СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты занятий по БД "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

Тема: Причины Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Кульутра в годы войгны

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты занятий по БД "История"»

Тема(Раздел) программы:

Тема урока:

Тема 21.Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа


Причины победы СССР в Великой Отечественной войне Советский тыл в годы войны

Культура в годы войны


Занятие №

99-100

Дата

 

УД/МДК:

История

Группа

311



Форма занятия:

Открытое занятие

Цель занятия:




1. Образовательная:

Выявить  причины  Победы СССР в Великой Отечественной войне  1941-1945гг через  обобщение знаний учащихся

2.Развивающая:


Ознакомить обучающихся с  причинами Победы СССР в Великой Отечественной войне.

Оценить значение Победы СССР В Великой Отечественной Войне.

Развивать информационно – коммуникативную компетенцию через участие в работе в малых группах;


3. Воспитательная:

- воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважения и благодарности людям, выдержавшим тяжелейшие испытания военного времени, чувства сопричастности к героическому прошлому.

Формируемые компетенции:

личностных: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,

уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
метапредметных:

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

предметных:владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональ-
ной и общественной деятельности, поликультурном общении;

Методико-дидактические оснащение занятия:

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2012.

  2. Дополнительные источники:

  3. Загладин Н.В. Козленко С.И. История России ХХ-начало ХХ1 века

  4. Загладин Н.В. Всемирная история; учебник. – М.2013

  5. Островский В.П., Уткин А.И. История России.: учеб.для

www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
www. historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
www. history. tom.ru (История России от князей до Президента).

Оборудование

Компьютер с выходом в интернет



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Рассмотреть персоналии, видеоуроки по теме

https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: На уроке найдем ответы на следующие вопросы: как в условиях, когда почти все мужчины на фронте, Советскому Союзу удалось в первые годы войны эвакуировать промышленность и перестроить экономику на военные рельсы?  Можно ли стать героем войны в тылу?

Экономическая политика

В первые годы войны главной задачей тыла был перевод экономики страны на военные рельсы. Необходимо было перераспределить ресурсы для обеспечения нужд фронта, гражданскую промышленность переориентировать на военное производство.

Кроме этого, важно было хотя бы минимально обеспечивать сельское хозяйство для снабжения фронта и тыла.

Задачи в тылу были не менее важными, чем на фронте. И в тылу советский народ совершил не меньший подвиг, чем на передовой.

Люди трудились в тылу в очень тяжелых условиях. С первых дней войны начали приниматься чрезвычайные меры по перестройке экономики:

  • эвакуация на восток (на Урал) промышленности. 24 июня 1941 г. организован Совет по эвакуации во главе с Н.М. Шверником (рис. 1). Было эвакуировано более 2500 предприятий. Помимо предприятий, вглубь страны эвакуировали людей, скот, произведения культуры;

  • ужесточение централизации в управлении хозяйством;

  • создание специальных наркоматов по выпуску вооружения;

  • ужесточение условий труда: обязательные сверхурочные работы, 11-часовой рабочий день, отмена отпусков;

  • ужесточение трудовой дисциплины и санкций за ее неисполнение. Например, самовольный уход с работы приравнивался к дезертирству. Рабочие приравнивались по статусу к солдатам;

  • прикрепление работников к предприятиям. Это означает, что рабочий не мог сам сменить работу.

Осенью 1941 г. во многих городах была введена карточная система для распределения продуктов питания.

Кроме работы на заводах на нужды фронта и обеспечения жизни в тылу, население помогало военным в строительстве оборонительных укреплений: женщины рыли окопы, строили противотанковые рвы.

Поскольку почти все мужчины были на фронте, в тылу работали женщины и подростки (с 12 лет) (рис. 2). На селе мужчин было еще меньше, поэтому можно сказать, что прокормили нашу страну в военные годы именно женщины.

Велика роль заключенных, узников сталинских лагерей. Труд заключенных использовался на самых сложных работах.

Помимо трудовой помощи, население помогало фронту и финансово. В фонд обороны в годы войны были собраны миллионы рублей – пожертвования граждан (рис. 3).

