СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии личностно-ориентированного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология личностно-ориентированного образования

Просмотр содержимого документа
«Технологии личностно-ориентированного образования»

Технологии личностно-ориентированного образования

Технологии личностно-ориентированного образования

ПЛАН: 1. Основные концептуальные идеи. 2. Технологии поддержки учащихся. 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций.

ПЛАН:

  • 1. Основные концептуальные идеи.
  • 2. Технологии поддержки учащихся.
  • 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций.
1. Основные концептуальные идеи  Личностно-ориентированная технология  представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

1. Основные концептуальные идеи

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

1. Основные концептуальные идеи В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

1. Основные концептуальные идеи

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина—Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. М.М. Бахтин   В.С. Библер

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина—Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

М.М. Бахтин В.С. Библер

1. Основные концептуальные идеи В основе личностно – ориентированной технологии лежит понимание и взаимопонимание Фундаментальная идея: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению.

1. Основные концептуальные идеи

В основе личностно – ориентированной технологии лежит понимание и взаимопонимание

  • Фундаментальная идея: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению.
1. Основные концептуальные идеи  Основная установка педагога — не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества (К.Н. Вентцель).  Для того, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

1. Основные концептуальные идеи

  • Основная установка педагогане на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества (К.Н. Вентцель).
  • Для того, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
1. Основные концептуальные идеи любить ребенка очеловечить среду, в которой он живет прожить в ребенке свое детство

1. Основные концептуальные идеи

любить ребенка

очеловечить среду, в которой он живет

прожить в ребенке свое детство

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили   Дари себя детям! Ш. Амонашвили  Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Дари себя детям!

Ш. Амонашвили

Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений; идеал воспитания — самовоспитание.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем:

  • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • облагораживание души и сердца ребенка;
  • развитие и становление познавательных сил ребенка;
  • обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;
  • идеал воспитания — самовоспитание.
2. Технология поддержки учащихся Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. К. Роджерс

2. Технология поддержки учащихся

Наиболее

полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте.

К. Роджерс

2. Технология поддержки учащихся Положения Л-О школы Учитель должен: 1 . демонстрировать детям свое полное доверие к ним; 2помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; 3. исходить из того-, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; 4. быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; 5. важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;

2. Технология поддержки учащихся

Положения Л-О школы

Учитель должен:

1 . демонстрировать детям свое полное доверие к ним;

2помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;

3. исходить из того-, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;

4. быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

5. важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;

2. Технология поддержки учащихся 6. развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его; 7. быть активным участником группового взаимодействия; 8. открыто выражать в классе свои чувства; 9. стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника; 10. хорошо знать самого себя и свои возможности.

2. Технология поддержки учащихся

6. развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

7. быть активным участником группового взаимодействия;

8. открыто выражать в классе свои чувства;

9. стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;

10. хорошо знать самого себя и свои возможности.

2. Технология поддержки учащихся Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

2. Технология поддержки учащихся

Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:

  • диалогичность,
  • деятельностно-творческий характер,
  • поддержка индивидуального развития ребенка,
  • предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
2. Технология поддержки учащихся  По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, должен удовлетворять следующие требования: имеет ценностное отношение к ребенку,  культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию ; заботится об экологии детства , сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду ;

2. Технология поддержки учащихся

По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, должен удовлетворять следующие требования:

  • имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • проявляет гуманную педагогическую позицию ;
  • заботится об экологии детства , сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду ;
2. Технология поддержки учащихся  работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

2. Технология поддержки учащихся

  • работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
  • владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло;
  • проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
2. Технология поддержки учащихся Средства поддержки ребенка в обучении делят на 2 группы:  Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку  всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.  Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

2. Технология поддержки учащихся

Средства поддержки ребенка в обучении делят на 2 группы:

Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций   Новое направление в технологии образовательного процесса – витагенное с голографическим подходом – было теоретически разработано о обосновано в последней четверти 20 века академиком А.С. Белкиным.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Новое направление в технологии образовательного процесса – витагенное с голографическим подходом – было теоретически разработано о обосновано в последней четверти 20 века академиком А.С. Белкиным.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Витагенное обучение  («vita» - по-латински «жизнь» ) - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.  Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

  • Витагенное обучение («vita» - по-латински «жизнь» ) - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

  • Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Выдающийся теоретик витагенной педагогики А.С. Белкин различает 2 понятия: опыт жизни и жизненный опыт. Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Задача учителя - перевести опыт жизни в жизненный опыт.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Выдающийся теоретик витагенной педагогики А.С. Белкин различает 2 понятия: опыт жизни и жизненный опыт.

  • Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности.
  • Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения.

