Адаптированная Рабочая ПРОГРАММа
по учебной дисциплине ОП 02
Технологии предпосевной и основной обработки и почвы и производства семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур
Согласовано: Утверждаю;
Председатель методической Зам.директора по УПР
комиссии _З.Р.Киньябулатова _________Огранович И.Н..
Адаптированная рабочая программа учебной практики
по профессии 18103 Садовник
Разработчик: Назирова Назифа Агляевна
Содержание адаптированной рабочей ПРОГРАММЫ
по учебной дисциплине Оп 02
«Технологии предпосевной и основной обработки и почвы и производства
семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур»
Область применения программы
Адаптированная рабочая программа профессионального обучения разработана на основе профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства» для слушателей
по профессии 18103 « Садовник» на 36 часов.
Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Технологии предпосевной и основной обработки и почвы и производства семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур» и профессиональными( ПК) компетенциями:
ПК 1. Выполнять работы по предпосевной обработке почвы.
ПК 2. Выполнять работы по основной обработке почвы.
ПК 3. Выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву.
ПК 4. Выполнять работы по производству семян сельскохозяйственных культур
ПК 5. Выполнять работы по производству рассады и посадочного материала.
ПК 6. Готовить семена и посадочный материал к посеву, посадке и реализации
Цели и задачи – требования к результатам освоения программы
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями у слушателей в ходе освоения учебной дисциплины должны формироваться:
трудовые действия:
подготовки почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур ; подготовки семенного материала, предпосевной обработки семян и посадочного материала ; выращивания посадочного материала сельскохозяйственных культур; посева семян, прореживания всходов, высадки рассады, подготовки тары для посадки, выращивания и ухода за декоративными растениями, внесения удобрений и подкормки растений.
необходимые умения:
готовить посадочные ямы, гряды, лунки и др. в соответствии с технологиями и с соблюдением правил безопасности, отбирать семена и посадочный материал по качеству; определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян; рассчитывать нормы высева семян и посадочного материала; готовить к посеву и посадке различные виды семян и посадочного материала -черенки, саженцы, рассаду ; обрабатывать почву и выполнять подготовительные работы для посадки растений, владеть техникой сбора и сушки семян; владеть приемами пикировки и черенкования, приемами выращивания и приемами обрезки , формирования кроны молодых деревьев и кустарников.
необходимые знания:
основные технологии предпосевной и основной обработки почвы; особенности технологий обработки почвы для отдельных сельскохозяйственных культур основные принципы планирования; участков под посадку и посев сельскохозяйственных культур и декоративных растений обязательно - плодов и овощей в соответствии с профессией -декоративных культур и требования, предъявляемые к закладке ям, гряд, лунок и др.; способы подготовки и внесения удобрений в почву, нормы расхода отдельных удобрений для культур;
способы посева семян и высадки рассады, посадки и пересадки, методы и технологии , вегетативного размножения растений; приемы размножения плодово-ягодных и декоративных культур; основные факторы регуляции роста и развития посевного материала сельскохозяйственных культур; методы предпосевной обработки семян и посадочного материала; нормы высева семян и посадочного материала различных культур; сроки посевов и посадки, типы и признаки созревания семян и плодов , виды цветочно-декоративных и плодовых растений, технологии внесения удобрений и подкормки растений, требования охраны труда.
