СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления как средство повышения качества образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Технология критического мышления как средство повышения качества образования». (28. 06. 2018).

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Что представляет собой технология критического мышления в образовании? Какие существуют методы и приёмы данной технологии? Как учитель может эффективно реализовать их на своём предмете? Автор вебинара ответила на эти и другие вопросы и на примере таких приёмов, как синквейн, кластер, ромашка Блума, рафт, продемонстрировала эффективность данной технологии при обучении школьников.

Автор: Малёва Галина Григорьевна, учитель русского языка высшей квалификационной категории, финалист конкурса «Учитель года г. Москвы», педагогический проектировщик ЭИОС, педагогический дизайнер.

 

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления как средство повышения качества образования»

     Технология критического мышления как средство повышения качества образования

Технология критического мышления как средство повышения качества образования

ФГОС и стратегия смыслового чтения В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

ФГОС и стратегия смыслового чтения

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом

Выпускник основной школы должен научиться :

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  • структурировать текст , используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации : формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст;
  • откликаться на содержание и форму текста;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации , обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Причины низкого уровня УУД, связанных  с работой с текстом: образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные); учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных и нравственных проблем, литературных героев; не учитывается проявление детской любознательности, стремление выработать собственную точку зрения по определенному вопросу, желание сформировать способность отстоять ее логическими доводами, использовать исследовательские методы для доказательства согласия/несогласия с решением выявленной проблемы.

Причины низкого уровня УУД, связанных с работой с текстом:

  • образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления, на уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные);
  • учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных и нравственных проблем, литературных героев;
  • не учитывается проявление детской любознательности, стремление выработать собственную точку зрения по определенному вопросу, желание сформировать способность отстоять ее логическими доводами, использовать исследовательские методы для доказательства согласия/несогласия с решением выявленной проблемы.
Критическое мышление (КМ) – один из видов интеллектуальной деятельности, характеризующийся высоким уровнем восприятия  и объективности подхода к информации КМ самостоятельное: каждый независимо от остальных формулирует свои идеи, оценки и убеждения. Информация является отправным, а не конечным пунктом КМ. КМ начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.  КМ направлено на убедительную аргументацию. КМ – мышление социальное. Любое умозаключение проверяется  и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Критическое мышление (КМ) – один из видов интеллектуальной деятельности, характеризующийся высоким уровнем восприятия и объективности подхода к информации

  • КМ самостоятельное: каждый независимо от остальных формулирует свои идеи, оценки и убеждения.
  • Информация является отправным, а не конечным пунктом КМ.
  • КМ начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
  • КМ направлено на убедительную аргументацию.
  • КМ – мышление социальное. Любое умозаключение проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

В чем нам помогут приемы работы с текстом: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; быть честным в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

В чем нам помогут приемы работы с текстом:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  • выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Приемы работы с текстом: Кластер. Синквейн. РАФТ. Работа с новым словом (термином). Пирамидная история. «Рыбья кость». Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума.

Приемы работы с текстом:

  • Кластер.
  • Синквейн.
  • РАФТ.
  • Работа с новым словом (термином).
  • Пирамидная история.
  • «Рыбья кость».
  • Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума.

Кластер Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой,  у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Кластер

Кластер (гроздь, созвездие, пучок).

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.

Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Примеры графической организации элементов  в кластере Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», располагаются в определенном порядке .

Примеры графической организации элементов в кластере

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся»,

располагаются в определенном порядке .

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на ёлочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем. Фишбон – «рыбья кость»

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» или, если эту «кость» расположить вертикально, – на ёлочку.

Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.

Фишбон – «рыбья кость»

Косточки или ёлочка? В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

Косточки или ёлочка?

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

Пирамидная история 1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)  2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)  3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.)  4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)  5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)  6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)  7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)  8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.   Номер строки обозначает количество слов, вписываемых  в «пирамиду».

Пирамидная история

1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Номер строки обозначает количество слов, вписываемых в «пирамиду».

