СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подходит для сурдопедагогов, педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха, студентов дефектологических факультетов.

Просмотр содержимого документа
«Технологии педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации»

Технологии педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации Кузнецова Татьяна Александровна, учитель-сурдопедагог Калужской школы-интерната 5 им.Ф.А.Рау

Технологии педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации

Кузнецова Татьяна Александровна, учитель-сурдопедагог Калужской школы-интерната 5 им.Ф.А.Рау

Виды тугоухости Кондуктивная тугоухость – расстройство слуха, обусловленное поражением звукопроводящего аппарата слуховой системы-наружного и среднего уха. Причины: отиты, атрезия наружного сдухового прохода, серные пробки, повреждения барабанной перепонки и т.д. Нарушается подвижность барабанной перепонки и звук передается в улитку ослабленным. Что приводит к снижениюслуха 1-2 степени.

Виды тугоухости

  • Кондуктивная тугоухость – расстройство слуха, обусловленное поражением звукопроводящего аппарата слуховой системы-наружного и среднего уха.
  • Причины: отиты, атрезия наружного сдухового прохода, серные пробки, повреждения барабанной перепонки и т.д.
  • Нарушается подвижность барабанной перепонки и звук передается в улитку ослабленным. Что приводит к снижениюслуха 1-2 степени.
Виды тугоухости Сенсоневральная тугоухость –нарушение слуха, вызванное преимущественно поражением рецепторов улитки, а иногда частичным поражением волокон слухового нерва. Причины: наследственность, патология течения беременности(гипоксия, вирусные инфекции, повышенный билирубин), менингит, менингоэнцефалит, приём ототоксических антибиотиков, травмы и т.д. Нарушается преобразование звуковых колебаний в электрические импульсы. Что приводит к снижению слуха от 1степени тугоухости до глухоты.

Виды тугоухости

  • Сенсоневральная тугоухость –нарушение слуха, вызванное преимущественно поражением рецепторов улитки, а иногда частичным поражением волокон слухового нерва.
  • Причины: наследственность, патология течения беременности(гипоксия, вирусные инфекции, повышенный билирубин), менингит, менингоэнцефалит, приём ототоксических антибиотиков, травмы и т.д.
  • Нарушается преобразование звуковых колебаний в электрические импульсы. Что приводит к снижению слуха от 1степени тугоухости до глухоты.
Кохлеарная имплантация Кохлеарная имплантация – высокотехнологичный метод помощи людям с тяжёлой степенью тугоухости и глухотой, обеспечивающий восстановление порогов слухового восприятия до 25-30 дб , что соответствует 1 степени тугоухости. Однако после подключения системы КИ ребёнок не способен сразу и сам реализовать новые слуховые врзможности. Операция не гарантирует перехода ребёнка на путь естественного развития коммуникации и речи.

Кохлеарная имплантация

  • Кохлеарная имплантация – высокотехнологичный метод помощи людям с тяжёлой степенью тугоухости и глухотой, обеспечивающий восстановление порогов слухового восприятия до 25-30 дб , что соответствует 1 степени тугоухости.
  • Однако после подключения системы КИ ребёнок не способен сразу и сам реализовать новые слуховые врзможности. Операция не гарантирует перехода ребёнка на путь естественного развития коммуникации и речи.
Импланты

Импланты

Дети с КИ После подключения речевого процессора статус ребёнка с КИ меняется – теперь он «уже не глухой, но ещё не слышащий».

Дети с КИ

  • После подключения речевого процессора статус ребёнка с КИ меняется – теперь он «уже не глухой, но ещё не слышащий».
ЗП-реабилитация В основе подхода лежит отказ от коррекции нарушений слуха и речи в пользу «запуска»на полноценной сенсорной основе естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи, характерного для нормально слышащего ребёнка раннего возраста. Цель ЗП-реабилитации» – перевод ребёнка с КИ на путь естественного (нормального) раз-вития слышащего ребёнка.

ЗП-реабилитация

  • В основе подхода лежит отказ от коррекции нарушений слуха и речи в пользу «запуска»на полноценной сенсорной основе естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи, характерного для нормально слышащего ребёнка раннего возраста.
  • Цель ЗП-реабилитации» – перевод ребёнка с КИ на путь естественного (нормального) раз-вития слышащего ребёнка.
ЗП-реабилитация Понятие «точка запуска»естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи ребёнком с КИ является главным для «ЗП-реабилитации». Исходной точкой запуска является не тренировка новых слуховых возможностей ребёнка, а помощь в организации эмоционального диалога окружающих с ребёнком на полноценной сенсорной основе.

ЗП-реабилитация

  • Понятие «точка запуска»естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи ребёнком с КИ является главным для «ЗП-реабилитации». Исходной точкой запуска является не тренировка новых слуховых возможностей ребёнка, а помощь в организации эмоционального диалога окружающих с ребёнком на полноценной сенсорной основе.
Продолжительность запускающего этапа Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, и имплантированные до 7 лет – от 9 месяцев до 2 лет. Имплантированные дети, имеющие выраженные дополнительные нарушения развития – от 1,5 до 2,5 лет, и не для всех детей он оказывается успешным.

