Рабочая программа по технологии для 8 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение» 1-4, 5-11 классы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, 6-е издание издательства «Просвещение» г. Москва 2007 г.; Технология: программы начального и основного общего образования /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М. «Вентана-Граф», 2010.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до её реализации. Для этого учащиеся должны быть способны:
определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в её производстве;
находить и использовать необходимую информацию;
выдвигать идеи решения возникающих задач;
планировать, организовывать и выполнять работу;
оценивать результаты работы на каждом этапе, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
2. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
и) развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
На изучение курса «Технология» в 8 класса выделяется 34 часа, по 1 часу в неделю.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения
Текущий контроль по темам и проверочные, практические задания.
в рамках каждой темы в виде фрагмента урока, защита проектов.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
| Домашняя экономика | 11 |
| Электричество в нашем доме | 11 |
| Ремонтно-строительные работы в доме | 2 |
| Творческие проекты | 5 |
| Сельскохозяйственный труд | 5 |
Итого | 34 |
Основное содержание
«Технология. Обслуживающий труд»
« Технология. Сельскохозяйственный труд»
(Основное содержание)
Домашняя экономика (11 часов).
Основные теоретические сведения Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.
Практические работы Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.
Электричество в нашем доме (11 часов)
Основные теоретические сведения Типы гальванических элементов. Получение, передача, распределение и использование электрической энергии. Параметры переменного тока. Действие трансформатора. Электрические измерительные приборы. Типы выпрямителей
Практические работы Ознакомление с устройством и изучение правил пользования авометром. Разработка плаката по электробезопасности. Сборка электрической цепи. Изучение устройств бытовых электрических приборов.
Ремонтно-строительные работы в доме (2 часа)
Основные теоретические сведения Характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники.
Практические работы Частичный ремонт оконного блока. Утепление дверей и окон.
Творческие проекты (5 часов)
Основные теоретические сведения Выбор и обоснование творческого проекта. Оценка решения поставленной проблемы. Выбор материала проекта. Планирование процесса изготовления. Оценка стоимости изделия.
Практические работы Изготовление проекта. Защита проекта.
Сельскохозяйственный труд (5 часов)
Основные теоретические сведения
сущность основных понятий растениеводства (плодородие почвы, сорт, гибрид); условия необходимые для прорастания семян; особенности ухода за культурами с учётом их биологических особенностей; требования выращиваемых культур к свету, теплу, воздуху, воде, и элементам питания; орудия для обработки почвы; основные агротехнические приёмы выращивания растений; способы борьбы с вредителями и болезнями растений;
Практические работы
Уход за растениями Предпосевная обработка почвы. Посев культур.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/ понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; основные агротехнические приёмы выращивания растений; фенологические фазы развития растений.
Уметь
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; грамотно проводить посев различных культур.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.
Календарно-тематическое планирование
по технологии
8 класс
Учебник: Технология. 8 класс.- /Под редакцией В.Д. Симоненко, Н.Л.Бронникова, П.С.Самородского, Н.В. Синицы - М.: Вентана-Граф, 2009.-240 с.
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
| Домашняя экономика Я и наша семья | | |
| Семья и бизнес | | |
| Потребности семьи | | |
| Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета | | |
| Расходы на питание и составление меню | | |
| Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета | | |
| Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара. | | |
| Трудовые отношения в семье | | |
| Экономика приусадебного (дачного) участка | | |
| Информационные технологии в домашней экономике | | |
| Коммуникации в домашней экономике | | |
| Электричество в нашем доме Понятия об электрическом токе. | | |
| Проводники и диэлектрики. | | |
| Разработка плаката по электробезопасности | | |
| Бытовые нагревательные приборы и светильники | | |
| Бытовые электропечи | | |
| Электромагниты и их применение | | |
| Электрические двигатели | | |
| Электрический пылесос | | |
| Стиральная машина | | |
| Холодильник | | |
| Швейная машина | | |
| Ремонтно-строительные работы в доме. Мелкий ремонт окон и дверей | | |
| Способы обновления старой мебели | | |
| Творческие проекты Выбор и обоснование творческого проекта | | |
| Расчет себестоимости проекта | | |
| Описание технологической последовательности изделия | | |
| Изготовление изделия | | |
| Защита проекта | | |
| Сельскохозяйственный труд Посев семян на рассаду | | |
| Уход за рассадой | | |
| Подготовка почвы | | |
| Посадка семян цветочных растений. Обрезка кустарников | | |
| Полив, уход за растениями | | |
6