«Утверждаю» Директор ОУ _______________________ Григорчак В.Ю. Приказ № 178– ш от 28.08.2015 г. | «Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2015 г. | Обсуждено на заседании МО Проведена экспертиза Рук__________________________ Протокол № ___ от ______ августа 2015г. |
Рабочая программа по учебному курсу «Технология работы с КИМ»
на 2015-2016 учебный год
Учитель Колодка Татьяна Викторовна
Класс: 9Б второй уровень
Количество часов: всего: 36 в год, в неделю: 1
Уровень изучения базовый
Рабочая программа составлена на основе
Авторской программы
Учебный комплекс
Пояснительная записка
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются факультативные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме тестирования, предлагается факультативный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами». Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:
Выражения и их преобразования.
Уравнения и системы уравнений.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Неравенства.
Координаты и графики.
Функции.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по математике-ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе. Итоговый контроль реализуется в форме тестирования.
Методические рекомендации:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы проведения | Образовательный продукт |
Всего | Лекции | Практикум |
1 | Числа и выражения. Преобразование выражений | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | Мини-лекция, урок-практикум, тестирование. | Актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований. |
2 | Уравнения. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | Комбинированный урок, групповая работа | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. |
3 | Системы уравнений. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | Мини-лекция, работа в парах | Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. |
4 | Неравенства. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. |
5 | Координаты и графики. | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | Мини-лекция, лабораторная работа | Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. |
6 | Функции | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | Семинар, групповая работа, тестирование |
7 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | Комбинированный урок, урок-практикум | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии. |
8 | Текстовые задачи. | 4 ч. | 1 ч | 3 ч. | Мини-лекция, групповая работа, тестирование | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. |
9 | Уравнения и неравенства с параметром. | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | Мини-лекция, урок-практикум | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. |
10 | Обобщающее повторение | 4 ч. | | 4 ч. | Тест | Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. |
Содержание программы
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).
Тема 3. Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Тема 4. Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
Тема 5. Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Тема 6. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма п-первых членов. Комбинированные задачи.
Тема 8. Текстовые задачи
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.
Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.
Тема 10. Обобщающее повторение
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ (полный текст).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол час | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1 | Числа и выражения | 1 | Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. | Актуализация вычислительных навыков. | | | |
2 | Преобразование выражений | 1 | Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. | Развитие навыков тождественных преобразований. | тестирование | | |
3 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | Способы решения комбинаторных задач. Статистика. Вычисление вероятностей. Перестановки. Размещения. Сочетания. | Овладение умениями решать комбинаторные задачи, задачи по статистике и теории вероятностей. | тестирование | | |
4-6 | Способы решения различных уравнений | 3 | Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных сводимых к квадратным, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). | Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами. | Групповая работа | | |
7 | Системы уравнений | 1 | Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). | Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений. | | | |
8-9 | Различные методы решения систем уравнений | 2 | Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. | Работа в парах | | |
10-13 | Способы решения различных неравенств | 4 | Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств. | Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами. | тестирование | | |
14-17 | Координаты и графики | 4 | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. | Обобщение знаний о различных функциях и их графиках. | Лабораторная работа | | |
18-19 | Функции | 2 | Функции, их свойства и графики (линейная, обратно –пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. | Групповая работа | | |
20-21 | Функции, их свойства и графики | 2 | Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. | тестирование | | |
22,5 | Арифметическая прогрессия | 1,5 | Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п-ого члена. Характеристическое свойство. Сумма п первых членов. Комбинированные задачи. | Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии. | | | |
24 | Геометрическая прогрессия | 1,5 | | | |
25-26 | Текстовые задачи | 2 | Задачи на проценты, на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». | Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами. | | | |
27-28 | Решение текстовых задач | 2 | Задачи на движение. Задачи геометрического содержания. | тестирование | | |
29 | Уравнения и неравенства с модулем | 1 | Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения. | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями. | Работа в парах | | |
30-32 | Уравнения и неравенства с параметром | 3 | Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений. | Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами. | | | |
33-36 | Тестирование | 2 | Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ОГЭ(полный тест). | Умение работать с полным объемом теста ОГЭ | тестирование | | |
Список литературы для учителя
И.В.Ященко, С.А.Шестаков. Типовые тестовые задания 9 класс, М. «Экзамен»,2016
ГИА 3000 задач. Все задания части1. «Закрытый сегмент» Под редакцией А.Л.Семенова.
Математика. Тренажер. По новому плану ГИА. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Легион 2014г
Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.
Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2014.
Е.В. Неискашова. Алгебра. 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9 класс. Издательство «Аст»., 2013г
Сайт «Решу ГИА»
Сайт «Ларина»
Сайт «ФИПИ»
Список литературы для учащихся
1.И.В.Ященко, С.А.Шестаков. Типовые тестовые задания 9 класс, М,, «Экзамен»,2016
2.Математика .Тренажер.По новому плану ГИА. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Легион 2014г
3.Тесты Ларина