Как населению удавалось вынести настолько тяжелые условия труда?

Правительство поддерживало боевой дух народа, подкрепляло патриотизм советских граждан. Уже 3 июля 1941 в знаменитом обращении Сталина, в первой его речи к народу после начала войны, он называет советских граждан братьями и сестрами.

Великая Отечественная война против фашизма была объявлена священной.

Советское руководство поощряло героизм в тылу орденами и медалями. 16 млн человек в годы войны получили в тылу медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (рис. 4), 199 человек были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

К концу 1942 года экономика была полностью перестроена на военный лад. Был увеличен выпуск товаров, по многим показателям удалось превзойти довоенный уровень промышленной продукции.

Главной причиной экономического рывка был, безусловно, трудовой и моральный подвиг народа.

Большой вклад в развитие техники внесли советские ученые. А.Н. Туполев, С.П. Королев и другие выдающиеся инженеры-конструкторы в годы войны разрабатывали новейшую технику и вооружение для советской армии.

К концу войны советская техника уже превосходит немецкую по многим параметрам.

Важно упомянуть и поставки союзников в СССР по ленд-лизу. Союзники (англичане, американцы) поставляли нам вооружение, автомобили, средства связи, продукты питания.

Государственная политика часто была чрезвычайно жесткой, но все же тяжелейшая задача первых лет войны была решена: СССР был готов воевать и готов победить.

Социальная политика

Как уже упоминалось выше, условия труда для населения ужесточились.

Помимо этого, в тылу проводилась военная подготовка населения. Граждане тыла должны были научиться хотя бы минимальным правилам обороны и взаимодействия в условиях войны.

В годы войны продолжились репрессии. Командующий Западного фронта Д. Г. Павлов был расстрелян в 1941 году «за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти».

Практиковалось насильственное переселение народов. Например, были переселены немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары.

Культура

В военные годы изменилось отношение власти к церкви. В сентябре 1943 г. было восстановлено патриаршество. Патриархом избран митрополит Сергий. Патриарх  объявил войну священной, его поддержал лидер советских мусульман, объявивший фашистам джихад.

Не могла не отозваться на такое страшное событие, как война, и культура. Советские писатели и поэты творили и в годы войны, часто будучи на фронте. Многие из них работали военными корреспондентами. Глубоко близки народу были произведения А. Твардовского, В. Гроссмана, К. Симонова, О. Берггольц.

В годы войны постоянно издавались и печатались плакаты (рис. 5), карикатуры. Наиболее известны плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», карикатуры общества «Кукрыниксы», выпуски «Окон ТАСС».

Ничто так не помогает пережить горе, как хорошая музыка. Советские композиторы написали в годы войны бессмертные произведения, ставшие народными: песня «Священная война» А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача, «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича, песня «Темная ночь», исполненная М. Бернесом в фильме «Два бойца».

Поддерживали людей на фронте и в тылу исполнением песен выдающиеся певцы Л. Утесов, К. Шульженко, Л. Русланова.

Итоги

Колоссальная работоспособность, самоотдача советских людей ради победы сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Именно благодаря труженикам тыла бойцы на фронте получали пропитание, обмундирование, вооружение, новую технику. Подвиг работников тыла бессмертен.


  1. Самостоятельная работа

 

Основные выводы

Колоссальная работоспособность, самоотдача советских людей ради победы сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Именно благодаря труженикам тыла бойцы на фронте получали пропитание, обмундирование, вооружение, новую технику. Подвиг работников тыла бессмертен.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Сталин И.В. Выступление по радио Председателя ГКО 3 июля 1941 года (Источник).

  2. Будни войны (фильм) (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Какие основные задачи были поставлены в экономике первых военных лет?

  2. Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы?

  3. Как вы считаете, благодаря каким личным качествам советским людям удалось преодолеть тяготы войны?

  4. Найдите в Интернете и послушайте песни «Священная война», «Темная ночь». Какие эмоции они у вас вызывают?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!