СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии воспитания:понятия,виды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Технологии воспитания:понятия, виды" поможет в воспитательном и обрахзовательном процессе как молодому учителю, так и имеющему опыт в работе с детьми. Она раскрывает особенности и современные технологии воспитания, показывает различные виды этих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Технологии воспитания:понятия,виды.»

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ: ПОНЯТИЯ,  ВИДЫ

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ

Воспитательные технологии  – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным  ценностям.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным

ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты

Содержанием воспитательных технологий являются

Содержанием воспитательных технологий являются

Технологии воспитания классифицируют

Технологии воспитания классифицируют

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом

 Технология здоровьесберегающая   Цель технологии : сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий . Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.   Медико-гигиенические технологии (МГТ).  Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Технология здоровьесберегающая

Цель технологии : сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий . Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.

  • Медико-гигиенические технологии (МГТ).
  • Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)
  • Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Технология проектного обучения Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения , при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект .

Технология проектного обучения

Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения , при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают

исследовательские умения и системное мышление.

Ведущая форма технологии проектного обучения

– игра, во время которой дети делятся на группы,

создают и защищают свой проект .

Технологии  личностно-ориентированного обучения Гуманно-личностные технологии  отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Технологии сотрудничества  реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технологии свободного воспитания  делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Технологии личностно-ориентированного обучения

  • Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  • Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
  • Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Гуманно-личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание.

Гуманно-личностная технология Шалвы Александровича Амонашвили

который разработал и воплотил в своей экспериментальной

школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
  • благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • развитие и становление познавательных сил ребенка;
  • идеал воспитания – самовоспитание.
Технология обучения Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например кружки,секции и другие виды внеурочной деятельности.

Технология обучения

Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного

обучения. Например кружки,секции и другие виды внеурочной деятельности.

Технология педагогики сотрудничества

может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология.

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»

технологию , так как её идеи вошли почти во все современные педагогические

технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  • Гуманно – личностный подход к ребёнку
  • Единство обучения и воспитания
  • Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
  • превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.
  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  • возрождение национальных культурных традиций;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели.
Технология педагогического общения Технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического общения

Технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из  участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое  поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Технология педагогического разрешения конфликта

технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из

участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое

поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция,  этикет в оформлении требования,  детализация выдвигаемых требований,  акцентирование на положительной программе действий,  положительное подкрепление требования,  терпеливое ожидание результатов.

Технология предъявления педагогического требования –

  • технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Основные правила предъявления педагогического требования:
  • скрытая педагогическая позиция,
  • этикет в оформлении требования,
  • детализация выдвигаемых требований,
  • акцентирование на положительной программе действий,
  • положительное подкрепление требования,
  • терпеливое ожидание результатов.
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) Цель технологии : формирование умений  работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.  ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

Цель технологии : формирование умений

работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

Использование ИКТ в воспитательной практике

Использование ИКТ в воспитательной практике

Технология индивидуального  рефлексивного самовоспитания Олег Сергеевич Анисимов , Николай Петрович Капустин . Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда. Индивидуализированное воспитание  – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

Олег Сергеевич Анисимов , Николай Петрович Капустин . Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

Технологии воспитания на основе системного подход а  Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности . Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива . Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Целевые ориентации:  Формирование личности – главная цель школы.  Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.  Развитие социальной активности .  Формирование ответственности, гражданского самосознания.  Развитие творческих способностей детей.  Превращение школы в большую воспитательную систему.  Формирование целостной научно обоснованной картины.  Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.  Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Технологии воспитания на основе системного подход а

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности . Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива . Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

  • Целевые ориентации:
  • Формирование личности – главная цель школы.
  • Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
  • Развитие социальной активности .
  • Формирование ответственности, гражданского самосознания.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Превращение школы в большую воспитательную систему.
  • Формирование целостной научно обоснованной картины.
  • Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технология самосовершенствования  личности школьника   основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет: осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию; формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.

Технология самосовершенствования личности школьника

  • основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет:
  • осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
  • формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
  • формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.
Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского Главная цель:  нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Идеи и принципы: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение ; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;

Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского

  • Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель,
  • любящий Родину и свободу.
  • Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный,
  • порядочный человек.
  • Идеи и принципы:
  • в воспитании нет главного и второстепенного;
  • воспитание – это прежде всего человековедение ;
  • эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  • принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
  • культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
  • приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;
В помощь классному руководителю Сайта «Справочник классного руководителя»   ( http://klass.resobr.ru ).  Сайт «Классному руководителю» ( http://www.debryansk.ru/ )  На сайте «Сценарии школьных и внешколь­ных праздников» ( www.uroki.net/scenar.htm ) На сайте газеты «Добрая дорога Детства»   (  www.dddgazeta.ru  )  Сайт School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра ( www.edunet.uz )   На сайте «Внеклассные мероприятия»   ( http://school-work.net ) Интернет-сообщество Екатерины Пашковой ( http://pedsovet.Su/load/10 )

В помощь классному руководителю

Сайта «Справочник классного руководителя»  

( http://klass.resobr.ru ). 

Сайт «Классному руководителю»

( http://www.debryansk.ru/

На сайте «Сценарии школьных и внешколь­ных праздников»

( www.uroki.net/scenar.htm )

На сайте газеты «Добрая дорога Детства»  

www.dddgazeta.ru  ) 

Сайт School Goes Digital Межшкольного Ресурсного Центра

( www.edunet.uz )  

На сайте «Внеклассные мероприятия»  

( http://school-work.net )

Интернет-сообщество Екатерины Пашковой ( http://pedsovet.Su/load/10 )