Технологии воспитания и социализации школьников на уроках культурологического цикла
Искусству принадлежит своё, ничем не заменимое место в формировании социальной позиции школьников. Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для педагогов современной школы.
На уроках культурологического цикла я использую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую игровую деятельность учащихся. Метод кейсов.Таск анализ(Тезис-Анализ- Ключ) метод кластера, позволяющий сделать наглядным те процессы, которые происходят при погружении в тот или иной материал.
Такая работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии. дети учатся использовать знания, полученные на других уроках, в практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Дифференцирующий метод обучения считаю приоритетным, так как способности и знания у детей разные.
Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно сотрудничество в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. Такие уроки расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.
Основным методом обучения становится проектная деятельность школьников, которая органично вплетается в рабочую программу по предметам.
На протяжении нескольких лет на уроках изобразительного искусства я наблюдаю, как метод проектов позволяет ставить учащихся в состояние активного деятеля, выявлять его потенциальные возможности, развивать его личную неповторимость, стимулировать к стремлению поиска новых знаний.
Выполнение проектов дает учащимся возможность для создания личностно-развивающих условий, позволяющих реализовать творческие силы, обеспечить выработку саморазвития, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в творческую деятельность, которая становится мотивацией к новым знаниям, развивает потребность выявлять затруднения и разрешать возникающие противоречия, воплощая идеи на уроках изобразительного искусства, развиваются и совершенствуются путем применения опыта, во многом определяя не только будущие профессиональные навыки, но и личностные качества.
На примере начальных классов при создании проектов Большой акцент нужно сделать на наблюдательность ребенка, работа имеет большую практическую направленность. Это краткосрочные проекты, рассчитанные на одно- два занятия. Ребята используют различные техники исполнения, это, на бумаге красками объеме из пластилина, моделирование из бумаги и конструирование из готовых элементов.
Моделирование так же находит свое продолжение в старших классах, так например в 7 классе есть темы моделирования Объект и пространство
игровые технологии.
Игровая форма занятий создается науроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. один из приёмов преодоления пассивности учеников, тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
С помощью дидактических игр"На развилке трех дорог", "Волшебные краски" дети учатся эмоциональному восприятию цвета.
Прием перевоплощения . Например, на уроке "Эти забавные животные" дети Воображают себя каким либо животным и копируют его манеру поведения Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".
На уроках по цветоведению применяю игру "Волшебная палитра". Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета.
С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).
Так же на уроках учащиеся самостоятельно составляют кроссворды, ребусы по пройденным темам, далее дети меняются друг с другом своими работами и разгадывают чужой кроссворд. Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках учащиеся закрепляют полученные знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Беседы об изобразительном искусстве являются важным средством не только эстетического, но и идейно-политического воспитания учащихся. Во время бесед демонстрируются картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке показываю репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной
Так же в старших классах я применяю Технологию «Арт-педагогика»
Например Дети делают фотоколлажи- тем самым .создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями; оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Таким образом, я считаю, что уроки культурологического цикла направлены на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни современного школьника. , дети учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала для многостороннего развития ребенка и формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество образования .Все эти аспекты дают положительные результаты в формировании личности школьника.