Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии ( технический труд) для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» ( М.: МОН, 2013), рабочей программы «Технология 5 – 8 классы» И.А. Сасова, А.В. Марченко – М.: Вентана – Граф, 2013г.
Технология – это первообразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определённым характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовления продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического,, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологической грамотности, компетентности и мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых гражданских и патриотических качеств личности учащегося, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологии. Умение решать задачи, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости, предприимчивости.
Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Важность привития учащимся культуры в настоящее время признаётся во всём мире.
В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки учащихся возникает проблема повышения эффективности учебного процесса.
Достигается это построением содержания и методики обучения на реализации деятельностно – параметрического подхода.
Суть его заключается в следующем:
Особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно – производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определённого продукта( изделия) и его реализацией.
При разработке или выборе конструкции изделия, технологии её обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали выступает для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля.
С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей) уделяет особое внимание
ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и
профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и
механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
Согласно новым направлениям при изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% на теоретическую.
На выполнение творческих проектов выделяется около 10% общего времени интегративно в течение учебного года. Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.
Традиционные формы проведения занятий, на которых учитель устно излагает учебный материал: лекция, беседа, рассказ, объяснение нового материала.
Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Общей чертой технологий, используемых в образовательной программе является ориентация на развитие:
творческих способностей учащихся;
самостоятельности и креативности мышления;
развитие общей и эстетической культуры;
исследовательских умений;
коммуникативной культуры;
умений рефлексии и саморефлексии:
потребности в непрерывном самообразовании.
Образовательные технологии, педагогические методы, используемые на уроках технологии:
неигровые методы (имитационные упражнения),
проектные методы обучения,
имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
интегрированные уроки,
интегрированные проекты,
систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно
- коммуникационных технологий.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю).
Контроль знаний:
На уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, используется метод тестирования (Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии)
Тесты используются не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:
быстрота поверки выполненной работы;
оценка достаточно большого количества учащихся;
возможность проверки теоретического материала;
проверка большого объема материала малыми порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий ( анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
При оценке выполнения практических заданий используются следующие критерии:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца ( если не было на то установки) ; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
« 2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершённый вид.
При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и других предметах.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание ( художественная отделка столярного изделия ). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения технологии учащиеся 7 класса должны
знать:
– что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
– основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
– пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
– виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
– общее устройство слесарного верстака, основные правила пользования им при выполнении слесарных операций;
– назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
– основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
– возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
– источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
– общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
– виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
уметь:
– рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
– осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
– производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
– читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
– составлять содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
– графически изображать основные виды механизмов передач;
– находить необходимую техническую информацию;
– осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемых изделий;
– читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
– выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном, токарном и фрезерном станках;
– выполнять шиповые столярные соединения;
– шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
– выявлять и использовать простейшие способы технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
– применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Должны владеть компетенциями:
– ценностно-смысловой;
– деятельностной;
– социально-трудовой;
– познавательно-смысловой;
– информационно-коммуникативной;
– межкультурной;
– учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач; как источник информации;
– планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Содержание учебного материала. Раздел 1. Обработка металла в слесарной мастерской – 32 часа.
Технология обработки металлов.
Основные компоненты учебного проекта.
Чтение чертежей деталей цилиндрической формы.
Устройство токарно-винторезного станка.
Виды и назначение токарных резцов.
Приемы работы на токарно-винторезном станке.
Механические передачи.
Точение на ТВ-6 заготовок цилиндрической формы.
Чтение чертежа детали.
Резьбонарезной инструмент и приспособления.
Изготовление детали с наружной резьбой.
Изготовление детали с внутренней резьбой.
Приемы и последовательность обтачивания деталей.
Устройство фрезерного станка.
Работа фрезерного станка.
Изготовление деталей на фрезерном станке.
Раздел 2. Обработка древесины в столярной мастерской – 22 часа.
Технология обработки древесины.
Формулировка задачи.
Проектируемое изделие.
Чертеж деталей с коническими поверхностями.
Токарная обработка деталей из дерева.
Приемы выполнения работ на СТД-120.
Изготовление изделий из дерева.
Декоративно – прикладное творчество.
Декоративно-художественное оформление.
Разработка технологической документации.
Свойства красок для росписи изделия.
Раздел 3. Домашнее хозяйство – 6 часов.
Интерьер жилых помещений.
Обычаи и традиции.
Экономика домашнего хозяйства.
Раздел 4. Творческий проект – 10 часов.
Творческий проект.
Способы презентации проекта.
Способы презентации проекта.
Защита проекта.
Защита проекта.
