СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии и методики преподавания русского языка в современной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка напрвалена на изучение инновационных технолоий при обучеии русскому языку в школе.

Просмотр содержимого документа
«Технологии и методики преподавания русского языка в современной школе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Оёкская средняя общеобразовательная школа»














Исследовательская работа

«Технологии и методики преподавания русского языка в соответствии с требованиями новой примерной образовательной программы

основного общего образования»












Разработчик:

учитель русского языка и литературы

МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

Черных Евгения Сергеевна












с. Оёк, 2022

Оглавление

Введение 3

1.1. Основные требования к освоению дисциплины «Русский язык» в курсе основной школы 5

2.1. Технологии и методики для достижения личностных результатов в освоении дисциплины 8

2.2. Технологии и методики преподавания русского языка для достижения метапредметных результатов в освоении дисциплины 12

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Приложения 17




Введение

В соответствии с разработанной примерной рабочей программой основного общего образования по «Русскому языку», массовое использование которой, начнется уже с нового 2022-2023 года, обучение русскому языку потребует от учителя не только глубоких методических знаний в области преподавания, но и творческого, инновационного подхода для подготовки к учебным занятиям. Не смотря на то, что тематика учебных занятий не значительно отличается от того, что было в ранее существующих программах, но все же, требования к результатам освоения дисциплины значительно расширились. Для того, чтобы соответствовать требованиям содержания, при этом, добиваться значительно более высоких результатов освоения, необходимо совершенствовать систему традиционного обучения, использовать цифровые образовательные ресурсы, предусматривать качественный дидактический материал при возможности применения в процессе обучения дистанционных технологий, что в последние годы пользуется высоким спросом в образовательном пространстве. В данной работе рассмотрены технологии, которые не только признаны инновационными в преподавании русского языка, но и отвечают требованиям новой образовательной программы и могут быть рекомендованы для использования учителями, при планировании и реализации образовательного процесса.

Цель проекта: рассмотрение новейших методик и технологий преподавания русского языка в современной школе, опираясь на требования к результатам освоения дисциплины, в соответствии со спецификой новой примерной образовательной программы.

Задачи проекта:

    1. определить основные изменения требований к результатам освоения дисциплины «Русский язык»;

    2. выделить технологии и методики, используемые на уроках, которые смогут отвечать требованиям новой образовательной программы.

Методы исследования: анализ и систематизация источников

Механизмы реализации: использование технологий и методов обучения на уроках русского языка.

Планируемые результаты: реализация проекта позволит проводить качественную подготовку к учебным занятиям, соответствующим требованиям новых образовательных стандартов и единой основной образовательной программы.

Перспективы развития проекта: результаты проведенного исследования систематически будут дополняться и обновляться, что будет способствовать совершенствованию учебно-методической базы, обновлению дидактического материала.


    1. Основные требования к освоению дисциплины «Русский язык» в курсе основной школы

В соответствии с изменениями примерной образовательной программы основного общего образования по «Русскому языку» результаты освоения дисциплины значительно расширились. Так в систему достижения личностных результатов включены основные направления воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания, основным достижением которого является готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и интересов других людей, в том числе, содействовать толерантному отношению к представителям других национальностей и вероисповеданию.

Патриотического воспитания и осознания российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к историческому развитию языка в России, его роли в мировом пространстве и важности его изучения.

Духовно-нравственного воспитания, ориентированного на моральные ценности и нормы в ситуации нравственного выбора, готовность оценить собственное не только собственное, но и поведение окружающих с точки зрения моральных требований общества.

Эстетического воспитания, включающее в себя восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству, понимание роли отечественных и мировых ценностей культуры, а также выработку системы самовыражения и формирования эстетического вкуса.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, направленного на осознание ценности человеческой жизни, складыванию здоровой психики подростка, стрессоустойчивости и формированию негативного отношения к вредным привычкам, способствующим воспитанию образцовой личности.

Трудового воспитания с установкой на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности, способной инициировать и планировать такого рода деятельность, а также возбуждать интерес к профессиональной деятельности и раннему профессиональному самоопределению.

Экологического воспитания, способствующему сохранению окружающей среды, повышению уровня экологической культуры и осознанию себя частью мировой экоситсемы, в том числе, через знакомство с литературой, поднимающей экологические проблемные вопросы и пути их решения.


