Технологии семейного счастья
(в рамках тренинга «Школа любящих родителей»)
Пояснительная записка.
Воспитание – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными. А.С. Макаренко писал: “Школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей”.
Родительские собрания должны быть интересными и полезными для всех, ведь не развивая родителей – семью, нельзя полноценно воспитать, развить личность.
Данное собрание проводится совместно с детьми. В процессе личностного, неформального, эмоционально – положительного общения родителей и детей, вместе обсуждая и решая проблемы межличностного взаимоотношения, выходим на новый уровень понимания друг друга.
Цели: 1) Учить родителей и детей быть внимательными друг к другу.
2) Воспитывать культуру семейных отношений.
Задачи: 1)Лучше узнать друг друга, чтобы уметь понимать друг друга;
2)Познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребенок – взрослый”;
3) Развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
4) Создание благоприятной атмосферы общения;
5) Сплочение коллектива учащихся и родителей.
Форма проведения – журналистское расследование.
Вопросы для обсуждения: статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка; особенности общения с подростком; влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы учащихся.
Подготовительная работа: Приглашение родителей на собрание.
анкетирование учеников (см. приложение);
полезная информация (см. приложение);
монтаж презентации собрания.
Оформление фото – выставки “Наша школьная жизнь” за 5-6й класс.
Подготовка памятки для родителей по теме собрания и обращение детей к родителям, учителям и ко всем взрослым. (см. приложение)
Оборудование и ТСО:
На доске ярко цветным мелом написана тема собрания, “рецепт счастья” (см. в тексте собрания рецепт счастья: “ Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!” ) и несколько фраз из памятки для родителей.
Экран и компьютер с мульти – проектом.
На стене фото – выставка.
На столе приготовлены карточки для родителей и детей на цветной бумаге, а также памятки и обращение детей.
План собрания:
Вступительное слово классного руководителя. Ролик «Наши дети».
Выступление первого журналиста и подведение итогов анкеты “Мои контакты с родителями”.
Выступление второго журналиста видео-сюжет «Подростковый возраст в жизни моего деда»
Выступление классного руководителя «Планирование времени» и анализ, что является «троглодитами» времени.
Выступление третьего журналиста. Видео - фильм о классе. (Отношения родителей, детей и учителей)
Выступление четвертого журналиста. Обращение детей.
Заключительное слово классного руководителя. Любите своих детей и доверяйте им
Раздать памятки по теме собрания и обращение детей.
Все этапы собрания логически взаимосвязаны и завершены.
Актуальность выбранной темы: Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители замечают, что их отношения с ним становятся напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми. Ребенок теперь гораздо больше предоставлен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как данность, но при этом не научили ребенка «быть большим», не подготовили его к этому. А детям необходимо внимание родителей, их советы, их любовь, т.е. требуется больше общения.
Рекомендации по использованию разработки:
Эту тему можно продолжить в 7 и 8 классах, обыгрывая другие ситуации и используя другие тесты, т. к. она всегда актуальна и востребована.
Данное собрание можно провести не только в 6 классе, но и в 7-9 х классах.
Литература:
. 1. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания, Москва, «Вако», 2006.
2. Журнал “Классный руководитель” №3 – 2004г.
3. Журнал “Классный руководитель”№7 – 2004г.
5. Кузьмина Т.А. и др. “Методические разработки родительских собраний” г.Волгоград 2002г.
6. Макарова О.В. Пащук А.Г. “Воспитание =семья + школа” г. Москва 2002 г.
Микляева А. В. « Я – подросток. Встречи с самим собой» г. Санкт-Петербург, «Речь», 2003г.
«Рецепты семейного счастья»
1. Вступительное слово. Ролик «Наши дети».
Добрый день, дорогие родители, мамы и папы!
Добрый день мои ученики, девочки и мальчики!
Вот мы снова собрались вместе, родители и дети. И сегодня мы с вами поговорим на тему: "Рецепты семейного счастья".
Ролик «Наши дети». Вопрос: «Почему ребенок попросил превратить его в телевизор?»
Ответы детей и родителей.
По статистике родители и дети общаются друг с другом, в общем, минут 30 в день, согласитесь, что этого очень мало. Вот поэтому мы сегодня будем общаться друг с другом, будем учиться понимать друг друга.
2. Выступление первого журналиста и подведение итогов анкеты “Мои контакты с родителями”.
Воспитание детей – это старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношение между ними.
Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияет семья – 50%, СМИ – 30%, школа - 10%, улица - 10%.
Презентация. По итогам анкеты “Твои контакты с родителями” (см. приложение) отношения со старшими можно считать благополучными у 8 ребят; удовлетворительные, но недостаточно многосторонние у 11ребят; и контакты с родителями недостаточны у 3 ребят.
То есть большинству наших ребят необходимо общение со взрослыми, а точнее ваше, родители, внимание, ваша любовь, ваше понимание.
