ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОМЫШЛЕННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Технологический суверенитет:
композитные материалы в России
Автор:
Кондаков Никита Сергеевич, студент 1 курса, гр.1ТТД
Руководитель:
Ширяева Галина Борисовна,
преподаватель
Мичуринск, 2023
Актуальность теоретического исследования указанного вопроса связана с тем, что в современном производстве создание и использование новых композитных материалов для специального применения имеет важное значение.
Цель работы: узнать, как и где используются композиционные материалы.
Задачи:
- Определить что такое композиционные материалы, каких видов и типов они бывают. Выяснить какими физическими свойствами обладают композиционные материалы. Узнать, как и где применяются композиционные материалы. Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Благодаря композиционным материалам самолеты становятся легче и могут летать быстрее, выше и дальше с меньшими расходами».
- Определить что такое композиционные материалы, каких видов и типов они бывают.
- Выяснить какими физическими свойствами обладают композиционные материалы.
- Узнать, как и где применяются композиционные материалы.
- Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Благодаря композиционным материалам самолеты становятся легче и могут летать быстрее, выше и дальше с меньшими расходами».
Гипотеза: эффективное использование композитных материалы в различных промышленных областях обеспечит технологический сувере-нитет России.
Объект исследования: композиционные материалы.
Предмет исследования: особенности использования композиционных материалов.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретических источников.
2. Опрос.
3. Сравнение и сопоставление.
4. Анализ и обработка данных.
История открытия композиционных материалов
Годы
-10 000 -5000 0 1000 2000
Камень и дерево
Камень и дерево
Глина Бронза Золото Алюминий Титан
Синтетические материалы
Фенолы
Армированные волокна
Композиционные материалы
Интеллектуальные материалы
Рисунок 1 - Индустрия композиционных материалов
Классическим примером является саманный кирпич, где сочетание глины и соломы образует композит, который прочнее любой глины или соломы самих по себе.
Рисунок 2 - Изготовление саманного кирпича
Рисунок 3 - Лук - композитная конструкция
Рисунок 4 - Углеродная нанотрубка
Передний край современной науки - это интеллектуальные композиты.
Это материалы 3-го поколения - так называемые интеллектуальные материалов (ИМ), которым «передан» интеллект ученого и инженера. К ним можно отнести:
- Материалы, способные активно противодействовать внешним факторам (нагрузкам, излучению и др.) И адаптироваться к ним после оценки характера внешнего воздействия и собственного состояния;
- Конструкционные материалы, способные анализировать и управлять своими эксплуатационными характеристиками;
- Радиопоглощающие материалы, адекватно реагирующие на внешние электромагнитные воздействия радиолокационных станций (РЛС) и т..
Классификация композитов может осуществляться по разным признакам
Рисунок 5-Классификация композитов
Понятие полимерных композиционных материалов (ПКМ)
Самая интересная группа композитов – полимеры. Это не фанера и не солома в кирпичах, а сложные в производстве материалы, иногда включающие работу даже на наноуровне (10 в -9 степени).
Полимерные композиционные материалы (ПКМ) - это гетерогенные системы, состоящие из двух или более компонентов, различающихся по химическому составу, физико-механическими характеристиками и разделенных в материале четко выраженной границей, причем одни из компонентов являются армирующими составляющими, а другие - связующими их матрицами
Рисунок 6 – Простейшая схема ПКМ:1-наполнитель; 2-межфазный слой; 3 – матрица(связующее)
Классификация ПКМ, применяемых при изготовлении деталей
Классификация ПКМ может осуществляться по различным критериальным признакам (рис. 8).
- по назначению;
- по типу связующего;
- по типу наполнителя;
- по типу ориентации армирующих компонентов (схеме армирования);
- по эксплуатационным свойствам.
Рисунок 8- Классификация ПКМ по различным критериальным признакам
Области применения ПКМ в машиностроении и смежных отраслях
В настоящее время полимерные композиционные материалы применяются в различных областях промышленности :
- в строительстве
- при производстве железобетона (железо –наполнитель, бетон – матрица), ДСП (деревянная стружка и клей) и др.;
- в авиации – при изготовлении обшивки, обтекателей и фюзеляжей самолетов, элементов отделки салонов, рулей, стабилизаторов, шасси и др.;
- в автомобилестроении – при производстве кузовных деталей, элементов отделки кабины и др.
За основу материалов для автомобилестроения взята металлическая, полимерная или керамическая матрица, а в качестве дополнительного армирования выступают нитевидные кристаллы, стекловолокно и прочие компоненты. Подобное сочетание позволяет создавать детали для любого вида транспорта, которые отличаются:
- легкостью (тем самым снижается как общий вес машины,
так и расход топлива);
- экологичностью (вредные выбросы сводятся к минимуму);
- повышенной удельной прочностью;
- жесткостью;
- устойчивостью к горению и плавлению.
Детали из стекловолокна, подходят для производства авиатехники, автомобилей, речного транспорта, поездов и ветрогенераторов. Из материалов могут быть созданы лопасти, трубы, кузова и прочие части машин
Рисунок 11- Авиа- и вертолетостроение
Рисунок 13 - Судостроение.
Рисунок 12 - Автомобилестроение
Рисунок 15 - Ветроэнергетика.
Рисунок 14 - Вагоностроение
Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день ви¬дов неметаллических материалов является капролон - материал кон¬струкционного и антифрикционного назначения, применяемый в раз¬личных отраслях промышленности для изготовления различных дета¬лей :
- втулок, подшипников скольжения, облицовок, направляющих и вкладышей узлов трения, работающих при нагрузке до 20 МПа;
- шкивов, блоков, колес и роликов грузоподъемных механизмов с тяговым усилием до 30 т, гидравлических тележек, кран-балок, транспортеров, конвейеров;
- корпусов, кронштейнов для различных приборов и автоматов, ступиц колес тележек, вагонеток, вакуумных и карусельных фильтров, к которым предъявляются повышенные требования по ударостойкости.
Рисунок 17 - Детали автомобилей, производимые из ПКМ
Рисунок 18 – Основные области применения ПКМ при производстве и ремонте дорожно-строительных машин
САМОЛЕТ МС-21
https://youtu.be/ourPya5JaEI
Заключение
В настоящей работе кратко рассмотрены классификация и области применения композитных материалов. Среди них машиностроение, авиа- и автомобилестроение, космонавтика, медицина, строительство.
Гипотеза, что эффективное использование композитных материалы в различных промышленных областях обеспечит технологический суверенитет России подтвердилась.
Технический уровень развития промышленного производства стра-ны характеризуют видом материала, позволявшего создавать наиболее передовые орудия и средства производства
Спасибо за внимание!