ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
Цель и задачи работы по коррекции звукопроизношения
Цель – Сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков в различной ситуации речевого общения.
Задачи:
-
Подготовить речедвигательный и речеслуховой анализатор к правильному восприятию и произнесению звуков.
-
Развивать речевое дыхание.
-
Формировать фонематические процессы.
-
Формировать первичные произносительные умения и навыки.
-
Формировать у дошкольников с ОНР навыки безошибочного употребления звуков во всех
ситуациях речевого общения.
Этапы коррекции звукопроизношения
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
Содержание:
-
Формирование точных движений органов артикуляции:
а) с помощью логопедического массажа;
б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.
-
Формирование направленной воздушной струи.
-
Развитие мелкой моторики:
а) с помощью пальчиковой гимнастики;
б) с помощью массажа рук;
в) с помощью самомассажа пальцев рук;
г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).
-
Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
2.1. Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука. Содержание:
-
Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.
-
Создание артикуляционной базы данного звука.
-
Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.
-
Отработка произнесения изолированного звука.
2.2. Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
2.3Дифференциация звука.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.
Особенности подготовительного этапа.
Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя:
1.Логопедический массаж.
2.Использование непроизвольных движений.
3.Использование рефлекс запрещающих позиций для предупреждения или ослабления патологически усиленных позотонических рефлексов у детей с церебральным параличом.
4.Пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику. 5.Развитие речевого дыхания, голоса, формирование фонематических представлений.
В работе с детьми используют следующие виды массажа:
-
классический;
-
по биологически активным точкам (БАТ);
-
с элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, восстанавливает речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В. А. Ковшиков, И. В. Блыскина, Е. А. Дьякова).
При дизартрии, наряду с сегментарным ручным массажем, может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов – перекрестный точечный массаж К. А. Семеновой). Вместе с ручным и пальцевым массажем можно использовать зондовый массаж Е. В. Новиковой. У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г. В. Чиркина, М. В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).
Последовательность работы над звуками
Г. В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:
-
степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;
-
артикуляционной и акустической близостью звуков;
-
возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.
Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции). По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них – [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка.
Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а звуки [ф], [в], [х] – самые лёгкие среди фрикативных. Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по
артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во
времени. Возможность подбора достаточного
количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук [ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] – более легкий.
Особенности постановки звуков:
-
Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова).
-
Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г. В. Чиркина).
-
Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О. В. Правдина).
-
Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О. В. Правдина).
-
Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания).
-
Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
-
Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях. 8) Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова).
Е. М. Мастюкова и М. В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.
3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В. А.
Ковшикову).
-
Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
-
Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);
-
фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);
-
фонематические представления. 3) Прием связи звука и буквы.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими. Случаи сложных или комбинированных функциональных и механических дислалий требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.
Игры на логопедических занятиях
ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ
Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
На этапе автоматизации главная цель- добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях, в свободной речи.
Доступнее всего это проходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей дошкольников.
Ниже приведены примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциации звуков.
Автоматизация изолированного звука
Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой.
Т.к. для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используется пособие «Дорожка». На данной дорожке имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.
Автоматизация звуков в открытых и закрытых слогах
Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая рука, затем левая. А потом одновременно обе.
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики, выполнение упражнений на развитие речевого дыхания.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
При работе над правильным звукопроизношением воспитателю необходимо четко знать артикуляционный уклад каждого звука, т. е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки.
Перед началом работы над каждым звуком педагог анализирует положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.
После того как артикуляционный уклад звука усвоен (разобран), следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука. Упражнения к основным звукам. Эти упражнения помогут ребенку выработать правильный артикуляционный уклад.
Каждое упражнение имеет свое название. Обучая ребенка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображенным на картинке. Например: широкий кончик языка — лопаточка, узкий кончик языка — иголочка и т. п.
В последующей работе при показе картинки ребенок будет выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны воспитателя.
В детском учреждении должна проводиться артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.
Целями артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребенка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее — усвоению слов сложной слоговой конструкции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз), после занятий (второй раз) и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога.
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом.
Продолжительность гимнастики — до 5 мин.
Комплекс артикуляционной гимнастики предварительно разрабатывается воспитателем на основе таблицы «Артикуляционные упражнения».
В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических.
Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.
Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».
Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Вкусное варенье»;
«Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется педагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ артикуляционных поз также происходят через зеркала. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнение, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания. Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю. 1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).
Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю. 2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, например карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на гладкую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).
-
С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).
-
Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» — ч-ч-ч-ч).
-
Детей учат на одном выдохе произносить 3—4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).
-
Детей учат слитно произносить фразу из 2—3, 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.
-
У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.
Динамика коррекции звукопроизношения с использованием данной̆ технологии
При проведении данных пробы оценивание происходило по 3 критериям:
Высокий уровень – произношение чёткое и правильное. (3 балла)
Средний уровень – нарушено произношение 1-2 групп . (2 балла)
Низкий уровень –нарушено произношение 3-4 групп звуков. (1 балл)
2017\18 уч год
№ | Фамилия, имя ребенка | звукопроизношение |
начало обучения | конец обучения |
1 | Бабикова Алиса | 1 | 2 |
2 | Бондарев Арсений | 1 | 2 |
3 | Грибачёв Дмитрий | 1 | 3 |
4 | Чистякова Варвара | 1 | 3 |
5 | Гетта Егор | 1 | 3 |
6 | Работинский Артём | 1 | 3 |
7 | Буркова Юлия | 1 | 3 |
8 | Ганчерюк Марселина | 1 | 2 |
9 | Казаков Тимофей | 1 | 2 |
10 | Ковалёва Кристина | 1 | 2 |
11 | Попова Виктория | 1 | 2 |
12 | Моисеева Ольга | 1 | 2 |
13 | Степанов Роман | 2 | 3 |
14 | Васильева Александра | 2 | 3 |
15 | Шершнева Мария | 2 | 3 |
16 | Наумова Татьяна | 2 | 3 |
17 | Мокроусова Таисия | 2 | 3 |
18 | Чубарь Кристина | 2 | 3 |
19 | Леонова Таисия | 2 | 3 |
20 | Казиева Алана | 3 | 3 |
21 | Воробьёва Дарья | 2 | 3 |
22 | Романцова Кристина | 2 | 3 |
| высокий уровень | 1(4,5%) | 17(76,5%) |
| средний уровень | 9(40,5%) | 10(45%) |
| ниже среднего уровня | 12(55%) | 0 |
2018\19 уч год
№ | Фамилия, имя ребенка | звукопроизношение |
начало обучения | конец обучения |
1 | Агабалян Дэнни | 1 | 2 |
2 | Алексеенко Сергей | 1 | 3 |
3 | Бабикова Алиса | 2 | 3 |
4 | Бондарев Арсений | 2 | 3 |
5 | Буркова Юлия | 2 | 3 |
6 | Богданова Екатерина | 1 | 2 |
7 | Ганчерюк Марселина | 2 | 3 |
8 | Гетта Егор | 2 | 3 |
9 | Закирова Анна | 1 | 2 |
10 | Ковалёва Кристина | 2 | 3 |
11 | Казаков Тимофей | 2 | 3 |
12 | Кравченко Влад | 1 | 3 |
13 | Нураков Ибрагим | 2 | 3 |
14 | Панчев Семен | 1 | 2 |
15 | Попова Виктория | 2 | 3 |
16 | Работинский Артем | 2 | 3 |
17 | Никонов Максим | 2 | 3 |
18 | Чистякова Варвара | 2 | 3 |
19 | Исаев Иван | 2 | 3 |
| высокий уровень | 0 | 16(84%) |
| средний уровень | 13(68%) | 3 (16%) |
| ниже среднего | 6(32%) | 0 |
Результаты обследования заносились в индивидуальную речевую карту ребёнка, и в сводную таблицу мониторинга уровня развития речи детей на начало и конец года.
Динамика коррекции звукопроизношения с использованием данной технологии представлена в диаграмме:
Список использованной литературы.
-
Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И. И. Ермакова. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.». - 1996.-143 с.
-
Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.
3.Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»
Логопедические технологии формирования и обследования произносительной стороны речи
-
Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.
-
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.
-
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П.2000.
-
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — СП. 1998
-
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.1991.
-
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.
-
Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.1996.
-
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР.-М, 1984.
-
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
-
Рождественская В., Радина Е. Воспитание правильной речи.-М. 1968 г.
-
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.
-
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
-
Резниченко Т.Б. Ларина О.Д. Говорим правильно (альбомы) – М, 2003 г.
-
Скворцова И.В. Трудные звуки. – М., 2002 г.
Страница 18 из 18