Сеземова Татьяна Павловна учитель русского языка и литературы
Место работы: МОУ «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2»
Мое педагогическое кредо:
Поощрять любые успехи учащихся, считая ситуацию успеха залогом счастливого будущего ребенка
Адрес электронной почты: [email protected]
Тема работы
Технологии проблемного и развивающего обучения
на уроках русского языка и литературы
Условие возникновения выбора темы
- Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, изложить учащимся свод правил, необходимо научить добывать знания самостоятельно, развивать познавательную мотивацию, творческие способности, индивидуальность мышления учащихся.
- Встает вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся умели обобщать, интерпретировать, делать выводы на основе изученного.
- Окружающий мир меняется ежеминутно, поток информации огромен. Нужно в нем ориентироваться, идти в ногу со временем. Поэтому необходимо сформировать у учащихся поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к решению проблем, развить способность доказательного рассуждения.
- Находить выход из затруднительного жизненного положения также может помочь технология проблемного обучения. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением.
Актуальность Учение без мысли - напрасный труд. Конфуций Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной деятельности – потребность сегодняшнего дня, то есть является актуальным .
Теоретическая база выбранной темы Проблемное обучение- это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках Ж.Ж. Руссо, К. Д. Ушинского. В основе проблемного обучения- идеи ДЖ. Дьюи . Российские авторы теоретических работ: Скаткин М.Н.(1967г.), Лернер И.Я. (1968 г), Оконь В. (1968 г), Матюшкин А.М. (1972), Кудрявцев В.П. (1975 г), Ильина Т.А. (1976г), Ильинская И.А. (1985 г) . Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Цель работы создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологий проблемного и развивающего обучения
Задачи: * Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологий проблемного и развивающего обучения в образовательный процесс *Обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями *Выявить и создать условия для внедрения технологий проблемного и развивающего обучения в практику работы (разработка проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения, систему тренингов для учащихся по решению проблемных задач) для трансляции педагогического опыта
Ведущая педагогическая идея
Развивающего обучения заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает успешным обучение.
Формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению, как «проблема»
Реализация проблемного обучения
Повышает мотивацию к познавательной деятельности
Способствует глубокому пониманию учебного материала
При использовании на уроках русского языка и литературы приемов проблемного и развивающего обучения используются следующие подходы : -исследовательский «обучение через открытие» ученик в совместной духовно-практической деятельности с учителем создает знания, умения, объекты - коммуникативный или дискуссионный: ученик на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. Формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения
9
Структурные элементы проблемного урока
Этапы проблемного диалога на уроках литературы
- 1. Формулирование проблемного вопроса;
- 2. Выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;
- 3. Доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;
- 4. Решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
Система методов проблемного обучения
Метод монологического изложения
Метод рассуждающего изложения
Метод эвристических заданий
Метод исследовательских заданий
Метод диалогического изложения
Метод программированных заданий
Практические приемы, направленные на развитие речи
- Реставрация текста
- Снежный ком
- Лингвистическое лото
- Ассоциации
- Составляем определение
- Ищем общее
- Ищем различия
- Определяем микротемы
- Составляем план
- Построение сообщения по алгоритму
- Исправляем стиль
- Составляем сюжетную таблицу
- Продолжи текст
- Анализ поэтического текста
Формы проведения уроков проблемного и развивающего обучения
- урок-путешествие
- урок-экскурсия
- урок-соревнование
- Урок-практикум
- Урок с элементами анализа
- Урок- исследование
- Урок- ролевая игра
- Урок с элементами анализа
- Урок-зачет
- Эвристическая беседа с решением
- проблемных заданий
Урок- поисковая беседа
Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая большие объемы материала
Отмечается повышение качества знаний учащихся при 100 % успеваемости
Позитивные результаты по преподаваемым предметам
У многих появилась положительная реакция не только на новый материал, но и на способ решения новой проблемы
Обобщая работу по использованию технологий проблемного и развивающего обучения на уроках русского языка и литературы, могу сделать вывод, что для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету:
16
На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам увереннее чувствовать себя на уроке
Развиваются творческие способности
Удовлетворенность
- Уроки, на которых дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, делают выводы, составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям.
- Благодаря технологиям проблемного и развивающего обучения у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:
Способность к исследованию
Способность к коммуникативным видам деятельности и взаимодействию в коллективе
Способность принимать решения
Способность осуществлять принятое решение
Способность постоянно осваивать новые виды деятельности
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
Библиографический список
- 1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону,1970.
- 2.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.- М.: Издательство МГУ, 1985.
- 3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М.: Знание, 1991.
- 4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика,1984.
- 5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.,1972 .
- 6. Русский язык. Литература.-5-11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения/ сост. Стрелкова Л.Ф.- Волгоград: Учитель, 2013.
Изучение романа М.Ю. «Герой нашего времени» методом проблемного анализа
- Центральный вопрос: действительно ли Печорин герой своего времени?
- Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация:
- 1 урок. Странный человек («Бэла»). Кто Печорин- виновник или жертва трагедии?
- 2 урок. «О чем было нам говорить?»( «Максим Максимыч»). Кто более прав по отношении друг к другу- Печорин или Максим Максимыч?
- 3 урок. « Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань») Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
- 4 урок. « За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке : Печорин или общество?
- 5 урок. «Неужели зло так привлекательно?»(«Княжна Мери»). Почему любят Печорина, если он приносит страдания?
- 6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист»). К Кому относится название последней части романа?
- 7 урок. « Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным , в чем спорит с ним?