Просмотр содержимого документа
«Технологии педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации»
Технологии педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации
Кузнецова Татьяна Александровна, учитель-сурдопедагог Калужской школы-интерната 5 им.Ф.А.Рау
Виды тугоухости
- Кондуктивная тугоухость – расстройство слуха, обусловленное поражением звукопроводящего аппарата слуховой системы-наружного и среднего уха.
- Причины: отиты, атрезия наружного сдухового прохода, серные пробки, повреждения барабанной перепонки и т.д.
- Нарушается подвижность барабанной перепонки и звук передается в улитку ослабленным. Что приводит к снижениюслуха 1-2 степени.
Виды тугоухости
- Сенсоневральная тугоухость –нарушение слуха, вызванное преимущественно поражением рецепторов улитки, а иногда частичным поражением волокон слухового нерва.
- Причины: наследственность, патология течения беременности(гипоксия, вирусные инфекции, повышенный билирубин), менингит, менингоэнцефалит, приём ототоксических антибиотиков, травмы и т.д.
- Нарушается преобразование звуковых колебаний в электрические импульсы. Что приводит к снижению слуха от 1степени тугоухости до глухоты.
Кохлеарная имплантация
- Кохлеарная имплантация – высокотехнологичный метод помощи людям с тяжёлой степенью тугоухости и глухотой, обеспечивающий восстановление порогов слухового восприятия до 25-30 дб , что соответствует 1 степени тугоухости.
- Однако после подключения системы КИ ребёнок не способен сразу и сам реализовать новые слуховые врзможности. Операция не гарантирует перехода ребёнка на путь естественного развития коммуникации и речи.
Импланты
Дети с КИ
- После подключения речевого процессора статус ребёнка с КИ меняется – теперь он «уже не глухой, но ещё не слышащий».
ЗП-реабилитация
- В основе подхода лежит отказ от коррекции нарушений слуха и речи в пользу «запуска»на полноценной сенсорной основе естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи, характерного для нормально слышащего ребёнка раннего возраста.
- Цель ЗП-реабилитации» – перевод ребёнка с КИ на путь естественного (нормального) раз-вития слышащего ребёнка.
ЗП-реабилитация
- Понятие «точка запуска»естественного развития слухового восприятия и спонтанного освоения речи ребёнком с КИ является главным для «ЗП-реабилитации». Исходной точкой запуска является не тренировка новых слуховых возможностей ребёнка, а помощь в организации эмоционального диалога окружающих с ребёнком на полноценной сенсорной основе.
Продолжительность запускающего этапа
- Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, и имплантированные до 7 лет – от 9 месяцев до 2 лет.
- Имплантированные дети, имеющие выраженные дополнительные нарушения развития – от 1,5 до 2,5 лет, и не для всех детей он оказывается успешным.
Занятия с КИ ребёнком
- Работа по запоминанию, дифференциации и идентификации окружающих бытовых звуков;
- Работа над восприятием просодики речевых стимулов (высота, тембр, ритм, словесное и логическое ударения, интонация);
- Работа по восприятию звуков русской речи:
-идентификация гласных;
-дифференциация звонких и глухих;
-дифференциация твёрдых – мягких;
-идентификация йотированных гласных;
- дифференциация и идентификация звуков с-ш, ж-з, р-л;
-дифференциация и идентификация глухих взрывных (п-т-к) и звонких взрывных (б-д-г);
-дифференциация и идентификация звуков в-з, с-ф; и т.д.
Занятия с КИ ребёнком
- Работа по восприятию слов;
- Работа над восприятием словосочетаний и предложений ( итогом этого этапа работы является восприятие фразеологизмов);
- Работа над восприятием текстов (узнавание знакомых стихотворений, загадок, сказок, восприятие и запись диктантов);
- Работа над диалогической речью (чтение по ролям, ответы на вопросы, восприятие вопросов по рассмотреннойи затем закрытой картине, восприятие вопросов и ответов в организованных диалогах-беседах на различные темы).
Целевые ориентиры
- близкий к возрастной норме
- хорошо понимает обычную устную речь, владеет развёрнутой фразовой речью практически без аграмматизмов, может высказывать свои мысли, желания, чувства, произносительная сторона речи максимально приближена к норме, владеет грамотой или подготовлен к овладению ею ;
Целевые ориентиры
- испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи, речевые средства разно- образны, но не соответствуют возрасту, часто встречаются аграмматизмы, в общении понимает фразовую речь, но еще специально приспособленную к особенностям его речевого развития, устная речь достаточно внятная, но наблюдаются трудности звукопроизношения ;
Целевые ориентиры
- значительно отстающий от неё
-уровень развития и коммуникации значительно отстаёт от возрастной нормы, широко используются невербальные средства, понимает простую фразу, как правило, связанную с определённой ситуацией, в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова и короткую фразу с аграмматизмами, устная речь недостаточно внятная.
Требования к структуре АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
Вариант 2.1. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (1 - 4 классы). Он может быть включен (в классе не более одного-двух обучающихся с нарушенным слухом) в общий образовательный поток (инклюзия).
Вариант 2.2. предполагает, что слабослышащий и позднооглохший обучающийся получает образование в пролонгированные сроки сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием слышащих сверстников.
В ариант 2.3. предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
По данному варианту организация создает два отделения: I отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; II отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи.
Нормативный срок обучения - 5 лет (1 - 5 классы). Указанный срок обучения может быть увеличен до 6 лет за счет введения первого дополнительного класса