Рабочая программа
Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
5 «А, Б, В» классы
34 часа
2020-21 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники
В процессе обучения технологии учащиеся
познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с рекламой, ценой; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (машин, механизмов, инструментов);
• со средствами и методами обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Выполнение проектных работ вводится в учебный процесс с начала учебного года.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств материалов; с физикой при изучении механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план ГБОУ гимназия № 61 включает 34 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология» в 5. 6, 7-х классах, из расчета 1 ч. в неделю.
Результаты изучения предмета «Технология»
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Методы контроля знаний.
Текущие наблюдения.
Устный контроль: индивидуальный опрос, фронтальный опрос.
Письменный контроль: письменные контрольные, письменные зачеты.
Выполнение и анализ проверочных практических заданий.
Тестирование.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
Примерная программа: Примерные программы по предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
Учебник: Технология. Технический труд. кл.: учебник / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.
Методическое пособие для учителя: Технология. Технический труд. кл.: Методическое пособие / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.
Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Программа предмета «Технология» по направлению «Технический труд» содержит 3 основных раздела:
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина);
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (тонколистового металла и проволоки);
Основы электротехники.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс, 34 часа
Разделы и темы | Количество часов |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина) | 23 |
Технология обработки древесных материалов | 14 |
Технология машинной обработки материалов | 3 |
Технология художественной обработки материалов | 6 |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (тонколистового металла и проволоки) | 10 |
Технология обработки металлов | 10 |
| |
Основы электротехники | 1 |
Простая электрическая цепь. | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Дата урока | Раздел программы Тема урока | Содержание |
1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины) – 23 часа |
Технология обработки древесных материалов – 14 часов |
21 2 | | Физические свойства древесины. Правила безопасности. | Содержание курса технология. Демонстрация работ, выполненных учащимися. Правила внутреннего распорядка и безопасности. Виды физических свойств древесины. |
2 | | Виды и получение пиломатериалов. | Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Получение пиломатериалов и их виды. Дерево и древесина. |
3 | | Элементы доски. Подготовка заготовок. | Наименование частей доски. Правила выбора и подготовки заготовок. |
4 | | Виды и получение древесных материалов. | Получение шпона, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит |
5 | | Графическое изображение деталей из древесины. | Виды графических изображений. Масштаб. Основные линии чертежа. Чертёж изделия. |
6 | | Последовательность изготовления деталей. | Технологическая карта. Основные этапы изготовления деталей изделия. Рабочее место. |
7 | | Разметка заготовок из древесины. | Чертёжные и измерительные инструменты. Разметка по шаблону. Разметка по чертежу. |
8 | | Пиление столярной ножовкой. | Устройство ножовки. Виды пил для работы по древесине. Приспособления для пиления. Правила безопасной работы. |
9 | | Строгание древесины. | Виды стругов. Устройство рубанка. Приёмы и правила безопасной работы. |
10 | | Сверление отверстий. | Виды отверстий. Устройство ручной дрели и коловорота. Виды свёрл. Подготовка инструмента к работе. Правила безопасной работы. |
11 | | Соединение деталей гвоздями. | Виды гвоздей. Инструменты для забивания гвоздей. Правила забивания гвоздей. Правила безопасной работы. |
12 | | Соединение деталей шурупами. | Виды шурупов. Инструменты для выполнения соединения. Подготовка гнезда для шурупа. Правила безопасной работы. |
13 | | Склеивание деталей из древесины. | Виды клеев. Подготовка поверхности к склеиванию. Правила безопасной работы. |
14 | | Зачистка поверхности детали, изделия. | Инструменты для зачистки. Приёмы безопасной работы. |
Технология машинной обработки материалов – 3 часа |
15 | | Понятие о механизме и машине. | Машина и механизм. Подвижное и неподвижное соединение. Типовые детали. Типовые соединения деталей. |
16 | | Устройство сверлильного станка. | Сверление. Назначение и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. |
17 | | Работа на сверлильном станке. | Подготовка станка к работе. Работа на станке. |
Технология художественной обработки материалов – 6 часов |
18 | | Выпиливание лобзиком. | Устройство лобзика. Подготовка инструмента к работе. Подготовка заготовок. Приёмы безопасной работы. |
19 | | Выпиливание лобзиком. | Приспособления для выпиливания. Выпиливание. |
20 | | Подготовка деталей к сборке. | Подгонка изготовленных деталей. Инструмент, приспособления. Приёмы работы. |
21 | | Сборка деталей на клею. | Подготовка поверхностей деталей к склеиванию. Склеивание. |
22 | | Выжигание по древесине. | Подготовка поверхностей к выжиганию. Приёмы и правила безопасной работы. |
23 | | Отделка изделий. | Виды инструментов для лакирования. Приёмы и правила безопасной работы. |
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (тонколистового металла и проволоки) – 10 часов |
Технология обработки металлов – 10 часов |
24 | | Рабочее место для ручной обработки металлов. | Устройство слесарного верстака. Регулировка высоты верстака. Устройство слесарных тисков. Правила безопасной работы. |
25 | | Тонколистовой металл и проволока. | Способы получения листового металла и проволоки. Виды листового металла и проволоки. |
26 | | Графическое изображение деталей из металла. | Изображение изделий из металла и проволоки. Условности и упрощения, применяемые на чертеже деталей из металла и проволоки. |
27 | | Правка заготовок из металла. | Способы правки листового металла. Способы правки проволоки. Приспособления и инструменты для правки. Приёмы безопасной работы. |
28 | | Разметка тонколистового металла и проволоки. | Разметка металла и проволоки. Инструменты для разметки заготовок. Разметка по чертежу. |
29 | | Приёмы резания металла и проволоки. | Ручные слесарные ножницы. Резание ножницами. Резание проволоки кусачками. |
130 | | Гибка тонколистового металла и проволоки. | Сгибание в тисках. Гибка с помощью оправок. Инструменты для гибки тонколистового металла и проволоки. |
131 | | Соединение тонколистового металла фальцевым швом. | Фальцевый шов. Инструменты для работы. Выполнение фальцевого шва. |
332 | | Соединение тонколистового металла заклёпками. | Соединение заклёпками. Этапы получения заклёпочного соединения. Инструменты для выполнения заклепочных соединений. |
33 | | Зачистка и отделка изделий из металла. | Инструменты для зачистки. Приёмы зачистки деталей. Приёмы безопасной работы. Назначение отделки изделий из металла. Выполнение отделки изделия. |
Основы электротехники – 1 час |
34 | | Простая электрическая цепь. | Источники электрической энергии. Установочные электротехнические изделия. Условные обозначения элементов электрической цепи. |