Календарно-тематическое планирование. 7 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| Раздел 1. Обработка металла в слесарной мастерской | | | |
1 | Технология обработки металлов. ПБТ. | 1 | 2.09, 5.09 | |
| Технология обработки металлов. ПБТ. | 1 | 2.09, 5.09 | |
2 | Основные компоненты учебного проекта | 1 | 9.09, 12.09 | |
| Основные компоненты учебного проекта | 1 | 9.09, 12.09 | |
3 | Чтение чертежей деталей цилиндрической формы | 1 | 16.09, 19.09 | |
| Чтение чертежей деталей цилиндрической формы | 1 | 16.09, 19.09 | |
4 | Устройство токарно-винторезного станка. ПБТ. | 1 | 23.09, 26.09 | |
| Устройство токарно-винторезного станка. ПБТ. | 1 | 23.09, 26.09 | |
5 | Виды и назначение токарных резцов | 1 | 30.09, 3.10 | |
| Виды и назначение токарных резцов | 1 | 30.09, 3.10 | |
6 | Приемы работы на токарно-винторезном станке. ПБТ. | 1 | 7.10, 10.10 | |
| Приемы работы на токарно-винторезном станке. ПБТ. | 1 | 7.10, 10.10 | |
7 | Механические передачи | 1 | 14.10, 17.10 | |
| Механические передачи | 1 | 14.10, 17.10 | |
8 | Точение на ТВ-6 заготовок цилиндрической формы | 1 | 21.10, 24.10 | |
| Точение на ТВ-6 заготовок цилиндрической формы | 1 | 21.10, 24.10 | |
9 | Чтение чертежа детали | 1 | 4.11, 7.11 | |
| Чтение чертежа детали | 1 | 4.11, 7.11 | |
10 | Резьбонарезной инструмент и приспособления | 1 | 11.11, 14.11 | |
| Резьбонарезной инструмент и приспособления | 1 | 11.11, 14.11 | |
11 | Изготовление деталей с наружной резьбой | 1 | 18.11, 21.11 | |
| Изготовление деталей с наружной резьбой | 1 | 18.11, 21.11 | |
12 | Изготовление деталей с внутренней резьбой. ПБТ. | 1 | 25.11, 28.11 | |
| Изготовление деталей с внутренней резьбой. ПБТ. | 1 | 25.11, 28.11 | |
13 | Приемы и последовательность обтачивания деталей | 1 | 2.12, 5.12 | |
| Приемы и последовательность обтачивания деталей | 1 | 2.12, 5.12 | |
14 | Устройство фрезерного станка. ПБТ. | 1 | 9.12, 12.12 | |
| Устройство фрезерного станка. ПБТ. | 1 | 9.12, 12.12 | |
15 | Работа фрезерного станка. ПБТ. | 1 | 16.12, 19.12 | |
| Работа фрезерного станка. ПБТ. | 1 | 16.12, 19.12 | |
16 | Изготовление деталей на фрезерном станке. ПБТ. | 1 | 23.12, 26.12 | |
| Изготовление деталей на фрезерном станке. ПБТ. | 1 | 23.12, 26.12 | |
| Раздел 2. Обработка древесины в столярной мастерской | | | |
17 | Технология обработки древесины. ПБТ. | 1 | 13.01, 16.01 | |
| Технология обработки древесины. ПБТ. | 1 | 13.01, 16.01 | |
18 | Формулировка задачи проекта. | 1 | 20.01, 23.01 | |
| Формулировка задачи проекта. | 1 | 20.01, 23.01 | |
19 | Проектируемое изделие | 1 | 27.01, 30.01 | |
| Проектируемое изделие | 1 | 27.01, 30.01 | |
20 | Чертеж деталей с коническими поверхностями | 1 | 3.02, 6.02 | |
| Чертеж деталей с коническими поверхностями | 1 | 3.02, 6.02 | |
21 | Токарная обработка древесины. ПБТ. | 1 | 10.02, 13.02 | |
| Токарная обработка древесины. ПБТ. | 1 | 10.02, 13.02 | |
22 | Приемы выполнения работ на СТД-120. ПБТ. | 1 | 17.02, 20.02 | |
| Приемы выполнения работ на СТД-120. ПБТ. | 1 | 17.02, 20.02 | |
23 | Изготовление деталей из дерева | 1 | 24.02, 27.02 | |
| Изготовление деталей из дерева | 1 | 24.02, 27.02 | |
24 | Декоративно-прикладное творчество | 1 | 3.03, 6.03 | |
| Декоративно-прикладное творчество | 1 | 3.03, 6.03 | |
25 | Декоративно-художественное оформление | 1 | 10.03, 13.03 | |
| Декоративно-художественное оформление | 1 | 10.03, 13.03 | |
26 | Разработка технологической документации | 1 | 17.03, 20.03 | |
| Разработка технологической документации | 1 | 17.03, 20.03 | |
27 | Свойства красок для росписи изделия | 1 | 31.03, 3.04 | |
| Свойства красок для росписи изделия | 1 | 31.03, 3.04 | |
| Раздел 3. Домашнее хозяйство | | | |
28 | Интерьер жилых помещений | 1 | 7.04, 10.04 | |
| Интерьер жилых помещений | 1 | 7.04, 10.04 | |
29 | Обычаи и традиции | 1 | 14.04, 17.04 | |
| Обычаи и традиции | 1 | 14.04, 17.04 | |
30 | Экономика домашнего хозяйства | 1 | 21.04, 24.04 | |
| Экономика домашнего хозяйства | 1 | 21.04, 24.04 | |
| Раздел 4. Творческий проект | | | |
31 | Творческий проект | 1 | 28.04, 1.05 | |
| Творческий проект | 1 | 28.04, 1.05 | |
32 | Способы презентации проекта | 1 | 5.05, 8.05 | |
| Способы презентации проекта | 1 | 5.05, 8.05 | |
33 | Способы презентации проекта | 1 | 12.05, 15.05 | |
| Способы презентации проекта | 1 | 12.05, 15.05 | |
34 | Защита проекта | 1 | 19.05, 22.05 | |
| Защита проекта | 1 | 19.05, 22.05 | |
35 | Защита проекта | 1 | 26.05, 29.05 | |
| Защита проекта | 1 | 26.05, 29.05 | |
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса:
Учебно-методический комплект:
Для обучающихся:
1.Сасова И.А.Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной
школы / И.А.Сасовой, А.В.Марченко и др. / под ред.И.А.Сасовой. -
4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-208с
2.Технология. 7 класс: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учрежде
ний. - 3-е изд., перераб. / под ред.И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 208 с.: ил.
