ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным
ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты
Содержанием воспитательных технологий являются
Технологии воспитания классифицируют
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом
Технология здоровьесберегающая
Цель технологии : сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий . Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
- Медико-гигиенические технологии (МГТ).
- Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
- Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
- Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Технология проектного обучения
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения , при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают
исследовательские умения и системное мышление.
Ведущая форма технологии проектного обучения
– игра, во время которой дети делятся на группы,
создают и защищают свой проект .
Технологии личностно-ориентированного обучения
- Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
- Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
- Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Гуманно-личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили
который разработал и воплотил в своей экспериментальной
школе педагогику сотрудничества, личностный подход.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
- благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- идеал воспитания – самовоспитание.
Технология обучения
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного
обучения. Например кружки,секции и другие виды внеурочной деятельности.
Технология педагогики сотрудничества
может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология.
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»
технологию , так как её идеи вошли почти во все современные педагогические
технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений
- Гуманно – личностный подход к ребёнку
- Единство обучения и воспитания
- Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
- возрождение национальных культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Технология педагогического общения
Технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
Технология педагогического разрешения конфликта
технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из
участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое
поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Технология предъявления педагогического требования –
- технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Основные правила предъявления педагогического требования:
- скрытая педагогическая позиция,
- этикет в оформлении требования,
- детализация выдвигаемых требований,
- акцентирование на положительной программе действий,
- положительное подкрепление требования,
- терпеливое ожидание результатов.
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)
Цель технологии : формирование умений
работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
Использование ИКТ в воспитательной практике
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
Олег Сергеевич Анисимов , Николай Петрович Капустин . Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
Технологии воспитания на основе системного подход а
Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности . Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива . Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
- Целевые ориентации:
- Формирование личности – главная цель школы.
- Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
- Развитие социальной активности .
- Формирование ответственности, гражданского самосознания.
- Развитие творческих способностей детей.
- Превращение школы в большую воспитательную систему.
- Формирование целостной научно обоснованной картины.
- Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технология самосовершенствования личности школьника
- основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет:
- осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
- формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
- формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.
Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского
- Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель,
- любящий Родину и свободу.
- Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный,
- порядочный человек.
- Идеи и принципы:
- в воспитании нет главного и второстепенного;
- воспитание – это прежде всего человековедение ;
- эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
- принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
- культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;
В помощь классному руководителю
Сайта «Справочник классного руководителя»
( http://klass.resobr.ru ).
Сайт «Классному руководителю»
( http://www.debryansk.ru/ )
На сайте «Сценарии школьных и внешкольных праздников»
( www.uroki.net/scenar.htm )
На сайте газеты «Добрая дорога Детства»
( www.dddgazeta.ru )
Сайт School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра
( www.edunet.uz )
На сайте «Внеклассные мероприятия»
( http://school-work.net )
Интернет-сообщество Екатерины Пашковой ( http://pedsovet.Su/load/10 )