Технологии личностно-ориентированного образования
ПЛАН:
- 1. Основные концептуальные идеи.
- 2. Технологии поддержки учащихся.
- 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций.
1. Основные концептуальные идеи
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
1. Основные концептуальные идеи
В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина—Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
М.М. Бахтин В.С. Библер
1. Основные концептуальные идеи
В основе личностно – ориентированной технологии лежит понимание и взаимопонимание
- Фундаментальная идея: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению.
1. Основные концептуальные идеи
- Основная установка педагога — не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества (К.Н. Вентцель).
- Для того, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
1. Основные концептуальные идеи
любить ребенка
очеловечить среду, в которой он живет
прожить в ребенке свое детство
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Дари себя детям!
Ш. Амонашвили
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем:
- способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- облагораживание души и сердца ребенка;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;
- идеал воспитания — самовоспитание.
2. Технология поддержки учащихся
Наиболее
полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте.
К. Роджерс
2. Технология поддержки учащихся
Положения Л-О школы
Учитель должен:
1 . демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
2помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3. исходить из того-, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
4. быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
5. важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
2. Технология поддержки учащихся
6. развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7. быть активным участником группового взаимодействия;
8. открыто выражать в классе свои чувства;
9. стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10. хорошо знать самого себя и свои возможности.
2. Технология поддержки учащихся
Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:
- диалогичность,
- деятельностно-творческий характер,
- поддержка индивидуального развития ребенка,
- предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.
2. Технология поддержки учащихся
По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, должен удовлетворять следующие требования:
- имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
- проявляет гуманную педагогическую позицию ;
- заботится об экологии детства , сохранении духовного и физического здоровья детей;
- умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду ;
2. Технология поддержки учащихся
- работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло;
- проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.
2. Технология поддержки учащихся
Средства поддержки ребенка в обучении делят на 2 группы:
Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
Новое направление в технологии образовательного процесса – витагенное с голографическим подходом – было теоретически разработано о обосновано в последней четверти 20 века академиком А.С. Белкиным.
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
- Витагенное обучение («vita» - по-латински «жизнь» ) - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.
- Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
Выдающийся теоретик витагенной педагогики А.С. Белкин различает 2 понятия: опыт жизни и жизненный опыт.
- Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности.
- Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения.
Задача учителя - перевести опыт жизни в жизненный опыт.
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
- Основой витагенной педагогики является сотрудничество , оно предусматривает 3 обязательных компонента:
Четкое разграничение функций сотрудничества сторон
Четкое разграничение функций сотрудничества сторон
Взаимная помощь в реализации задач
Взаимная помощь в реализации задач
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
- Условия, способствующие превращению витагенной информации в педагогический инструментарий:
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
- Голографический метод проекции в обучении – процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с централизованными векторами
- Голография – рассмотрение объекта в многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях
- Витагенная проекция– витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
- Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, СМИ, научные данные, встречи со специалистами различный отраслей науки, произведения искусства и др.
- Стереопроекция – информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
Голографический подход включает использование совокупности приёмов, которые обеспечивают
реализацию образовательных задач.
− приём ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием связей его в образовательном
процессе. Применяется, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся,
умения соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной и делать необходимые
выводы;
− приём стартовой актуализации жизненного (витагенного) опыта учащихся – используется до изучения
нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному
вопросу, откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения;
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
− приём опережающей проекции преподавания – формула данного приёма: «В следующий раз я
расскажу вам о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни»;
− приём ретроспективного сослагательного наклонения – с помощью данного приёма учащиеся синтезируют собственное воображение, жизненные наблюдения и научные знания. Его формула: «Что было бы, если…»
− приём дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели – особенно
эффективен, когда необходимо актуализовать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал
личности, её потребность в самореализации;
− приём витагенной аналогии в образовательных проекциях – имеет формулу: «В жизни нет ничего такого, чего бы ещё не было»;
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
− приём временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций –
состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных,
содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный опыт здесь
проявляется в объёмном характере восприятия образовательного предмета;
− приём витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы – смысл данного приёма
заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты живой природы, приписывая им человеческие качества;
− приём творческого синтеза образовательных проекций – главная цель данного приёма –
формирование у учащихся образа эпохи;
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
− приём творческого моделирования идеальных образовательных проектов – смысл заключается в том, чтобы построить идеальную модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего витагенный опыт учащихся. Учащимся даётся задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: «Все насекомые улетели на другую планету…» или «Как люди срубили дерево…»;
− приём «Жизненные перекрёстки» - данному приёму принадлежит важная роль в процессе формирования личности на основе определения смысла жизни. Реализация приёма возможна посредством сочинений, диспутов, собраний, встреч с интересными людьми, обсуждений книг, кинофильмов. Большую
роль могут сыграть беседы на тему: «Учились бы, на старших глядя…»
3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций
1. Теория витагенного обучения (Белкин А.С.) признает ведущую роль витагенного опыта ученика в реализации образовательных задач, причем за основу берется не весь жизненный опыт, а витагенный, т.е. та часть опыта, которая наиболее значима для индивида, часто актуализируется в адекватных ситуациях.
2. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания.
3. Главной целью образования здесь является самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!