СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии критического мышления.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем привет! В школе проходили обучение по развитию критического мышления, технологий было много, но я описал, те, которые мне понравились.

Просмотр содержимого документа
«Технологии критического мышления.»

Введение

В современном обществе количество информации с каждым днем все больше и мир меняется все быстрее. Для того чтобы не отставать от мира, необходимо новую информацию отфильтровывать, усваивать и применять в нужной для нас области. Поскольку изменения сейчас происходят все быстрее, то и учителям необходимо двигаться вперед для работы с современными детьми, которые по сравнению с нами уже думают иначе и смотрят на жизнь под другим углом. Чтобы самому успевать за современными детьми пришлось поискать приемы и методы работы, которые позволяют внести разнообразие в урок, позволяют направить потребность общения детей в нужное для меня русло, а порой и использование современных гаджетов. Для всего этого есть технологии критического мышления. Не все технологии идеально подойдут каждому, возможно вы уже с некоторыми знакомы, я напишу о нескольких, которые сам применяю чаще других.

Цель: обобщить опыт использования технологии критического мышления на уроках математики.

Задачи работы: Дать общую теоретическую характеристику ТРКМ, представить методические разработки уроков, разработать методические рекомендации для учителя.

Объект: учебно-воспитательный процесс преподавания математики в среднем звене.

Предмет: методы и приемы при изучении предмета математика.

Для урока лучше использовать работу в парах или группах. Согласно базовой модели технологии урок состоит из трех стадий.

1 стадия-вызов, 2 стадия- смысловая, 3 стадия – рефлексия, для каждой из них существуют задачи и приемы для их решения, которые в свою очередь направлены на развитие исследовательских, творческих способностей, а также на получение знаний.

На первой стадии – вызов, в ход вступают ранее полученные знания, и ученик подводится к изучению нового материала. На второй стадии – осмысления, проходит основная работа ребенка. Ученик может работать с таблицей, диаграммой, текстом и т.п. Причем работа ребенка направленная и осмысленная. Третья стадия –рефлексия, у ребенка происходит переоценка своих знаний и опыта, появляется личное отношение к теме.

Приемы и методы ТКРМ на уроках математики, которые мне понравились, какие-то из них освоил, а какие-то на стадии изучения, для внедрения.

Верю-не верю, подходит для работы на первой стадии, происходит обработка текстовой информации, с помощью поиска ответов на вопрос.

Техника ЗХУ (Знаю-Хочу узнать-Узнал), тоже подходит для работы на первой стадии. Для работы строится таблица:

Знаю

Хочу узнать

Узнал










В первую колонку записываем, что по данной теме нам известно, во второй колонке записывается проблемная ситуация, с которой столкнулись, последняя колонка заполняется в конце урока, в качестве подведения итогов урока.

Техника ОТВ больше подходит для работы с текстами, но и математики могут ее взять на вооружение

Создается таблица:

0-основные мысли

Т –термины и их определения (явные или скрытые)

В –вопрос(ы) и записать ответы на них









Данная техника напоминает ЗХУ принцип работы такой же, но заполняется по мере работы с текстом, первые две колонки в комментариях не нуждаются, для последней колонки необходимо заранее заготовить вопросы, я иногда вопросы беру из тем для повторения или раздела контрольные вопросы, относящиеся к данной теме. Кстати, данные техники можно применять и на второй стадии и третьей.

На второй стадии урока, если предстоит работа с текстом, мне понравилась работа с маркировкой текста, где ученик отмечает уже ранее известные факты значком – «v», знаком «+» отмечает новое для себя, знаком «–» отмечает думал иначе, знаком «?» отмечает непонятные для себя вещи. Если же предстоит работа с большими текстами можно поработать, то можно воспользоваться техникой «плюс, минус, интересно. При работе с текстом заполняется таблица

П(+) Стороны явления

М(-) Стороны явления

И Информация, которая вызвала интерес.