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание программы по уд оп 02
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов* | Объем времени, отведенный на освоение |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | Самостоятельная работа , часов |
Теория, часов | Лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ПК 1-2 | Раздел 1.Технологии выполнения работ по предпосевной и основной обработке почвы | 10 | 4 | 2 |
ПК 3 | Раздел 2 .Технологии выполнения работ по подготовке и внесению удобрений в почву | 3 | 1 | 1 |
ПК 4 | Раздел 3. Технологии производства семян | 6 | 3 | 1 |
ПК 5- 6 | Раздел 4. Технологии производства посадочного материала | 7 | 2 | 1 |
| | | | |
| | 26 | 10 | 5 |
| Всего 41часов | | | |
Содержание программы профессионального обучения по учебной дисциплине ОП 02
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Технологии основной и предпосевной обработки почвы | | 18 часов |
Раздел 1. Технологии выполнения работ по предпосевной и основной обработке почвы | 14 часов | т10 п 4 |
Тема 1. Почвы и их плодородие | Содержание | |
1 | Почвообразовательный процесс и факторы почвообразования. Понятие о почве и ее плодородии. | 1 |
2 | Строение и состав почвы .Основные виды почвы Классификация почв по механическому составу | 1 |
3-4 | Свойства почвы. Реакция почвенного раствора и пути ее изменения. | 2 |
Практические занятия№1,2,3 | |
1. | Изучение морфологических признаков почвы. Методика взятия почвенных проб | 1 |
2. | Определение механического состава почвы | 1 |
3. | Приготовление земельных смесей | 1 |
Тема 2. Основные технологии предпосевной и основной обработки почв | Содержание | |
5. | Задачи и приемы обработки почвы. Мелиорация сельхоз земель . Осушение и орошение земель | 1 |
6 | Система основной обработки почвы. | 1 |
7 | Система предпосевной обработки почвы | 1 |
8 | Обработка почвы под цветочно-декора тивные культуры | 1 |
9 | Предпосадочная подготовка почвы . Подготовка гряд, посадочных ям | 1 |
10 | Понятие о сорных растениях. Вред наносимый сорняками. Классификация сорняков, их биологические особенности. | 1 |
Практическое занятие №4 | |
4 | Изучение сорных растений . Составление таблиц сорных растений. | 1 |
| |
| |
Раздел 2. Технологии выполнения работ по подготовке и внесению удобрений в почву. Тема 1. Способы подготовки и внесения удобрений в почву. | Содержание 4 часа | 3 1 |
1. | Питание растений. Значение минеральных и органических удобрений. Классификация удобрений. | 1 |
2. | Органические удобрения , их виды и характеристика. Правила хранения, безопасные условия работы с удобрениями | 1 |
3. | Виды минеральных удобрений. Микроудобрения. Нормы расхода удобрений, способы внесения. | 1 |
| | |
Практическое занятие №5 | |
4 | Приготовление раствора и подкормка цветочно-декоративных культур. | 1 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Агрономия»;.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия ;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, комплект лицензионного программного обеспечения общего и профессионального образования.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место мастера;
- участок;
- стол для ручных работ;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации;
Кабинеты:
агрономии;
экологических основ природопользования;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
технологии производства продукции растениеводства;
механизации сельскохозяйственных работ.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
М.Н.Гуренева. Основы земледелия. Москва . 2008г.
Я.Х..Пантелеев .Азбука овощевода. Москва. 2012г.
О.Н.Бобылева. Цветочно-декоративные растения закрытого грунта. Москва.2011г.
В.А.Лудилов. Производство семян овощных культур с основами земледелия
Москва.2011.
В.Ф.Бибикова. Цветоводство защищенного грунта.Москва.2010г.
В.В.Гриценко. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.Москва.2010г.
О.А.Ганечкина. Справочник умелого цветовода. Москва.2014г.
Т.П.Князев. Миллион цветов на вашем участке.Москва.2012г.
Ю.В.Сергиенко. Полная энциклопедия комнатных растений.Москва.2010г.
Дэвид Стивенс. Внутренний дворик.(дизайн) Москва.2014г.
Дополнительные источники:
Журналы по почвоведению.
Интернет ресурсы.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Обработка и подготовка почвы к посеву и посадке сельскохозяйственных культур»
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также обще-профессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять работы по предпосевной обработке почвы. | Качественно выполнять работы по предпосевной обработке почвы. | Текущий контроль в форме: -защиты лабораторных и практических занятий; -контрольных работ по темам МДК. Зачеты по учебной и производственной практике по каждому из разделов профессионального модуля. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
Выполнять работы по основной обработке почвы. | Качественно выполнять работы по основной обработке почвы. |
Выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву | Качественно выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | -выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области определения последовательности и методов обработки почвы; -оценка эффективности и качества выполнения работ; |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | -решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области определения последовательности и методов обработки почвы; |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | -эффективный поиск необходимой информации; -использование различных источников, включая электронные; |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -работа на современном оборудовании с применением средств малой механизации; |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | -взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | -организация работы на практических занятиях. |
2