Для учителя:
Быков, 3. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование
промышленных изделий / 3, Н. Быков, Г. В. Крючков и др. - М.: Высшая школа, 1986.
Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1992.
Программа «Технология». 1-4, 5-11 классы. -М.: Просвещение, 2005.
Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8-11 классы / Е. Н. Прошицкая. -М.: Просвещение, 1995.
5.Примерные программы по учебным предметам. Просвещение, 2011 год.-96с.(стандарты второго поколения)
6.Сасова И.А.Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной
школы / И.А.Сасовой, А.В.Марченко и др. / под ред.И.А.Сасовой. -
4-е изд.,перераб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-208с
Печатные пособия
1. Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
2.Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
3. Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
4.Раздаточные контрольные задания
5. Портреты выдающихся деятелей науки и техники
6. Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг.
Информациионно-коммуникационные средства
1.Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии.
2. Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.
Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.
Экранно-звуковые пособия
1. Видеофильмы по основным разделам и темам программы
2. Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг
Материально – техническое обеспечение :
Аптечка
Халаты
Очки защитные
Верстак столярный в комплекте
Набор для выпиливания лобзиком
Набор столярных инструментов школьный
Наборы сверл по дереву и металлу
Прибор для выжигания
Набор инструментов для резьбы по дереву
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу
Верстак слесарный в комплекте
Набор слесарных инструментов школьный
Набор напильников школьный:
Набор резьбонарезного инструмента
Набор обжимок, поддержек, натяжек для клепки
Ножницы по металлу рычажные
Приспособление гибочное для работы с листовым металлом
Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов
Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий
Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла
Электроинструменты и оборудование для фрезерования заготовок из дерева и металла
Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей
Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование
Список литературы:
1. Борисов, К. Н. Что такое обрабатывающий центр? / К. Н. Борисов. – Л. : Детская литература, 1987. – 130 с.
2. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.
3. Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 7 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда / Г. Б. Ворошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло [и др.] ; под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989.
4. Карабанов, И. А. Трудовое обучение : учебник для 5–7 кл. общеобразовательной школы / И. А. Карабанов, Н. К. Щур, К. Г. Гулак. – Минск : Нар. асвета, 1992. – 271 с.
5. Коваленко, В. И. Объекты труда. 7 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Кулененок. – М. : Просвещение, 1990.
6. Леонтьев, Д. П. Сделай сам / Д. П. Леонтьев. – Л. : Детская литература, 1978. – 110 с.
7. Маркуша, А. М. Книга для сыновей и для пап / А. М. Маркуша. – М. : Детская литература, 1990. – 176 с.
8. Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины : книга для учащихся 5–8 кл. / Э. В. Рихвк. – М. : Просвещение, 1988. – 128 с.
9. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М. : Просвещение, 1984.
10. Спиридонов, И. Г. Слесарное дело : учеб. пособие для учащихся 7–8 классов / И. Г. Спиридонов, Г. П. Буфетов, В. Г. Копелевич. – М. : Просвещение, 1985. – 272 с.
11. Трудовое обучение : проб. учеб. пособие для 7 кл. сред. шк. / А. К. Бешенков, Е. В. Васильченко, А. И. Иванов [и др.] ; под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. – М. : Просвещение, 1990. – 207 с.
12. Федотов, Г. Я. Дарите людям красоту / Г. Я. Федотов. – М. : Просвещение, 1985. – 255 с.
13. Энциклопедический словарь юного техника / сост. Б. В. Зубков, С. В. Чумаков. – М. : Педагогика, 1980. – 512 с.