Ценности научного познания с ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, которая заключается в освоении обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, способности осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения.

В соответствии с требованиями к метапредметным результатам освоения дисциплины, выделяют три категории результатов:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями, в рамках которые рассматриваются через достижение базовых логических действий, ориентированных на умение выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов, а также самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия, для развития которых свойственно использование вопросов как исследовательского инструмента познания в языковом образовании. Работа с информацией, предусматривающая применение различных методов, инструментов и запросов при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев, использование смыслового чтения, для извлечения, обобщения, систематизации информации, эффективное запоминание и систематизации.

При овладении универсальными учебными коммуникативными действиями во главе результатов становится общение, способствующее восприятию и формулированию суждений, выражению эмоции в соответствии с условиями и целями общения, распознавание невербальных средств общения. Совместная деятельность, направленная на понимание и использование командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, планирование организации совместной деятельности и оценка качества своего вклада в общий продукт по заданным критериям.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями, формируется процессами самоорагнизации, систематизирующей выявление проблем для решения в учебных и жизненных ситуациях, ориентация в различных подходах к принятию решений. Самоконтроля, заключающегося в умении дать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения. Эмоциональный интеллект развивает способности управления собственными эмоциями и эмоциями других, выявляет и анализирует причины эмоций и регулирует способы их выражения. Принятие себя и других, способствующее осознанному отношению к окружающим и к их мнению.

Достижение предметных результатов осуществляется при помощи качественной подготовки к учебным занятиям, отработка вопросов, вызывающие затруднения, применение новейших методик, приемов и технологий, разработки наглядных и дидактических средств, что будет способствовать увеличению мотивации и творческой активности обучающихся.

    1. Технологии и методики для достижения личностных результатов в освоении дисциплины

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе. Для достижения данных результатов необходимо акцентировать внимание обучающихся на важности изучения предмета, его истоков, становления и развития. Необходимо формировать гражданскую позицию и способствовать духовно-нравственному развитию личности с первых учебных занятий. В своей практике, я использую лингвогентические технологии. Так, при изучении раздела «Общие сведения о языке», для понимания происхождения и развития языка, необходимо прибегать к сравнительно-историческим методам. На базе сравнения с наиболее близкой группой языков, к обучающимся приходит понимание важности процесса развития и становления современного русского языка. Его место в лингвистической среде современной системы языкознания, просматривается через призму мирового развития и исторического процесса. На вводных уроках обучающимся предлагается обратиться не только к учебной, но и той информации, которая содержится в научной литературе (при этом, разрешено использовать любые средства для поиска информации, не только традиционные учебники, но и справочники и словари, которые находятся в свободном доступе в глобальной сети, главное – скорость выполнения поставленных задач). Каждый ребенок поэтапно переходит от одной группы языков к другой, тем самым, выстраивает логическую последовательную цепочку от индоевропейской группы, до современного русского языка. Изучение раздела «Лексикология», также тесно взаимосвязано с поиском исторической информации: диалектизмы, фразеологизмы и жаргонизмы рассматриваются как феномен закономерного развития языка.

Для обучающихся, которые прибыли в нашу страну на постоянное место жительство вместе с родителями, нужно как можно более тонко акцентировать внимание на изучении языка. И в этом помогает подход сравнения языков, выделения общих черт и определение приоритетов в дальнейшем изучении предмета. У каждого педагога, когда-либо работающего с билингвом, возникала необходимость в налаживании успешной коммуникации между участниками образовательного процесса. В своей практике я обращалась к комплексу лингвистических методов, именуемых «полевая лингвистика». В соответствии с концепцией данного метода, ребятам предлагается совместно перевести тексты, записанные на языке иностранного одноклассника, на русский язык и наоборот, тем самым и те, и другие знакомятся с историей и особенностями сравниваемых языков, выделяют лингвистические особенности, что способствует личностному развитию и толерантному отношению к ребятам – носителям иного языка. Кроме того, ребята предлагалось послушать легенды на родном языке одноклассника и выполнить их перевод. Таким образом, обучающиеся смогли не только познакомиться с графическим языком, но и услышать его от носителя. (ссылка на работу https://disk.yandex.ru/i/1dQeUzGT-3QPiw).