Поскольку некоторое время от урока уже прошло, и дети могут отвлекаться, мне нравится в этот момент раздавать им напечатанные на листочках циферблаты и отправлять назначать встречи с одноклассниками, на часах отмечаем время, например, 2 часа, 5 часов и 7 часов, потом ученики встают и идут назначать встречи на это время, они должны поздороваться, представиться и узнать свободен ли ученик на определенное время, если да, то они записывают друг друга на циферблате и прощаются, итак несколько раз. После этого сесть на свое место и дать показать, что задание выполнено, мы обычно делаем это хлопком. На следующий урок или в конце этого урока, раздаем листочки, пишем на них вопросы по теме урока, а сзади ответы на них и идем на назначенные встречи. Встреча проходит с фразы здравствуйте! У нас была назначена встреча на 2 часа, или другое время, у меня к вам несколько вопросов, зачитываются вопросы с листа и выслушивается ответ, потом демонстрируется ответ, который должен быть с фразой, да вы правы, или вы неправы, потом оппонент делает тоже самое и они меняются своими листами, прощаются и идут на следующую встречу, пока не закончат и не сядут на места. Данная технология клок баддис, должна четка контролироваться по времени и содержанию вопросов на листах учеников. Обычно ребенок сам должен придумать вопросы по теме, но иногда я им подсказываю что писать, в зависимости от места положения.
Поскольку после этого дети оживляется необходимо успокоить класс, работает техника хай файв 1. Поднимите руку. 2 сфокусируйтесь на учителе, остановить работу. 3. Просигнальте другим. Мы же приучаем детей кодовым словам, когда учитель говорит-класс, класс! Ученики отвечают- да, да! Еще мне нравится тихим голосом говорить, кто меня слышит поднимите правую руку, кто мне видит поднимите левую руку, кто готов работать 2 раза хлопните. Ручки отпустили, работу продолжили. Если же организовывать работу в группах на помощь могут прийти раунд тэйбл: 1 человек записывает вопрос, лист с вопросами передается по часовой стрелке, каждый за столом добавляет на нем свой ответ или таймд раунд робин: выскажите ваше мнение по кругу, на ответ дается определенное количество времени. Важно помнить перед работой в группе надо установить и проговорить с детьми правила общения, каждый говорит по очереди, не прерывая никого, уважать чужое мнение…

Для развития навыков решения проблемных ситуаций может помочь техника IDEAL

I – выделить проблему, D - опишите её, E – определите варианты подходов к решению, A- действуйте, решайте, L сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы.

Шесть шляп- используется для анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта, иногда используются разноцветные шляпы.

Ученики делятся на шесть групп: первая группа – белая шляпа, описывает факты полученные в результате изучения темы, но без эмоций и субъективных оценок, вторая группа – желтая шляпа- позитивное мышление, необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются таковыми, третья группа- черная шляпа- проблема, противоречия, надо определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить почему так произошло, четвертая группа- красная шляпа- эмоциональная, нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция. Предпоследняя зеленая шляпа- творческое мышление, нужно задаться вопросами: Как можно было бы применить тот или иной метод, факт, алгоритм и т.п. в новой ситуации? Что можно сделать иначе, почему и как? Как можно усовершенствовать тот или иной аспект? Последняя- синяя шляпа- обобщающая, обобщает высказывание других шляп, делает общие выводы находит обобщение и параллели. Для этого эта группа делит свою работу на две части, первая часть ходит и собирать материал по другим группам, вторая возвратиться обратно и обобщить собранный материал.

Иногда итог урока подводим к созданию рецепта, где, например, записывается алгоритм в виде рецепта приготовления блюда, например, для построения биссектрисы угла нам понадобится взять и так далее, также используем технику резюме на 800 рублей, суть состоит в том, что каждому слову назначается цена, ученик должен написать или сказать вывод, уложившись в заданную сумму, цене одного слова и итоговую стоимость учитель может выбирать сам. И не забываем об оценивании работы, оно должно быть только критериальным (у ученика должна быть матрица оценивания).

Можно еще провести рефлексию по методу Парла, П – проблема (что вам приходилось решать и в чем сложность?) А- действие (что вам приходилось делать для решения этой задачи?) Р – результат (как изменилась ситуация в результате ваших действий?), Л- получения знания (чему вы научились в этой ситуации?), А- применение полученных знаний (как вы потом используете полученную информацию?)

Техник и методик еще довольно много, я описал какие из них приглянулись мне.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!