СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология 5 класс»












Рабочая программа

Предмет «ТЕХНОЛОГИЯ.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»


5 «А, Б, В» классы

34 часа


2020-21 учебный год



Пояснительная записка


Нормативно

Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования


Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.


Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики;
• знакомство с миром профессий;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники

В процессе обучения технологии учащиеся

познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с рекламой, ценой; бюджетом семьи;
• с экологическими требованиями к технологиям производства (утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
• с устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (машин, механизмов, инструментов);
• со средствами и методами обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, информации;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места.

Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Выполнение проектных работ вводится в учебный процесс с начала учебного года.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств материалов; с физикой при изучении механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план ГБОУ гимназия № 61 включает 34 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология» в 5. 6, 7-х классах, из расчета 1 ч. в неделю.


Результаты изучения предмета «Технология»

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Методы контроля знаний.

  1. Текущие наблюдения.

  2. Устный контроль: индивидуальный опрос, фронтальный опрос.

  3. Письменный контроль: письменные контрольные, письменные зачеты.

  4. Выполнение и анализ проверочных практических заданий.

  5. Тестирование.

  1. Самоконтроль.

  2. Взаимоконтроль.


Реализация учебной программы обеспечивается УМК:

Примерная программа: Примерные программы по предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).

Учебник: Технология. Технический труд. кл.: учебник / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.

Методическое пособие для учителя: Технология. Технический труд. кл.: Методическое пособие / под ред.В.М. Казакевича. Г.А. Молевой – М. : Дрофа, 2014.


Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.


Программа предмета «Технология» по направлению «Технический труд» содержит 3 основных раздела:

  1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина);

  2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (тонколистового металла и проволоки);

  3. Основы электротехники.






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


5 класс, 34 часа



Разделы и темы

Количество часов

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесина)

23

Технология обработки древесных материалов

14

Технология машинной обработки материалов

3

Технология художественной обработки материалов

6

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (тонколистового металла и проволоки)

10

Технология обработки металлов

10



Основы электротехники

1

Простая электрическая цепь.


1


ИТОГО:


34




Календарно-тематическое планирование

5 класс



№ урока

Дата

урока

Раздел программы

Тема урока

Содержание

1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (древесины) – 23 часа

Технология обработки древесных материалов – 14 часов


21

2


Физические свойства древесины. Правила безопасности.


Содержание курса технология. Демонстрация работ, выполненных учащимися. Правила внутреннего распорядка и безопасности. Виды физических свойств древесины.

2


Виды и получение пиломатериалов.

Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Получение пиломатериалов и их виды. Дерево и древесина.

3


Элементы доски. Подготовка заготовок.


Наименование частей доски. Правила выбора и подготовки заготовок.

4


Виды и получение древесных материалов.

Получение шпона, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит

5


Графическое изображение деталей из древесины.


Виды графических изображений. Масштаб. Основные линии чертежа. Чертёж изделия.

6


Последовательность изготовления деталей.


Технологическая карта. Основные этапы изготовления деталей изделия. Рабочее место.

7


Разметка заготовок из древесины.


Чертёжные и измерительные инструменты. Разметка по шаблону. Разметка по чертежу.

8


Пиление столярной ножовкой.

Устройство ножовки. Виды пил для работы по древесине. Приспособления для пиления. Правила безопасной работы.

9


Строгание древесины.



Виды стругов. Устройство рубанка. Приёмы и правила безопасной работы.

10


Сверление отверстий.

Виды отверстий. Устройство ручной дрели и коловорота. Виды свёрл. Подготовка инструмента к работе. Правила безопасной работы.

11


Соединение деталей гвоздями.



Виды гвоздей. Инструменты для забивания гвоздей. Правила забивания гвоздей. Правила безопасной работы.

12


Соединение деталей шурупами.


Виды шурупов. Инструменты для выполнения соединения. Подготовка гнезда для шурупа. Правила безопасной работы.

13


Склеивание деталей из древесины.


Виды клеев. Подготовка поверхности к склеиванию. Правила безопасной работы.

14


Зачистка поверхности детали, изделия.


Инструменты для зачистки. Приёмы безопасной работы.

Технология машинной обработки материалов – 3 часа


15


Понятие о механизме и машине.

Машина и механизм. Подвижное и неподвижное соединение. Типовые детали. Типовые соединения деталей.

16


Устройство сверлильного станка.


Сверление. Назначение и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы.

17



Работа на сверлильном станке.



Подготовка станка к работе. Работа на станке.

Технология художественной обработки материалов – 6 часов


18


Выпиливание лобзиком.

Устройство лобзика. Подготовка инструмента к работе. Подготовка заготовок. Приёмы безопасной работы.

19


Выпиливание лобзиком.



Приспособления для выпиливания. Выпиливание.

20


Подготовка деталей к сборке.



Подгонка изготовленных деталей. Инструмент, приспособления. Приёмы работы.

21


Сборка деталей на клею.



Подготовка поверхностей деталей к склеиванию. Склеивание.

22


Выжигание по древесине.



Подготовка поверхностей к выжиганию. Приёмы и правила безопасной работы.

23


Отделка изделий.



Виды инструментов для лакирования. Приёмы и правила безопасной работы.

  1. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (тонколистового металла и проволоки) – 10 часов

Технология обработки металлов – 10 часов


24


Рабочее место для ручной обработки металлов.

Устройство слесарного верстака. Регулировка высоты верстака. Устройство слесарных тисков. Правила безопасной работы.

25


Тонколистовой металл и проволока.

Способы получения листового металла и проволоки. Виды листового металла и проволоки.

26


Графическое изображение деталей из металла.

Изображение изделий из металла и проволоки. Условности и упрощения, применяемые на чертеже деталей из металла и проволоки.

27


Правка заготовок из металла.

Способы правки листового металла. Способы правки проволоки. Приспособления и инструменты для правки. Приёмы безопасной работы.

28


Разметка тонколистового металла и проволоки.


Разметка металла и проволоки. Инструменты для разметки заготовок. Разметка по чертежу.

29


Приёмы резания металла и проволоки.


Ручные слесарные ножницы. Резание ножницами. Резание проволоки кусачками.

130


Гибка тонколистового металла и проволоки.

Сгибание в тисках. Гибка с помощью оправок. Инструменты для гибки тонколистового металла и проволоки.

131


Соединение тонколистового металла фальцевым швом.

Фальцевый шов. Инструменты для работы. Выполнение фальцевого шва.

332


Соединение тонколистового металла заклёпками.

Соединение заклёпками. Этапы получения заклёпочного соединения. Инструменты для выполнения заклепочных соединений.

33


Зачистка и отделка изделий из металла.

Инструменты для зачистки. Приёмы зачистки деталей. Приёмы безопасной работы. Назначение отделки изделий из металла. Выполнение отделки изделия.

  1. Основы электротехники – 1 час

34



Простая электрическая цепь.



Источники электрической энергии. Установочные электротехнические изделия. Условные обозначения элементов электрической цепи.