Продолжительность запускающего этапа

  • Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, и имплантированные до 7 лет – от 9 месяцев до 2 лет.
  • Имплантированные дети, имеющие выраженные дополнительные нарушения развития – от 1,5 до 2,5 лет, и не для всех детей он оказывается успешным.
Занятия с КИ ребёнком Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков; Работа над восприятием просодики речевых стимулов (высота, тембр, ритм, словесное и логическое ударения, интонация); Работа по восприятию звуков русской речи:  -идентификация гласных; -дифференциация звонких и глухих; -дифференциация твёрдых – мягких; -идентификация йотированных гласных; - дифференциация и идентификация звуков с-ш, ж-з, р-л; -дифференциация и идентификация глухих взрывных (п-т-к) и звонких взрывных (б-д-г); -дифференциация и идентификация звуков в-з, с-ф; и т.д.

Занятия с КИ ребёнком

  • Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков;
  • Работа над восприятием просодики речевых стимулов (высота, тембр, ритм, словесное и логическое ударения, интонация);
  • Работа по восприятию звуков русской речи:

-идентификация гласных;

-дифференциация звонких и глухих;

-дифференциация твёрдых – мягких;

-идентификация йотированных гласных;

- дифференциация и идентификация звуков с-ш, ж-з, р-л;

-дифференциация и идентификация глухих взрывных (п-т-к) и звонких взрывных (б-д-г);

-дифференциация и идентификация звуков в-з, с-ф; и т.д.

Занятия с КИ ребёнком Работа по восприятию слов; Работа над восприятием словосочетаний и предложений ( итогом этого этапа работы является восприятие фразеологизмов); Работа над восприятием текстов (узнавание знакомых стихотворений, загадок, сказок, восприятие и запись диктантов); Работа над диалогической речью (чтение по ролям, ответы на вопросы, восприятие вопросов по рассмотреннойи затем закрытой картине, восприятие вопросов и ответов в организованных диалогах-беседах на различные темы).

Занятия с КИ ребёнком

  • Работа по восприятию слов;
  • Работа над восприятием словосочетаний и предложений ( итогом этого этапа работы является восприятие фразеологизмов);
  • Работа над восприятием текстов (узнавание знакомых стихотворений, загадок, сказок, восприятие и запись диктантов);
  • Работа над диалогической речью (чтение по ролям, ответы на вопросы, восприятие вопросов по рассмотреннойи затем закрытой картине, восприятие вопросов и ответов в организованных диалогах-беседах на различные темы).
Целевые ориентиры близкий к возрастной норме  - хорошо понимает обычную устную речь, владеет развёрнутой фразовой речью практически без аграмматизмов, может высказывать свои мысли, желания, чувства, произносительная сторона речи максимально приближена к норме, владеет грамотой или подготовлен к овладению ею ;

Целевые ориентиры

  • близкий к возрастной норме

- хорошо понимает обычную устную речь, владеет развёрнутой фразовой речью практически без аграмматизмов, может высказывать свои мысли, желания, чувства, произносительная сторона речи максимально приближена к норме, владеет грамотой или подготовлен к овладению ею ;

Целевые ориентиры отстающий от неё  - испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи, речевые средства разно- образны, но не соответствуют возрасту, часто встречаются аграмматизмы, в общении понимает фразовую речь, но еще специально приспособленную к особенностям его речевого развития, устная речь достаточно внятная, но наблюдаются трудности звукопроизношения ;

Целевые ориентиры

  • отстающий от неё

- испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи, речевые средства разно- образны, но не соответствуют возрасту, часто встречаются аграмматизмы, в общении понимает фразовую речь, но еще специально приспособленную к особенностям его речевого развития, устная речь достаточно внятная, но наблюдаются трудности звукопроизношения ;

Целевые ориентиры значительно отстающий от неё  -уровень развития и коммуникации значительно отстаёт от возрастной нормы, широко используются невербальные средства, понимает простую фразу, как правило, связанную с определённой ситуацией, в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова и короткую фразу с аграмматизмами, устная речь недостаточно внятная.

Целевые ориентиры

  • значительно отстающий от неё

-уровень развития и коммуникации значительно отстаёт от возрастной нормы, широко используются невербальные средства, понимает простую фразу, как правило, связанную с определённой ситуацией, в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова и короткую фразу с аграмматизмами, устная речь недостаточно внятная.

Требования к структуре АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Вариант 2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы). Он может быть включен (в классе не более одного-двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).

Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.

В ариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.

По данному варианту организация создает два отделения: I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; II отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи.

Нормативный срок обучения - 5 лет (1 - 5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счет введения первого дополнительного класса