«Великая цель образования – это не знания, а действия»
Герберт Спенсер
Педагогическая технология — проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
C применением новых педагогических технологий на уроках процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Различные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению. В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации — формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Современные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции учащихся. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка можно использовать следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей:
Игры. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности.
Что я сделаю с подарком? - для данной игры заранее подготавливается «мешок с подарками» и толстые варежки. Учащийся получает варежки, которые он одевает,и уже потом опускает руки в мешок. Его задача состоит в том, чтобы на ощупь определить то, что ему попалось
(в мешок можно положить символические вещи: конфету, мандарин, ручку, открытку) и затем сказать, что он сделает с подарком в следующем году.
Проектная технология.
Данная технология направлена на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета.
Практика и презентация – Учитель раздает таблицу с вопросами, в грамматическом оформлении которых присутствует новое грамматическое явление. Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. Затем учитель просит учащихся определить значение нового грамматического явления и после дает объяснение.
Информационный гэп – парная форма работы. Один из речевых партнеров имеет доступ к определенной информации, которой не обладает второй. Задача второго участника общения состоит в получении недостающей информации, чтобы успешно завершить выполнение задания.
Здоровьесберегающие технологии.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.
Технология проблемного обучения.
Особенностью данной технологии является проблемная задача, которая содержит противоречие, решение которого дают новые знания. Проблемная ситуация очень завлекает учащихся тем, что они самостоятельно добывают новые знания. Это необходимо в современном мире, ведь дети вынуждены активно обдумывать проблему и сформулировать выводы по изучаемой проблеме.
На уроках английского языка данная технология «учить учиться», создается благоприятная атмосфера, развивает фантазию, воображение, повышает интерес и мотивацию к изучению языка, а также приобщает детей к культуре англоязычных стран.
Таким образом, применение современных педагогических технологий позволяет сформировать и организовать учебный процесс и сделать его более продуктивным, эффективным и интересным не только для учителя, но и для детей. Используя данные технологии уроки английского языка становятся более информационными и увлекательными, где каждый ученик, сильный и слабый, может проявить себя и увеличить свою мотивацию.