Пример «пирамидной» истории Лицей   Императорский, Царскосельский   Санкт-Петербург, Царское село, дом   Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант   Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить   Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения   Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной   Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество

Пример «пирамидной» истории

  • Лицей

  • Императорский, Царскосельский

  • Санкт-Петербург, Царское село, дом

  • Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант

  • Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить

  • Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения

  • Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной

  • Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество
Р А Ф Т Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования     Р оль А удитория Ф орма Т ема

Р А Ф Т

Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования

Р оль

А удитория

Ф орма

Т ема

Руководство пользователя РАФТ Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.  Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленное диктует формат будущего текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.

Руководство пользователя РАФТ

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием.

Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.).

Вышеперечисленное диктует формат будущего текста (письмо, сочинение и т.д.).

И, наконец, выбирается тема.

На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.

Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.

Технологическая карта работы  со словом/термином Другая  словоформа   Значение Синоним Особое словоупотребление, ассоциация Новое слово Антоним Предложение из книги (страница) Собственное предложение

Технологическая карта работы со словом/термином

Другая словоформа

Значение

Синоним

Особое словоупотребление, ассоциация

Новое слово

Антоним

Предложение из книги (страница)

Собственное предложение

Новое слово Синоним Другая  словоформа   Композиционный Структурированность Композицией Значение Особое словоупотребление, ассоциация или пример Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Антоним Неорганизованность Составление, соединение Предложение из книги (страница) К композиции произведения относится структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения Собственное предложение Композиция придает произведению единство и цельность. .

Новое слово

Синоним

Другая словоформа

Композиционный

Структурированность

Композицией

Значение

Особое словоупотребление, ассоциация или пример

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Антоним

Неорганизованность

Составление, соединение

Предложение из книги (страница)

К композиции произведения относится структура повествования: смена рассказчиков, изменение повествовательных точек зрения

Собственное предложение

Композиция придает произведению единство и цельность. .

5 Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.  Синквейн – творческая форма рефлексии Россия, Многоликая, огромная, Живи, расти, процветай! Я люблю тебя всегда, Родина!

5

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейн – творческая форма рефлексии

Россия,

Многоликая, огромная,

Живи, расти, процветай!

Я люблю тебя всегда,

Родина!

Опыт использования таксономии вопросов показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с I класса) понимают значение всех типов вопросов (могут привести свои примеры). Если мы используем «ромашку» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по заявленной теме, записывая их на соответствующих «лепестках». Для старшего возраста можно оставить саму классификацию. Тогда задание может выглядеть следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о страусах, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам. Возможно, текст поможет на них ответить». Ромашка Блума – ромашка вопросов Таксономия (расположение, порядок) вопросов, создана американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познания: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Опыт использования таксономии вопросов показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с I класса) понимают значение всех типов вопросов (могут привести свои примеры).

Если мы используем «ромашку» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по заявленной теме, записывая их на соответствующих «лепестках». Для старшего возраста можно оставить саму классификацию. Тогда задание может выглядеть следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о страусах, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам. Возможно, текст поможет на них ответить».

Ромашка Блума – ромашка вопросов

Таксономия (расположение, порядок) вопросов, создана американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познания: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Родом из детства

Родом из детства

Объясняющие Уточняющие Практические Оценочные Творческие Простые Тема, вопросы

Объясняющие

Уточняющие

Практические

Оценочные

Творческие

Простые

Тема, вопросы

Шесть лепестков – шесть типов вопросов

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать факты, вспомнить, воспроизвести информацию. Их формулируют на традиционных формах контроля.

Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что...? », « Если я правильно понял , то...?», « Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...? ». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?»

Объясняющие вопросы . Обычно начинаются со слова « Почему? ». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, инициация прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не два глаза, а три?», «Как вы думаете, какие события произойдут после последней главы книги?» Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов. «Почему это хорошо, а это плохо?», «Чем одна перемена отличается от другой?» и т.д. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Шесть лепестков – шесть типов вопросов

Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, инициация прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не два глаза, а три?», «Как вы думаете, какие события произойдут после последней главы книги?»

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, фактов. «Почему это хорошо, а это плохо?», «Чем одна перемена отличается от другой?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Умение задавать вопросы не менее важное, чем умение отвечать на них!

Умение задавать вопросы не менее важное, чем умение отвечать на них!


Скачать

© 2018 1109 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!