Основой эстетического воспитания, в рамках достижения личностных результатов, планируется обращение к произведениям не только классического, но и современного искусства. Благодаря виртуальным музеям, у обучающихся появится возможность познакомиться с современным искусством, провести линии сравнения с произведениями великих классиков. Так, на уроках русского языка, при изучении раздела «Язык и речь» перед тем, как написать сочинение-описание по какой-либо картине, ребятам будет предложено посетить виртуальную выставку и самостоятельно выбрать картину того автора, чья работа окажется им наиболее близкой по восприятию. Это позволит обучающимся отойти от шаблонного написания сочинения, при этом, главным условием остается четкое соблюдение композиции творческого продукта. Разбор типового сочинения для наглядности, при этом, также необходим.

В основе работы над физическим воспитанием, необходимо создавать условия для развития психо - эмоциональной устойчивости обучающихся. Всероссийские проверочные работы, защита проектов, выступление на научно-практических конференциях, государственная итоговая аттестация – несомненно являются провоцирующими факторами для тонкой психики обучающегося. Поэтому, задачей любого учителя является ранняя подготовка ребенка к ответственному испытанию. И это необходимо выполнять не только в преддверии важной работы, но и заблаговременно заботиться и воспитывать в ребенке чувство осознанности, ответственности, но, при этом, не требовать от него, что он не знает, а акцентировать внимание на том, что при правильной подготовке, можно дать правильный ответ. В конце каждого занятия, важно проводить рефлексию, заранее планировать немного большее количество времени, чтобы обучающийся смог целенаправленно определить, что у него получается, понять и дать ребенку самому дойти до того, что оказалось сложным, при этом акцентировать внимание на затруднении и при повторении темы на следующем занятии еще раз обратиться к проблемному для него вопросу.

Для достижения результатов в области трудового воспитания необходимо акцентировать внимание обучающихся на специфике различной профессиональной деятельности. Так, начиная с пятого класса, в рамках программы воспитания, ребята знакомятся с различными профессиями. К ребятам приглашаются обучающиеся из образовательных организаций среднего профессионального образования, которые делятся с ребятами информацией об особенностях приобретаемой ими профессии. В нашей сельской местности есть «Профессиональное училище», будущие профессионалы с удовольствием приоткрывают для ребят мир профессионального самоопределения. После таких встреч ребятам необходимо дать развернутый ответ на пять вопросов. 1. «Я узнал что профессия…»; 2. «Я думаю, что эта профессия нужна, потому что…»; 3. «Я бы хотел/не хотел освоить данную профессию, так как»; 4. «Ключевыми качествами личности в освоении данной профессии являются…» 5. «Я желаю нашим гостям…»). Таким образом, у ребенка появляется возможность ответить на вопрос, какая профессия ему близка, какими качествами нужно обладать, чтобы освоить данную профессию, а самое главное – обучающиеся тренируют устную речь, учатся навыкам рассуждения и доказательства.

В 2022 году внесены изменения в задания для проведения единого государственного экзамена по учебному предмету. Самое значимое нововведение в первом задании. Если раньше выпускникам предлагалось выделить главную информацию из небольшого текста, то теперь но стал гораздо объёмнее и сложнее. Появляются тексты научной направленности. Потому, важным условием для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации, является умение работать с данным типом текста. Потому, считаю необходимым в работе с научным текстом обращаться к такому материалу, который несет не только функцию ознакомления с характерными особенностями повествования, но и способствовал экологическому воспитанию, а также адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, начиная с курса средней школы. Для этого, информация, раскрываемая в тексте должна отражать экологические проблемные вопросы, способствовать формированию устойчивого восприятия глобальных проблем человеческой экосистемы и опираться на базовые знания окружающей действительности.

При ориентации на ценности научного познания в достижении личностных результатов обучающимися, я прибегаю к методу лингвистической аллюзии, которая выстраивается на основе намека на происходящие факты в смежных науках (литературе, истории и других). Мною используются как исторические, так и литературные и смешанные аллюзии. При этом факты, выбранные для описания, обязательно содержат информационную направленность, для этого я беру такие тексты из учебной литературы, которые ранее изучались обучающимися. Например, при изучение темы «Сложное предложение», ребятам предлагается расставить в тексте знаки препинания, выполнить синтаксический разбор, а также, ответить на вопрос: к какому историческому событию относится данная информация? «Каждому известно что много лет назад на земле вообще не существовало письменности. Однажды князь из Моравии решил отправить своих людей императору Византии для того чтобы он решил эту проблему. И практически сразу же послы начали искать ученых, которые прекрасно знали кириллицу и глаголицу, а также смогли обучить всех людей ей». Таким образом ребята не только отрабатывают пройденную тему, но и расширяют свой кругозор.