3.Выступление второго журналиста видео-сюжет «Подростковый возраст в жизни моего деда» (вопросы см. приложение)
4.Выступление классного руководителя «Планирование времени» и анализ, что является «троглодитами» времени. (см. приложение)
Да, действительно 50 лет назад у ваших сверстников жизнь была наполнена разнообразной деятельностью, которая приносила радость общения с друзьями, с родителями. И мы с вами услышали, что они прекрасно обходились без телефона, телевизора, компьютера.
Давайте сейчас выясним сколько лет, месяцев, дней прожил каждый из вас?
У ребят получились пятизначные числа. А какими делами были заполнены эти годы? Я предлагаю сейчас составить список событий обычного реального рабочего или учебного дня. (например сон учеба, общение с друзьями, бытовые обязанности, одиночество)
На специально приготовленных листах я прошу вас обозначить различные по размеру сектора, обозначающие затраты времени на то или иное дело в течение обычного, «средненького» дня. Родители должны приготовить задание о учебном дне своего сына или дочери, а ребята рабочем дне своего папы или мамы.
Заполнение родителями и детьми «Круга времени»
На листе ватмана: Кластер «Троглодиты» времени
Посмотрите есть ли на вашем круге времени «поглотители времени», которых всем очень нравится «троглодитами». К ним относится все то, что отнимает время и «сокращает» день.
(например: длительные разговоры по телефону, просмотр бесчисленных сериалов, игра в одну и ту же компьютерную игру, переделывание плохо сделанной работы).
Вывод: Если не спать по 11-12 часов в сутки и поменьше смотреть телевизор можно успеть намного больше.
5. Выступление четвертого журналиста. Обращение детей.
“Целуют родители нас.
В неловкости мы каменеем.
И с детства, в который уж раз,
Добром отвечать не умеем…” (Н. Зиновьев)
Разрешите ознакомить вас с обращением учащихся к родителям, учителям и ко всем взрослым. Это обращение составлено также на основе анкет учащихся.
(Обращение зачитывают дети, и на экране демонстрируется это обращение)
Обращение учащихся к родителям, учителям и ко всем взрослым
Любимые мамы и папы.
* Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что у вас есть.
*Берегите нас, ваших детей, любите нас.
*Относитесь к нам, как к своим друзьям, тогда мы тоже станем вашими друзьями.
*Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем.
*Станьте внимательнее и ласковее, не кричите на нас.
* Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.
6.Педагог. (звучит минусовка песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)
Подходит к концу очередная наша встреча. Конечно же, говорить о общении родителей и детей можно долго и много. Но все мы должны отдавать себе отчет в том, что, общаясь как можно больше со своим ребенком, мы воспитываем его и тем самым вносим свой особый вклад в общественное развитие, а потому всем нам необходимо понимать, что труд родителей предоставляет свои особые возможности для творчества, фантазии, самоутверждения.
Любите своих детей и доверяйте им.
Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь.
Я думаю, что после сегодняшней встречи вы немножко по – другому взглянете, друг на друга, и я буду рада, если у кого-то отношения изменится в лучшую сторону.
Спасибо Вам, что пришли на наше собрание, потратив свое личное время.
Я всегда очень рада Вас видеть в нашем классе. И еще несколько слов: рецепт счастья от классного руководителя : “ Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!”
Раздаются памятки по теме собрания и обращение детей к родителям, учителям и ко всем взрослым.
Приложение:
Обращение детей к родителям, учителям и ко всем взрослым.
Любимые мамы и папы.
* Помните, что мы – самое дорогое и ценное, что у вас есть.
*Берегите нас, ваших детей, любите нас.
*Относитесь к нам, как к своим друзьям, тогда мы тоже станем вашими друзьями.
*Прислушивайтесь к нашему мнению, советуйтесь с нами, доверяйте нам. Нам порой не хватает понимания, вашего участия в решении наших проблем.
*Станьте внимательнее и ласковее, не кричите на нас.
* Поверьте: мы очень вас любим, нам хочется больше времени проводить с вами, видеть вас в хорошем настроении.
Памятка для родителей по теме собрания.
Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.
Уважаемые родители, не кричите на детей и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.
Воспитание – это передача детям Вашего жизненного опыта. Будьте милосердны.
Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Планирование времени
Я прожил…………………лет, ………месяцев, …………. дней.
Это около ……………. минут или около …………… секунд.
Реальный день
Анкета для детей
Кто глава вашей семьи?
Чем ты огорчаешь своих родителей?
Чем ты их радуешь?
Как тебя наказывают родители?
Просишь ли ты прощения?
Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
Часто ли бывает, что родители не справедливы к тебе?
Что хотел бы ты изменить в своей семье?
Продолжи фразу: Для меня моя семья…
Я своих родителей люблю, потому что…….
Можно ли считать твои отношения с родителями:
А. благополучными
Б. удовлетворительными, но недостаточно многосторонними
В. недостаточными
Вопросы для интервью.
-Дедушка, расскажи, пожалуйста, о себе когда тебе было 12 лет?
Ответ:
-А чем ты занимался после школы, как проводил время?
Ответ?
- А в твоей семье, как вы проводили совместно время?
Ответ:
Спасибо дедушка за твой интересный рассказ, я думаю, что он был интересен и полезен и для моих одноклассников.
Спасибо за внимание.