Задача учителя - перевести опыт жизни в жизненный опыт.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Основой витагенной педагогики является сотрудничество , оно предусматривает 3 обязательных компонента: Четкое разграничение функций сотрудничества сторон Четкое разграничение функций сотрудничества сторон Взаимная помощь в реализации задач Взаимная помощь в реализации задач

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

  • Основой витагенной педагогики является сотрудничество , оно предусматривает 3 обязательных компонента:

Четкое разграничение функций сотрудничества сторон

Четкое разграничение функций сотрудничества сторон

Взаимная помощь в реализации задач

Взаимная помощь в реализации задач

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Условия, способствующие превращению витагенной информации в педагогический инструментарий:

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

  • Условия, способствующие превращению витагенной информации в педагогический инструментарий:
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Голографический метод проекции в обучении –  процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с централизованными векторами Голография –  рассмотрение объекта в многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях Витагенная проекция–  витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

  • Голографический метод проекции в обучении процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с централизованными векторами
  • Голография рассмотрение объекта в многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях
  • Витагенная проекция– витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, СМИ, научные данные, встречи со специалистами различный отраслей науки, произведения искусства и др. Стереопроекция – информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

  • Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, СМИ, научные данные, встречи со специалистами различный отраслей науки, произведения искусства и др.
  • Стереопроекция информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Голографический подход включает использование совокупности приёмов, которые обеспечивают реализацию образовательных задач. − приём ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием связей его в образовательном процессе. Применяется, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся, умения соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной и делать необходимые выводы; − приём стартовой актуализации жизненного (витагенного) опыта учащихся – используется до изучения нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному вопросу, откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения;

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Голографический подход включает использование совокупности приёмов, которые обеспечивают

реализацию образовательных задач.

приём ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием связей его в образовательном

процессе. Применяется, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся,

умения соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной и делать необходимые

выводы;

приём стартовой актуализации жизненного (витагенного) опыта учащихся – используется до изучения

нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному

вопросу, откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения;

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций − приём опережающей проекции преподавания – формула данного приёма: «В следующий раз я расскажу вам о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни»; − приём ретроспективного сослагательного наклонения – с помощью данного приёма учащиеся синтезируют собственное воображение, жизненные наблюдения и научные знания. Его формула: «Что было бы, если…»  − приём дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели – особенно эффективен, когда необходимо актуализовать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, её потребность в самореализации; − приём витагенной аналогии в образовательных проекциях – имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы ещё не было»;

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

приём опережающей проекции преподавания – формула данного приёма: «В следующий раз я

расскажу вам о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни»;

приём ретроспективного сослагательного наклонения – с помощью данного приёма учащиеся синтезируют собственное воображение, жизненные наблюдения и научные знания. Его формула: «Что было бы, если…»

приём дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели – особенно

эффективен, когда необходимо актуализовать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал

личности, её потребность в самореализации;

приём витагенной аналогии в образовательных проекциях – имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы ещё не было»;

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций − приём временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций – состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный опыт здесь проявляется в объёмном характере восприятия образовательного предмета; − приём витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы – смысл данного приёма заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты живой природы, приписывая им человеческие качества; − приём творческого синтеза образовательных проекций – главная цель данного приёма – формирование у учащихся образа эпохи;

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

приём временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций –

состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных,

содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный опыт здесь

проявляется в объёмном характере восприятия образовательного предмета;

приём витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы – смысл данного приёма

заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты живой природы, приписывая им человеческие качества;

приём творческого синтеза образовательных проекций – главная цель данного приёма –

формирование у учащихся образа эпохи;

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций − приём творческого моделирования идеальных образовательных проектов – смысл заключается в том, чтобы построить идеальную модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего витагенный опыт учащихся. Учащимся даётся задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: «Все насекомые улетели на другую планету…» или «Как люди срубили дерево…»; − приём «Жизненные перекрёстки» - данному приёму принадлежит важная роль в процессе формирования личности на основе определения смысла жизни. Реализация приёма возможна посредством сочинений, диспутов, собраний, встреч с интересными людьми, обсуждений книг, кинофильмов. Большую роль могут сыграть беседы на тему: «Учились бы, на старших глядя…»

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

приём творческого моделирования идеальных образовательных проектов смысл заключается в том, чтобы построить идеальную модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего витагенный опыт учащихся. Учащимся даётся задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: «Все насекомые улетели на другую планету…» или «Как люди срубили дерево…»;

приём «Жизненные перекрёстки» - данному приёму принадлежит важная роль в процессе формирования личности на основе определения смысла жизни. Реализация приёма возможна посредством сочинений, диспутов, собраний, встреч с интересными людьми, обсуждений книг, кинофильмов. Большую

роль могут сыграть беседы на тему: «Учились бы, на старших глядя…»

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Заключение: 1. Теория витагенного обучения (Белкин А.С.) признает ведущую роль витагенного опыта ученика в реализации образовательных задач, причем за основу берется не весь жизненный опыт, а витагенный, т.е. та часть опыта, которая наиболее значима для индивида, часто актуализируется в адекватных ситуациях. 2. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. 3. Главной целью образования здесь является самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности.

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

  • Заключение:

1. Теория витагенного обучения (Белкин А.С.) признает ведущую роль витагенного опыта ученика в реализации образовательных задач, причем за основу берется не весь жизненный опыт, а витагенный, т.е. та часть опыта, которая наиболее значима для индивида, часто актуализируется в адекватных ситуациях.

2. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания.

3. Главной целью образования здесь является самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!