемы деятельности учителя | Организация повторения материала предыдущего урока, объяснение нового материала, организация работы в группах по изучению нового материала и заполнению таблицы, организация проведения практической работы.. |
Познавательные вопросы и задания | Какие полости тела человека вы знаете? Назовите органы, расположенные в каждой из этих полостей. Почему кровь относят к внутренней среде организма? 3. Через какие органы и как внешняя среда влияет на внутреннюю? |
Организация деятельности учащихся | Участвуют в беседе по повторению материала предыдущего урока, фиксируют в тетради новый материал по ходу объяснения учителя, работают в группах с материалом учебника, заполняя таблицу. Проводят практическую работу в парах. |
Развитие умений учащихся | Работать с учебником при составлении таблицы, использовать имеющиеся знания, выполнять практическую работу по инструкции в учебнике, обобщать и делать выводы. |
Основные понятия и термины урока | Системы органов: исполнительные, регуляторные. Уровни организации организма. Рефлекс, рефлекторная дуга. Рецепторы. Гормоны. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система. |
Источники информации | Учебник: параграф 5. Таблицы различных систем органов тела человека. |
Домашнее задание | Учебник: параграф 5 (прочитать, подготовить ответы на вопросы после параграфа 4), повторить параграфы 1-4, подготовиться к терминологическому диктанту. |
Оценки за урок | Каждому по результатам проверки выполнения практической работы. |