Для достижения рассматриваемых результатов мною используется методика лексикографического описания. При изучении раздела «Лексикология», ребята, при знакомстве со словарями составляют свои собственные заметки, опираясь на информацию из разных источников. Обучающимся предлагается записать статью для своего словаря. Им необходимо выбрать слова, найти его в как можно большем количестве словарей и записать всю информацию. Тот, кто найдет наибольшее количество слов с максимальной трактовкой – получает оценку. Благодаря данной методике, обучающиеся учатся находить необходимую информацию, систематизировать ее и презентовать одноклассникам. Таким образом, данный тип работы формирует навыки научной обработки текста, формированию интереса к различным источникам информации, выделению главного и строгому соблюдению алгоритма трудовой деятельности.

2.2. Технологии и методики преподавания русского языка для достижения метапредметных результатов в освоении дисциплины

«Все познается в сравнении…»

Ф.Ницше.

Качественное освоения языка неразрывно связано с интеграцией в другие образовательные отрасли. Без исторических знаний – мы слепы в развитии и установлении логических связей между родным языком и мировым лингвистическим пространством. Изучение иностранных языков способствует установлению неразрывных связей развития мирового сообщества. Сравнение можно проводить бесконечно, поэтому определение метапредметных результатов освоения дисциплины разделено на конкретные учебные действия. Какие же методики используются в практике преподавания русского языка для овладения универсальными учебными познавательными действиями? В первую очередь – это базовые логические действия. Обучающиеся выстраивают логические цепочки взаимосвязи структурных единиц языка, определяют их роли и функции во взаимодействии. В своей работе, я ориентируюсь на творческие подходы в обучении. Они позволяют сделать традиционный урок разнообразным, а процесс запоминания легким и увлекательным. Одним из таких подходов я определяю прием «Кластера», или «Ромашки Блума» - «ромашка вопросов и ответов» (см. Приложение 1). Он достаточно популярен в мире современного образования. Этот приём основан на работе с текстом. Школьникам предлагается, ориентируясь на правила подготовить вопросы (расписанные на каждом лепестке) и задать их одноклассникам. Например, при изучении определенной части речи, на шести ярких лепестках, чаще всего, появляется череда вопросов: «На какие вопросы отвечает?», «Что означает?», «Как изменяется?», «Синтаксическая роль?», «С какой частью речи чаще всего используется?», «В каких типах текста используется?». Данные вопросы помогают запомнить пройденный материал, и в последующем четко формулировать ответы на поставленные вопросы при определении особенностей пройденного материала.

Важной составляющей образовательного процесса стали исследовательские проекты, данный аспект прописывается как важнейшая составляющая достижения базовых исследовательских действий. В педагогике известен так называемый «исследовательский метод обучения», который предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение школьников, развитие у них исследовательского типа мышления.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: обучающийся не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности обучающегося в учебной деятельности увеличивается, что в сою очередь, повышает качество обучения и делает знания более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие - выполненные обучающимся. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.

Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала, определению профиля обучения на старшей ступени и, как следствие, – правильному выбору профессию.

При работе с информацией, ее отборе и систематизации подходит прием «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы (см. Приложение 2). Данная графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации: головы, в которой обозначается вопрос или проблема, косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы, косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин, хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Схема «рыбьего скелета» позволяет подбирать подходящее решение для любой проблемной ситуации, генерируя новые идеи, направленные на ускорение и облегчение процесса мышления. Особенно полезно пользоваться приёмом во время «мозгового штурма», чтобы дети учились быстро и чётко формулировать мысли.

При овладении универсальными учебными коммуникативными действиями необходимо добиваться результата работы через совместную деятельность обучающихся. Положительный эффект достигается при применении игровых технологий. Одним из востребованных приемов в обучении, применяемых на уроках, проводимых в форме игры, является прием «Броуновского движения», предполагаемого свободное перемещение учащихся по учебной аудитории с целью сбора заданной информации. Одновременно развивается умение формулировать различные типы вопросов. Общая особенность данной группы приемов заключается в том, что всесторонне обсуждая предложенный тезис по различным учебным дисциплинам, учащиеся совершенствуют коммуникативные и креативные умения интерактивного взаимодействия, поддерживая общение на основе взаимоуважения.

Для овладения универсальными учебными регулятивными действиями, формируемыми в процессе обучения, обучающимся необходимо развивать систему самоконтроля. В первую очередь, на мой взгляд, это обязательное и беспрекословное выполнение всех заданий, предоставляемых учителем в рамках домашней работы. Только ответственный подход и своевременное выполнение предложенных заданий способны развивать у школьника чувство ответственности за собственные действия, либо бездействия перед окружающими. На этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, в групповой работе, в качестве творческого домашнего задания можно использовать прием «Денотатный граф», который представляет собой схему, достаточно сложную по строению и вбирающую в себя большую информацию. При закреплении изученного материала можно предложить учащимся готовый денотатный граф с пропущенными словами (см. Приложение 3).

Развитие эмоционального интеллекта строится на взаимном доверии и понимании ученика и учителя. В связи с массовым развитием информационных технологий, мы получаем гипер зависимость обучающихся от средств мобильной связи. Главное в таком подходе – не навредить и не превратиться в надзирателя, а подойти к вопросу с другой стороны - сделать отвлекающий фактор помощником в изучении новой информации. Я предлагаю детям пользоваться телефоном, но в учебных целях. Так появились приемы: «Мобил инсайд», «Телефония», «Электронная книга». У детей появилась возможность использовать любимые гаджеты на уроках, что способствует доверительному отношению к учителю и расположению к совместной учебной деятельности.

Принятия себя и других. В достижении данных результатов мне помогают технологии «Карусель» и «Ранжирование»

Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, заимствована из методики психологических тренингов. Обучающимся подобный вид работы обычно очень импонирует. Данная технология организуется следующим образом. Учитель предлагает ученикам встать в центре класса так, чтобы образовались два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд по часовой стрелке. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут определённое количество предложений, выражающих их мнение, и попытаться убедить в своей правоте собеседника. Подобная технология позволяет достаточно эффективно отрабатывать диалоги этикетного характера. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Основными преимуществами данного приёма являются единый принцип работы и ограниченное количество вариаций заданий.

«Ранжирование» (от франц.ranger - выстраивать) - приём, при котором обучающийся выстраивает все объекты в списке в ряд в порядке возрастания или убывания, значимости или важности и т.п. заданного критерия.

Прием помогает учащимся анализировать и оценивать элементы объекта, аргументировать выбранные варианты, рассматривать и сравнивать аргументы «за» и «против», рассматривать вопросы с различных точек зрения.




Заключение

Благодаря массовому развитию инновационных методик и технологий обучения, образовательный процесс способен превратиться в увлекательный научный эксперимент. Через исследовательскую и проектную деятельность у обучающихся формируется собственное видение происходящих событий и явлений. Техники творческого подхода, такие как блок-схемы, синквейны и прочие – направлены на формирование креативного подхода при решении проблемных задач, способствует адаптации современного школьника к стремительно изменяющимся условиям реальности. Полученные знания, образуют надежный фундамент для будущего поколения. Новые образовательные стандарты, программы и, разработанные на их основе, методические рекомендации позволяют учителю оставаться востребованным и интересным для своих воспитанников. Мы, учителя, должны легко принимать новые вызовы, развиваться и познавать новые грани учебной области, которую открываем детям.

Русский язык – является связующим звеном человека с окружающей действительностью, поэтому необходимо, сохраняя традиционные начала, открывать новые грани всем, кого ты ведешь за собой в увлекательный мир филологии.



Список использованной литературы

2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.

3. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.

4. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.

5. Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. 2019..-с.10

5. Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2019- с. 34.

6. Вымятин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2020 №6 С. 34-60

7. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2019 № 5. с.2-3.

8. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2018. № 5с. 126-127.

9. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2020

Приложения

Приложение 1 «Ромашка Блума»



Приложение 2 «Фишбоун»













Приложение 3 «Денотатный граф»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!